Created with Sketch.

"Я уверен, что именно в Украине существуют большие возможности для того, чтобы направить диалог между гуманитарной наукой и богословием в русло взаимного уважения и понимания"

03.07.2007, 18:38

В гостях: о. д-р Юрий АВВАКУМОВ, декан Гуманитарного факультета Украинского Католического Университета

В гостях: о. д-р Юрий АВВАКУМОВ, декан Гуманитарного факультета Украинского Католического Университета

Вопрос и ответы размещаются в обратном порядке — последние вверху


13. Вопрос от редакции

— Отче Юрий, как Вы стратегически видите развитие гуманитарного образования в Украине, в частности, его духовное измерение? Можно ли сказать, что существуют тенденции к десакрализации гуманитарной науки, к ее превращению в орудия секуляризации? И что на это может ответить выпускник Гуманитарного факультета УКУ?

Очень благодарим за участие в веб-конференции. Желаем всех Божьих благословений в Вашей такой многогранной деятельности!

— Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно было бы, наверно, написать целую книгу. На открытии следующего семестра, 14-го сентября, запланирована моя лекция, и я хочу попробовать что-то сказать именно об этой проблеме (названием лекции будет: «На путях к диалогу между богословием и исторической наукой»). Искренне приглашаю всех заинтересованных на лекцию, буду рад иметь хорошую дискуссию. Сейчас могу сказать: гуманитарная наука, на мой взгляд, и не должна быть «сакральной» (последнее является опасным!), следовательно, ее «десакрализация» не является проблемой. Но она на самом деле не должна становиться «орудиями секуляризации». Считаю, что путь к решению этой проблемы пролегает не в последнюю очередь через воспитание личности ученого, его собственных религиозных убеждений. Это последнее, со своей стороны, зависит от убедительности христианской миссии для настоящего. Причем эта миссия имеет два измерения. Самое главное и решающее: личная, жизненная, душпастырская, «действенная» и «практическая» убедительность. Второе: возможность Церкви вести диалог с современной наукой, ее «интеллектуальная» убедительность. Одно связано с другим. Следовательно, очень многое зависит от богословов: важно, чтобы они не закрывались в собственном гетто, непонятном для большинства их современников. Я уверен, что именно в Украине существуют большие возможности для того, чтобы направить диалог между гуманитарной наукой и богословием в русло взаимного уважения и понимания. Надеюсь, что гуманитарный факультет УКУ внесет свой вклад в воспитание ученого-гуманитария, который следует христианским ценностям и чувствует ответственность за духовный климат в обществе.


12. Игорь Осташевский, Львов

— Отче Юрий, известно ли Вам, есть ли где-то в Украине общины русских-греко-католиков?

— Попытки учредить такие общины, насколько мне известно, на Востоке Украины есть. Советую с таким вопросом обратиться к моему хорошему знакомому, русскому священнику отцу Льву Струкову, который сейчас служит в Донецко-Харьковском экзархате УГКЦ у Владыки Степана Менька


11. Абитуриентка из Харькова

— Какую подготовку должен иметь абитуриент УКУ? Какие вступительные экзамены на ваш факультет? Кто может стать студентом: представитель лишь греко-католической церкви или других также, в том числе – протестантских?

— Об условиях вступления и вступительных экзаменах Вы можете узнать на нашем сайте www.ucu.edu.ua или по телефону 240 99 40. Конфессиональных ограничений при вступлении не существует. Вместе с тем, всем, кто учится в УКУ, мы выдвигаем требование: уважать другие религиозные убеждения.


10. Елена

— На форуме РИСУ по поводу Вашего участия в веб-конференции было отмечено, что Вы еще и творческий человек, в частности имеете музыкальные способности. Действительно ли это так? Каковы Ваши достижения в этом? Спасибо.

— Немного занимаюсь пением, в Мюнхене сотрудничаю с хором и оркестром «Мадригал», принимал участие (как солист-бас) в исполнении духовных произведений Генделя, Гайдна, Люлли, Рамо, Персела, во Львове пел концерт на тему «Духовные образы и темы в произведениях западных и украинских композиторов».


9. Степан Мельник

— Скажите, пожалуйста, а почему Вы решили после Петербуржской православной семинарии перейти в УГКЦ?

— Мое знакомство с Украинской Греко-Католической Церковью началось еще в начале 80-х годов благодаря встрече с блаженной памяти Владыкой Павлом Василиком. В то время я принадлежал к одному из небольших кружков православных в Петербурге, которые увлекались Владимиром Соловьёвым и желали единства с католической Церковью с сохранением собственного духовного наследия. Таким образом, я понимал уже тогда присоединение к УГКЦ (которое состоялось благодаря Владыке Павлу) не как «переход», но как необходимое «совершенствование» собственного православия. С такими убеждениями учился и работал в Петербуржской Православной Академии преподавателем латыни и греческого (кстати, на то время в Семинарии и в Академии училось большое количество украинцев-галичан, о многих из них вспоминаю с добрым чувством и благодарностью). Следовательно, для меня Украинская Церковь была (и есть) прекрасным, уникальным проявлением Вселенской Церкви, которое соединяет в себе «вселенскость» и верность собственной традиции. Нельзя отрицать, что такое сочетание давалось людям, которые составляют собой Церковь, далеко не всегда легко, и это видим в истории УГКЦ (имею в виду, прежде всего, латинизацию и тому подобное). Но главное – упомянутая мной основа – остается актуальной и вдохновляющей и сегодня.


8. Matthew

— How can а Catholic university insure that it is being objective in presenting the content of various disciplines yet also maintain its Catholic identity, in particular, faithfulness to the teaching of the magisterium?

— It depends upon what one means under “being objective”. И think the best ethical answer to the problem of “scientific objectivity” was given by Max Weber in his “Wissenschaft als Beruf“. He says there that for him the only true scientific virtue is а “simple intellectual honesty” (“schlichte intellektuelle Rechtschaffenheit”). А sociologist (the main “hero” in Weber’s lecture) has а moral task to show by his research to his reader: “If you choose this alternative, you will end up there and there, if you choose another one, you will be driven in such and such direction. So in the first case you offend this one “god” and serve this one other, in the second it will be vice versa”. This Weber’s thought was for me always а kind of ethical orientation while working in the field of history. In such а way И think “scientific objectivity” can receive an ethical dimension for а scholar (also for а non-theologian who is personally devote to “the teaching of the magisterium”).


7. Андрей из Львова

— А чем гуманитарное образование в УКУ существенно отличается от образования в других львовских университетах?

— Ответ на этот вопрос см. № 3.


6. Петр Дидула, didula@ucu.edu.ua

— Отче Юрий, какой, по вашему мнению, канонический статус более свойственен греко-католической Церкви в России: как экзархата УГКЦ – с неминуемым ударением на «украинскости», либо как отдельная экклезиальная единица, которая формируется преимущественно из русских, и в которой украинцы составляли бы какую-то, возможно со временем совсем незначительную, часть. Возможно, есть какая-то другая форма?

— Господин Петр, кажется, я частично коснулся Вашего вопроса в предыдущем ответе. На мой взгляд, немного рановато говорить об отдельном «национальном российском» экзархате.


5. Степан Мельник

— По информации на сайте УКУ (http://www.ucu.edu.ua/) я понял, что Вы научно интересуетесь Средневековьем и историей российских униатов. Как Вы думаете, какие перспективы развития Греко-католической Церкви в России сегодня?

— Непростой вопрос. Думаю, что, говоря о Греко-Католической Церкви в России, в первую очередь нужно думать об украинцах. Нормальная практика взаимоотношений Церквей по целому миру – то, что инонациональные и иноязычные общины иммигрантов имеют право приглашать собственных священников и иметь собственные церкви или места богослужений. Как пример: в архидиецезии Мюнхен и Фрайзинг, где я работал последние пятнадцать лет, существует 24 (!) инонациональные общины (для католиков итальянцев, испанцев, португальцев, поляков, и многих др.). Эти душпастырства получают материальную поддержку от немецкой Мюнхенской архидиецезии (!), но священников для них присылают церкви названных стран. Следовательно, это было бы вполне естественно, если бы в России существовали общины УГКЦ для украинцев-греко-католиков – там, где есть в этом потребность (кстати: так же, как и наоборот – в Украине для русских-православных). Что касается собственно российских греко-католиков, то их очень мало, но и они, как каждый гражданин демократического государства, должны пользоваться правом свободы совести.


4. Михаил

— Уважаемый отче, известно, что вы ранее закончили Ленинградскую духовную академию, и даже, кажется, преподавали в ней. То есть вы довольно хороший знаете Русскую Православную Церковь изнутри. Скажите, имеет ли смысл греко-католикам стремиться к единству с РПЦ? Не являются ли подобные прожекты заведомо обреченными на провал в силу неактуальности этого вопроса для православных, особенно российских (ведь в России число греко-католиков ничтожно мало)? Другой смежный вопрос — не является ли опасным, вредным для греко-католиков объединяться с православными, ведь вместе с таким объединением в ГКЦ хлынут коррупционеры и шпионы.

— Думаю, что следует стремиться не к формальному, структурному и тем более кадровому «объединению» с РПЦ, а к диалогу и к общению. Такой диалог фактически уже был предложен Московскому Патриархату руководством УГКЦ, однако эти предложения, к сожалению, или оставались без внимания, или на них следовали реакции, которые фактически означали неготовность РПЦ к диалогу. Убежден, что диалог и общение не должны обозначать «сдачу позиций» со стороны греко-католиков, наоборот: греко-католики должны оставаться самими собой, верными своим убеждениям. Однако внутренняя готовность к честному и серьезному диалогу с православными (имею у вида далеко не только московских православных, но и многие другие юрисдикции), мне кажется, полезна в первую очередь для самих греко-католиков, эта готовность делает нас морально сильнее и мудрее.


3. Ирина, Львов

— А что особенного предлагает Гуманитарный факультет УКУ? Чем его выпускники отличаются от, например, выпускников истфака ЛНУ им. И. Франко?

— Гуманитарный факультет УКУ имеет государственную аккредитацию для степеней бакалавра, специалиста и магистра по истории. Факультет имеет две главные особенности. Во-первых, это то, что мы предлагаем нашим студентам ряд предметов богословского цикла, которые, по нашему мнению, могут помочь будущим историкам хорошо ориентироваться в религиозной проблематике (напр. «Введение в богословие», «Христианская духовность», «История религиозных учений», «История Церкви в Украине», «История христианства», «Исторические книги Ветхого Завета», «Синоптические Евангелия и Деяния Апостолов» и др.). Во-вторых, мы имеем сильную языковую программу, что касается как современных (англ., франц., итал., нем., пол.), так и классических языков (латынь, греческий). Каждый историк получает, таким образом, хороший языковой, филологический инструмент для своего главного «ремесла» – работа с источниками и ознакомление с современной мировой научной литературой. Наша магистерская программа (трехсеместровая) имеет три специализации: (1) медиевистика – история, религия и культура Средних Веков, Византии, Руси-Украины; (2) история Центрально-восточной Европы Нового времени; (3) История Украины ХІХ-ХХ веков, история Церкви и религиозности в модерной Украине.


2. Степан Мельник

— Простите, но Вы едва ли не самый неизвестный участник веб-конференции РИСУ среди всех, кто в ней принимал участие. Не могли бы Вы представиться? Но, пожалуйста, не в двух словах.

— Родился в Петербурге (мне 47 лет), закончил Ленинградский Государственный Университет по специальности «классическая филология» (латинский и греческий языки), после этого – Ленинградскую Православную Духовную Семинарию и Академию со степенью кандидата богословия. Рукоположен на священника в 1992 году в Украинской Греко-Католической Церкви во Львове. Последние 15 лет работал в Германии, был ответственным за русскоязычное католическое душпастырство Мюнхенской архидиецезии. На католическом богословском факультете Мюнхенского университета защитил докторскую диссертацию и опубликовал на немецком языке монографию «Возникновение унийной идеи. Обряд Восточной Церкви как проблема средневекового латинского богословия» (Берлин, 2002). Упорядочил и редактировал сборник «Митрополит Андрей Шептицкий и греко-католики в России» (Львов, изд-во УКУ, 2004). С февраля 2007 года – декан Гуманитарного (исторического) факультета УКУ.


1. Ihor

— Ваша фамилия указывает на российские корни. Что имеете с ними общего? Ведь для русских понятие «католик» очень поразительно и неприятное. Благодарю за ответ.

— Вы правы относительно «российских корней», я родился в Петербурге и провел там значительную часть своей жизни. Понятие «католик» «очень поразительно и неприятное» для многих русских, но далеко не для всех. Напомню, что еще в ХІХ – в начале ХХ века в России существовало интеллектуальное движение за сближение с католической Церковью, к которому принадлежал целый ряд представителей тогдашней аристократии, мыслителей, церковных деятелей: кн. Елизавета Волконская, кн. Иван Гагарин, Владимир Соловьёв, архим. Леонид Федоров, поэт и исследователь античности Вячеслав Иванов и многие другие (об этом см. мою – совместно с О. Гаевой – книгу «Митрополит Андрей Шептицкий и греко-католики в России»). Если мы исходим не из «узко-партийной» конфессиональной принадлежности, но из веры во Христа неделимого, все мы должны быть одновременно и «католиками» (потому что это самое древнее название христианской Церкви), и «православными» (потому что это определение того, которой должна быть наша вера). Современная российская антикатолическая пропаганда обусловлена прежде всего политикой. Следовательно, не будем думать, что все россияне без исключения «антикатолики».


Справка о госте: отец Юрий Аввакумов родился в Петербурге, изучал в Ленинградском университете классическую филологию. Учился в Петербуржской Православной духовной академии, впоследствии — на католическом факультете Мюнхенского университета. Был рукоположен на священника владыкой Юлианом Вороновским в УГКЦ в 1992 г. Докторскую диссертацию по средневековой истории богословия и философии защитил в Мюнхене. 15 лет был парохом для русских греко-католиков в архидиецезии Мюнхена и Фрайзинга. С февраля 2007 года — декан Гуманитарного факультета Украинского Католического Университета. Автор монографии «Генеза унийной идеи. Обряд Восточной Церкви как проблема латинского богословия в Средневековье» (изд. на немецком языке в Берлине 2002 г. . Также является главным редактором и составителем двухтомного сборника документов «Митрополит Андрей Шептицкий и греко-католики в России». (по материалам журнала "Патріярхат")

Читайте также