Разобраться с этим пытались ведущие эксперты и религиозные лидеры вчера, 15 мая, во время традиционного ежегодного Круглого стола «Религия и власть: проблемы взаимоотношений», прошедшего в Киеве.
Вопросы взаимодействия Церкви и власти сегодня становятся особо актуальными, глядя на значительные общественные перемены, всколыхнувшие Украину. Бесспорно, говорить о старых форматах сотрудничества уже нецелесообразно, однако новый формат еще до конца не определен. Разобраться с этим пытались ведущие эксперты и религиозные лидеры вчера, 15 мая, во время традиционного ежегодного Круглого стола «Религия и власть: проблемы взаимоотношений», прошедшего в Киеве.
«Этот Круглый стол сейчас особенно актуален, потому что имеет все процедуры, которые помогут решить насущные проблемы. ВСЦиРО всегда заявлял о принципиальной поддержке целостности и независимости Украины. Мы наблюдаем ситуацию межконфессионального мира и спокойствия сейчас. Слава Богу, не удалось расшатать ситуацию и добавить еще и межконфессиональные конфликты», – отметил он.
Епископ курии Верховного Архиепископа УГКЦ владыка Богдан (Дзюрах) уверен, что Церковь несет в себе миссию напоминания о сверхъестественном измерении. При этом он отмечает, что государство само должно было бы разрешить религиозным организациям быть самими собой, не пытаться инструментализировать Церковь, поскольку она может выполнить все свои задачи только тогда, когда остается собой. Но люди как граждане и часть государства не должны оставаться в стороне.
Иногда может показаться, судя по заявлениям общественности, что есть запрос на теократию, удивляется о.Николай Данилевич. Он считает, что нужно в целом по-другому задавать вопросы, в частности, чтобы не Церковь ждала реакцию, а государство и общество слушали духовенство. По его словам, нужно сохранять баланс между разнообразием конфессий и происходящими событиями.
«Нужно ставить вопрос не так, что Церкви нужно сделать для государства, а что государство может сделать для Церкви. Потому что конфликт, который мы сейчас имеем, не межконфессиональный или межрелигиозный, он общественно-политический. Поэтому лучше бы государство и общественные институты прислушивались, что говорит Церковь», – призвал владыка Богдан.
Идею активного посредничества в урегулировании общественно-политического конфликта поддерживает и митрофорный протоиерей УГКЦ о.Олекса Петрив. По его мнению, последовательно нужно воплощать пункты манифеста со стороны духовенства, о чем просит само общество. Аналогично нужно принять и концепцию изменений к Конституции о государственно-конфессиональных отношениях, что поможет улучшить вовлеченность служителей в социум.
Однако не все соглашаются с однозначной ролью Церкви как посредника для урегулирования конфликта. В частности, старший пастор Ирпенской Библейской церкви Николай Романюк заявляет, что общество не способно услышать Церковь, поэтому о посредничестве сейчас не может быть и речи.
«В то же время государственно-конфессиональные отношения определяются обломками советской идеологии, потому что слишком много ее носителей. Именно они, ранее коммунистические пенсионеры, влияют на местные органы власти, на политические партии, на общественные организации. Церковь не может быть посредником сегодня, потому что государство отделило церковно-обрядовую деятельность религиозных организаций, из-за чего деятельность определяется культовыми сооружениями и местами», – выделяет он.
В то же время можно смотреть на проблему отношений религии и власти несколько шире, напоминает руководитель отдела истории религии и практического религиоведения Института философии им. Григория Сковороды Людмила Филипович. По ее словам, государство самоустранилось от многих функций, которые оно должно вернуть себе, в то время как эксперты должны достойно оценить события.
О вполне практических моментах сотрудничества государства и Церкви напомнил исполнительный директор Института религиозной свободы Максим Васин, отметив, что должно произойти упрощение процессов функционирования для Церкви, а также восстановление ее компетенции. Это касается как минимизации коррупции, влияния чиновников, так и проблем завышенных бюрократических требований.
Со стороны политических деятелей звучали разные предложения, но акцент был сделан на том, что Церковь может показать пример в социально-политической ситуации, указав, что мы один народ. Об этом говорит народный депутат нескольких созывов Владимир Стретович.
«Что могут сделать Церкви Украины? Показать пример, что Восток и Запад вместе, что мы один народ, у которого одна история, одна культура, одна молитва. И если низы уже стучат о единстве, то на это нужно реагировать», – отмечает политик.
Если Церковь будет активно выступать в медиа-простанстве и нести свое слово к людям через подобные средства, тогда ее услышит каждый. Об острой необходимости послания мира через телевидение и появления духовных руководителей в массовом пространстве сказал заместитель генсекретаря Украинского библейского общества Анатолий Райчинец.
«В России, в Москве, искренние люди молятся за Украину, для них нет проблемы. Проблема где-то таится в другом, поэтому у меня один простой пример и просьба: разрешите иерархам из ВСЦиРО выступить на наиболее престижных каналах и обратиться к гражданам. Это даст неимоверный результат, это должно присутствовать», – подчеркивает Райчинец.
«Церковь на Востоке молится. И вместе, и отдельно, много молится. Возможно, они не выходят так, как это делали в Киеве на Майдане, но Церковь имеет свой голос и она провозглашала то, что есть в сердце. То, что происходит на Востоке, – это все подают не средства массовой информации, а средства массового уничтожения, которые разрушают взгляд людей, уничтожая их. Церковь продолжает говорить и влиять так, как она должна влиять. И если есть возможность, чтобы СМИ могли неоднократно говорить – тогда, возможно, что-то будет», – призывает он.
Религия вернулась в публичную сферу, где напоминает о существовании единой истины, убеждал религиовед Юрий Черноморец. По его мнению, Церковь должна нравиться, вызывать сочувствие, а поэтому нужно вызывать у людей желание идти за лидерами.
«Во время трагических событий в Руанде ключевую роль сыграли именно средства массовой информации, когда вследствие навязывания неправдивой информации начался настоящий геноцид. Такой же вопрос встает и в Украине, когда Церковь не выполняет свою основную миротворческую функцию. Вне всякого сомнения, мы будем содействовать, чтобы религиозные лидеры были на главных шоу на телевидении, потому что их видит вся страна», – заверяет журналист.
«Подобная ситуация продолжается на протяжении многих лет, если вообще не всю жизнь независимой Украины. И, конечно, в нынешние тяжелые времена на Церковь возлагается большая ответственность. Приятная новость заключается еще и в том, что количество верующих по сравнению с прошлым годом заметно выросло (с 67% до 76%). Тяжелые времена заставляют людей обращаться к Богу. Когда в стране времена действительно тяжелые, все больше людей, возможно, не видят иного пути к себе, как обратиться к Богу», – подчеркнул социолог.
Прежде чем накладывать на Церковь определенные обязанности, учитывая требования со стороны общества, нужно сначала определиться с тем, что она может сделать, – раздумывает епископ Харьковско-Запорожской диецезии Станислав Широкорадюк. Он убежден, что Церковь, прежде всего, должна выполнять свою главную функцию – пропагандировать мораль и взращивать духовность граждан, то есть формировать и воспитывать общество.
«Главная задача Церкви – заботиться о вере и моральности людей и вести их дорогой спасения. Если бы подобную задачу благословили, то произошла бы формация общества – культура, моральность и ответственность за жизнь другого человека. Мы должны формировать общество, воспитывать его. Но как это делать? Ведь мы фактически потеряли одно поколение за 20 лет», – напомнил владыка.
При этом владыка Евстратий (Зоря) (УПЦ КП) считает, что задача Церкви – делать глубинные вещи, не давать готовые рецепты, как именно поступать, а формировать человека в его высшем измерении. Так же Церковь не может брать на себя задачи и функции, которые принадлежат другим сферам, она может только давать духовные советы.
Епископ Богдан (Дзюрах) еще раз напомнил, что роль Церкви особенно актуальна сейчас на востоке страны. «Церковь имеет доступ к умам и сердцам людей. Нужно услышать людей, которые говорят с востока, стать голосом своих верных. Церковь должна говорить от тех, кто лишен голоса, когда нет возможности сказать о своей боли и нуждах. И мы тогда увидим влияние. Когда народ отыскивает в себе те здоровые силы, тут Церковь выступает катализатором диалога и процессов изменений», – заявил он.
Одна из проблем заключается в том, что Церковь сама не всегда осознает себя как институт гражданского общества. Она неосознанно стала посредником через формирование мировоззренческих установок у детей и взрослых, поэтому должна и дальше исполнять свою моральную роль, считает ведущий научный сотрудник ИФ НАНУ д-р Александр Саган.
«Церковь объективно исполняет свою миссию посредника в форме непосредственных процессов, а также через формирование мировоззренческих характеристик. На протяжении последних 20 лет именно Церковь была институтом с наибольшим доверием, однако смогла ли она воспользоваться этим для морального воспитания… Пусть это и достаточно узкий вопрос, но особым пунктом является воспитание патриотизма в силовых структурах, что сейчас как никогда актуально», – говорит А.Саган.
«Гражданское общество – это процесс, в том числе контроля власти. Церковь имеет потенциал быть активным участником формирования гражданского общества, она может быть арбитром. И критика оправдана из-за этого определенного опасения Церквей, что «мы не хотим перенимать на себя определенные функции». Никто не говорит о замене институций, но она в то же время может и контролировать их. Заявления ВСЦиРО, бесспорно, очень важны, но деятельность Церкви не должна только ними исчерпываться», – убежден религиовед.
Без молитвы Майдана не было бы той победы, которую сейчас мы имеем, уверен владыка Станислав Широкорадюк. Поэтому, по его мнению, Церковь и сегодня должна объединяться в молитве и продолжать предоставлять гуманитарную помощь.
«Мы все видели очень большую силу молитвы. И сегодня у нас ее немного не хватает, ее нет совсем в тех регионах, где проливается кровь, – ни в Донецке, ни в Луганске. Вместо этого есть агрессия и определенное количество людей, которые всегда собираются под памятником Ленину – это тоже знак, они оттуда вдохновляют на зло. Поэтому Церковь обязательно должна объединяться в общей молитве и продолжать предоставлять помощь, в том числе и гуманитарную», – призвал епископ РКЦ.
По мнению старшего пастора Ирпенской Библейской церкви Николая Романюка, Церковь только становится институтом гражданского общества, что произошло благодаря Майдану. Именно он помог вырваться из замкнутого круга, указал верный путь служения гражданам. Со временем это будет пророческий голос, который будет указывать направление.
«Майдан стал первым событием за время независимой Украины, когда Церковь вырвалась из замкнутого круга, и это проблема Церкви, потому что за 1000 лет деятельности она не стала органической частью общества. Поэтому украинское общество сегодня не готово и тем более не способно услышать голос Церкви. Она, несмотря на высокий уровень доверия, не владеет достаточным авторитетом», – считает Николай Романюк.