Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября (15 ноября по ст.ст.) и продолжается до 7 января (25 декабря по ст.ст.), длится 40 дней и потому именуется в Уставе Церкви Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.
Елена ИВАНОВА. - "Боспор-Крым", 3 декабря 2009 года
Рождественский пост — последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября (15 ноября по ст.ст.) и продолжается до 7 января (25 декабря по ст.ст.), длится 40 дней и потому именуется в Уставе Церкви Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти святого апостола Филиппа, 27 ноября (14 ноября по ст.ст.), то этот пост называют еще Филипповым.
Правила воздержания в пище, предписанные Уставом Церкви в Рождественский пост, следующие. Во время поста не употребляются в пищу мясные и молочные продукты, а также яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу не вкушаются рыба, вино, растительное масло: это дни сухоядения. Во вторник и четверг Устав предписывает принимать пищу с растительным маслом, а в субботу и воскресенье — рыбу. В праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы рыба вкушается в любой день недели. Со 2 января по 6 января (с 20 по 24 декабря ст.ст.) пост усиливается, и в эти дни в субботу и воскресенье рыба не благословляется.
Святые отцы Церкви говорят, что душа постящегося человека подобна летящей птице: она свободно поднимается к Богу; душа же непостящегося подобна птице с перебитыми крыльями: хотела бы взлететь, но не может, потому обитает на земле и становится частой добычей хищников — злых духов.
Когда человек постится ради Христа, свидетельствуют они (т.е. соблюдает пост, который благословила Церковь, а не просто голодает), душа его успокаивается, умиротворяется и, если во время телесного поста человек ведет чистую духовную жизнь, он всегда чувствует рядом с собой присутствие Господа.
Прошло более двух тысяч лет с тех пор, когда египетские мудрецы, узнав о Рождестве Иисуса Христа, принесли Богомладенцу дары: золото, смирну и ладан. Так и каждый православный христианин должен прийти к этому великому событию с дарами, достойными Господа. Ими должны быть покаяние, смирение, молитва, добрые дела и любовь к Богу и ближнему.
Следует помнить, что Господь смотрит прежде всего не на внешние подвиги, а в глубину сердца человека. Поэтому пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Следует помнить, что пост — это не цель, а средство. Средство смирить свою плоть и очиститься от грехов, чтобы с настоящей духовной радостью встретить затем Рождение Богомладенца Христа.