Created with Sketch.

РПЦ и Оруэлл: еще одна иллюстрация из Тульчинской епархии

05.06.2018, 16:07

Митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких) прекрасно иллюстрирует целый ряд классических приемов демагогии.

С интересом ознакомился с реакцией на мою статью «РПЦ и Оруэлл: вопрос автокефалии Церкви в Украине как индикатор двоемыслия РПЦ», опубликованной митрополитом Тульчинским Ионафаном (Елецких) на своем сайте: «РПЦ – враг православия?!» Или каким образом публицисты-автокефалисты «зарабатывают» доверие читателей». Забавно, что автор умышленно меняет мое имя на Николай – то ли по собственной привычке скрываться за псевдонимами, то ли декларируя, что не внимательно читал критикуемый им текст, то ли, предполагая, что именно это мое имя в великой схиме :)

Далее автор прекрасно иллюстрирует целый ряд классических приемов демагогии. Здесь и привычное ad personam (т.е. критика самого оппонента): «Мельник – мастер софистического жанра». И ad hominem circumstantiae (т.е. объяснение точки зрения оппонента его обстоятельствами): «Мельник живет далеко “за бугром”», что подчеркивается неоднократно. И умышленная контекстуальная близость утверждений: «тупая ненависть» и как бы пример этого – Мельник. И нарочитая эмоциональность, которой автор подменяет факты, и сознательное приписывание мне утверждений, тем более поданных в форме цитаты («РПЦ – враг Православия!»), и тут же начинать его опровергать, и прочие приемы, включая, вероятно, и попытку свой текст в будущем изменить. При этом, как и следовало ожидать, автор не потрудился опровергнуть собственно аргументы, изложенные в моей статье. В этом смысле опубликованный владыкой Ионафаном текст прекрасен. С одной стороны, он подчеркивает то, о чем я говорил в своей статье. С другой – служит прекрасной хрестоматией, увы, распространенных демагогических приемов.

Лучше всего, предоставить читателям возможность самим ознакомиться с обоими текстами в оригинале и изложенными там аргументами. Здесь я с автором согласен: «Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 11:15). Пусть каждый сделает выводы. Отметим лишь примеры некоторых манипуляций, к которым прибегает автор, вставляя курсивом свои «правки» в 12 утверждений из моей статьи.

1. «Мы единогласно за (каноническую) автокефалию Церкви в Украине», но… мы против (самочинной, самопровозглашенной, сепаратной) автокефалии.

2. «Мы вовсе не против автокефалии, но наша паства ее не допустит», а тех, кто (вопреки канонам, самочинно, сепаратно) посмеет поддержать (т.н.) автокефалию, мы накажем (согласно канонам).

3. «Автокефалия (самочинная, антиканоническая) разрывает единство Церкви, разрывает нешвенный хитон Христов», но… РПЦ сама является (признанной всеми Поместными Церквами) автокефальной и от собственной (канонической) автокефалии (по какой причине, в пользу кого или чего?) не откажется.

4. «Существование двух структур на территории одного государства невозможно и является расколом», но… сами мы (как и другие Поместные Православные Церкви) запросто открываем свои параллельные структуры (на тех территориях, где исторически и изначально нет единой канонической автокефальной Церкви – США, Италия, Франция, Австралия и т.д.).

5. (Непрошенное или по запросу законной канонической Церковью) участие государства в церковных делах: (есть соответственно или) «наглое вмешательство», или «должная и мудрая поддержка».

6. «Изолированность наших братьев из УПЦ КП от Вселенского Православия – наша огромная боль», но… мы будем жестко пресекать любые попытки УПЦ КП соединиться с Вселенским Православием, кроме как через нас (согласно установленному Каноническому Порядку).

7. «У нас (УПЦ, по объему, канонических предоставленных ей Архиерейскими соборами РПЦ внутренних прав самоуправления) уже есть Поместная Церковь», но… (не)официального (антиканонического, греховного само-провозглашения (псевдо)автокефалии – этого мы (Священная Полнота Епископата РПЦ) категорически не допустим.

8. «Мы за (возвращение в лоно Церкви раскольников-автокефалистов и после этого) за признание их церковной структуры (благодатной локальной Церковью, а значит и ее) таинств», но… мы категорически против такого же признания (неуврачёванных расколов) в Украине.

9. «Мы считаем, что по церковным правилам (и согласно определению Архиерейского собора РПЦ) церковные границы (епархий самоуправляемой УПЦ) должны следовать за государственными», но… категорически против (самочинного нарушения) этих же правил для… Украины (?) (Увы, здесь снова подмена понятий «Церковь и Государство»).

10. «Мы считаем вопрос автокефалии УПЦ (стал по вине властей Украины) геополитическим», но… (и) возмущены, что этот вопрос (сугубо внутренней жизни РПЦ или ее канонической части – УПЦ) кто-то (из властей Украины) рассматривает как геополитический (в контексте продолжения борьбы за независимость?!)… государства).

11. «Это безблагодатная еретическая псевдо-церковь», в… благодатности которой мы никогда не сомневались (Слава Богу, взаимное прощение обид, а также возвращение отпавших от единства с Матерью Русской Церковью объединяет в любви и благодати! Да будет же нечто подобное с украинскими раскольниками!).

12. Анафема (кроме явной ереси!) в истории Церкви не является препятствием (к восстановлению нарушенного раскольниками единства), но… анафема в Украине(?!) является препятствием непреодолимым (если у раскольников нет покаяния).

Признаюсь, я благодарен своему оппоненту за прекрасные иллюстрации примеров двоемыслия РПЦ, о которых написал прежде. Благодарен и за яркие хрестоматийные примеры использования демагогических приемов, которые можно использовать в качестве примеров. Хотя обилие этих приемов, особенно в церковной публицистике, конечно же, не может не огорчать. Как и следование типично советскому принципу «не читал, но осуждаю», которому последовал мой оппонент, вероятно, не соизволив прочитать значительную часть материала, которую решил критиковать. Хочется также верить, отнюдь не намеренной манипуляцией, а искренним незнанием церковной истории объясняется подмена поднятий моим оппонентом. Если лицемерие и сознательную манипуляцию едва ли можно исправить, то последнее легко поправимо.

И, в заключении, хотелось бы напомнить и моему оппоненту, и его последователям – «ревнителям чистоты и буквы», призывающим отстаивать свои «аксиомы» чуть ли не до крови, пример церковной истории с новацианами. Когда еп. Новациан в III в., ссылаясь на прошлое и на Предание, протестовал против принятия отступников (принесших жертву языческим богам под давлением гонений имп. Декия), требуя их перекрещивания, формально он был прав. Но как замечательно отмечает о. Александр Шмеман в труде «Исторический Путь Православия», «в том все дело, что учение Церкви не логическая система и строится не силлогизмами. Верный логике Новациан, оказался оторванным от жизни Церкви. Новациан и его последователи, ради «принципов», оказались вне Церкви – такова логика каждого раскола; они уединились в горделивом презрении к «запачканной» Церкви павших». Последователи Новациана, кафары (т.е. «чистые») как они сами себя называли, распространились повсюду. Но именно они, кафары (а не те, кто стоял на позициях любви и снисхождения), были осуждены как еретики на Первом Вселенском Соборе. Думаю, что нынешним последователям Новациана, нашим «ревнителям чистоты», есть о чем задуматься. Забывая об уроках церковной истории, они рискуют оказаться оторванными от жизни Церкви и Вселенского Православия, пусть даже окопавшись и плотно забаррикадировавшись в РПЦ.

Владимир Мельник

Читайте также