Об общности христиан и мусульман, о взаимной работе над примирением и помощи говорили во время круглого стола «Будущее христианско-мусульманских отношений в Европе в контексте современных миграционных процессов» в четверг, 3 декабря, в Киеве.
События последних лет и миграционный кризис в Европе бросили новые вызовы религиозной среде. И именно от ответа духовных лидеров зависит, каким образом может измениться общество. Об общности христиан и мусульман, о взаимной работе над примирением и помощи говорили во время круглого стола «Будущее христианско-мусульманских отношений в Европе в контексте современных миграционных процессов» в четверг, 3 декабря, в Киеве.
«Острый вопрос пересечения межнационального и межрелигиозного мира невозможно представить без диалога. А он сам по себе требует познания друг друга, более глубоких знаний. Дискуссии, подобные этой, будут содействовать развитию взаимоуважения и совершенства», – говорилось в приветствии от главы Департамента по делам религий и национальностей Минкульта Андрея Юраша, которое зачитал сотрудник департамента Иван Папаяни.
Организаторы встречи Тарас Дзюбанский (Центр межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас»), Саид Исмагилов (муфтий ДУМУ «Умма») и профессор Людмила Филипович (Украинская ассоциация религиоведов) подчеркнули общность введения изменений, что возможно только при условии единства. На встрече присутствовали мусульмане, православные от УПЦ КП и УПЦ (МП), протестанты, представители УГКЦ и РКЦ и другие.
«Ученые с самого начала включены в межрелигиозный диалог, – подчеркнула Людмила Филипович. – Мы активно поддерживаем инициативы на пути к взаимопониманию. Рада, что мусульмане сегодня сделали шаг к практическому измерению диалога. Это недопустимо, когда в наше время мы ощущаем притеснения по религиозным признакам, как это недавно произошло в селе Княжичи (когда представители УПЦ (МП) не разрешили священника УГКЦ принять участие в мероприятии памяти жертв Голодомора – прим. авт.). Главное – это чувствовать близость и солидарность, утверждать моральные ценности и обсуждать острые проблемы».
Ради будущего развития сотрудничества, фокус должен смещаться на общие черты религий. Священник Игорь Шабан (УГКЦ) напомнил, что ислам и христианство имеют общие корни, а отличия вероучения не становятся помехой служению человечеству. Нужно лишь не повторять ошибок прошлого и видеть общие перспективы, продолжил его мысль священник Виталий Клос (УПЦ КП): «Если бы все придерживались заповедей, то мы бы не нашли прецедентов для разделения. Однако люди используют религию, к сожалению, для собственных целей и интересов». Отец Георгий Коваленко (УПЦ) акцентировал на поисках цели подобного диалога. По его словам, это общие цели распространения добра, успешной совместной жизни и развития общества, в частности и образовательных программ.
«Противоречий не было бы, если бы их не подогревали и не использовали в политических целях, – добавил профессор Института востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины Юрий Кочубей. – Более глубокие знания друг о друге – вот истинное желание христиан и мусульман. Потому что без этого не будет диалога. Общие знания открывают перед нами цели мира, а не войны или противостояния. Вражда служит интересам только тех, кто не понимает сути жизни, которую дал нам Господь».
Практику диалога нужно делать традицией не только на всеукраинском уровне, но и на уровне местных, региональных общин, акцентирует профессор Александр Саган. Он убежден, что если у нас будет 25 подобных конференций о диалоге и общей деятельности, то тогда мы сможем увидеть волну перемен в обществе. «Европа переживает новую волну стереотипов, хотя там и раньше присутствовали мусульмане. Исследования, проводившиеся полтора года назад, показали негативное отношение большинства к исламу (Франция 62%, Германия 61%, Испания 52%, Великобритания 48% и т.д.). Поэтому уже сегодня Украина должна обращать особое внимание на подобный диалог», – подытожил ученый.
Представитель Исламского центра в Мюнхене, переводчик Ахмад фон Денффер напомнил, что в мире до сих пор господствует большой стереотип: что жители Западной Европы и США в большинстве своем христиане. Многие европейцы номинально называют себя христианами, однако не посещают церковь и не подпадают под влияние христианской культуры. «Возможно, нам стоит отойти от старой парадигмы анализа отношений между христианами и мусульманами, обратив внимание на две группы – тех, кто верит и не верит в Бога. Самая серьезная проблема, которая встает перед всеми нами, – это вопрос мира и сотрудничества ради добра», – добавил исследователь.
По его мнению, время теологических диспутов осталось позади. Сейчас важно воспринимать любого с его ценностями и верой без оценки или осуждения. Поэтому, вместо поддержки абстрактных диспутов, нужно жить реальной жизнью. Ахмад фон Денффер подчеркивает, что в Восточной Германии больше присутствуют исламофобские настроения из-за отсутствия продуктивного опыта жизни с меньшинствами, где, вместе с тем, были намного слабее церковные институции.
Лютеранский епископ Ганс Ульрих Шафер сравнил состояние Европы и других стран с открытыми ранами, которые срочно нуждаются в лечении: «Европа сейчас выглядит как открытая рана. Но стоит помнить, что ЕС – это еще не вся Европа. Раны получили и другие страны, даже внутренне христианские отношения, отношения между мусульманами. Однако мы все, вместе с иудеями, находимся в едином поле деятельности. Мы близки друг с другом, несмотря на все отличия. И мы вместе должны начинать залечивать наши раны. Но нужно признать, что они могут окончательно не исцелиться, несмотря на наше прощение и раскаяние».
Примером интеграции мусульман в европейскую страну служат Нидерланды. Многочисленные общины мусульман расселены во многих городах (Амстердам, Гаага, Утрехт, Роттердам), рассказал докторант Тилбургского университета Роман Назаренко. Сейчас в Нидерландах функционируют около 380 мечетей, кроме культурных исламских центров и частных школ.
Активная интеграция мусульман в страну началась 50 лет назад, когда государство нуждалось в квалифицированных работниках. Мусульмане из Турции, Марокко и колонии в Южной Америке Суринам получили образование и остались в Нидерандах. На фоне закрытия христианских церквей из-за отсутствия верующих, власть выдавала субсидии на строительство мечетей и разрешила открывать частные медресе.
Первые серьезные проблемы начались в 2003 году, когда правительство Нидерландов разрешило деятельность Европейской арабской лиги. Риторика лидера Джамиля Джавада вызвала настороженность среди жителей. Резонанс получило и убийство известного режиссера Тео Ван Гога в 2004-м, когда его застрелил мусульманин за фильм о положении женщин в исламских странах. Это вызвало волну нападений на мусульман и исламские школы. Тогда на политической арене начала активно действовать партия «Свобода», чей лидер призвал «остановить мусульман у границы, потому что мы потеряем страну из-за политкорректности». Звучали и обвинения в том, что все мусульмане – террористы.
На фоне недопониманий существует успешный опыт примирения. В городе Утрехт, где 30% населения составляют мигранты, провели эксперимент с полицией. Пять лет назад полицейских и мигрантов начали знакомить и налаживать диалог между ними в специальной академии. Более того, каждый участковый должен был посещать мечети, знакомиться с верующими и имамом. В помещении, где собираются участники диалога, есть комната для молитв. Результатом стало уменьшение конфликтов, а также появление мусульман-полицейских.
По словам Романа Назаренко, религиозность в Европе падает на фоне активного развития ислама. Однако даже до 2050 года, по данным Pew Research Center, мусульмане будут составлять всего 10% европейского населения (сегодня около 5%). При этом настоящим врагом межрелигиозного диалога являются фундаменталисты и радикалисты, которые создают напряжение из-за ложных представлений о религии.
Миф об исламизации Европы
Присутствие мусульман в Европе стало большим мифом массовой исламизации Европы, обратил внимание сотрудник Института Востока исторического факультета университета Познани Мариуш Маршевский. Потому что секуляризация касается как христиан в Европе, так и новых поколений мусульман. Уже сейчас фактически отсутствует практика коллективных намазов, внешних элементов религиозности, мусульманские организации становятся светско-волонтерскими. Платок на голове юной девушки может считаться данью традиции или даже молодежным бунтом против родителей-атеистов. Исследователь подчеркнул, что все считают мусульман среди беженцев, но никто не обращает внимания на процент атеистов, агностиков, представителей других религий. Существуют четыре измерения исследования религии: культурный, политический, этнический и духовный. Ученые обычно поднимают пласт только двух из них – этнического и политического, забывая о существенных аспектах.
Мариуш Маршевский обращается к примеру Папы Римского Франциска, который стал для него «Папой нового поколения». Из-за своего происхождения из Южной Америки и воспитания в социально-неблагополучной семье, он начал новый этап и стал примером в работе. Его визиты в Африку стали показательными, где он акцентировал внимание на помощи мусульманам, страдающим от межконфессиональных конфликтов.
«Крестоносцы стали элементом игры правых сил в Европе. Они выступают не как христианская ценность, а как воплощение европейской ценности в борьбе с исламом. Это чисто политическая игра в условиях большой волны секуляризации. Папу Франциска называют представителем левых сил, за что его критикуют в родной Церкви, несмотря на гибкую политику внедрения диалога и толерантности. Он пытается строить мосты и говорить правду, когда религия отходит в прошлое для Европы», – поделился ученый.
В этом материале представлены далеко не все доклады и интересные моменты дискуссии. Перспективой первой встречи должно стать подписание общей Резолюции ради распространения диалога и традиционные ежегодные круглые столы, которые будут призваны работать ради общего примирения.
Фотографии Леси Скубко и ДУМУ «Умма»