Ватикан и Московский патриархат активизировали переговорный процесс. Вероятно, следующая встреча Кирилла и Франциска состоится в Белграде
Источник: Новая газета Европа
Лера Фурман
Сербия остается единственным «дружественным» России государством Западной Европы, при этом ее власти декларируют движение в ЕС (и собираются даже отменять безвиз для россиян!) и ищут благовидный предлог для визита в свою «православную страну» Римского понтифика.
Любопытно, что большинство греко-католиков на территории Сербии идентифицируют себя как русины — переселенцы из Подкарпатской Украины.
На Консистории, которая состоится в Ватикане 7 декабря, папа Франциск возведет в сан кардинала главу католиков Сербии — последней «дружественной» для путинской РФ страны Западной Европы. Папа решил даровать кардинальское достоинство 68-летнему архиепископу Белградскому Ласло (Ладиславу) Немету, занимающему свою кафедру с ноября 2022 года. Прелаты из Сербии, где католики составляют незначительное меньшинство (около 5 % населения), еще никогда не удостаивались такого титула.
Ясно, что Франциск посылает некий сигнал. Сразу несколько каналов сербского телевидения взяли в середине ноября интервью у католического архиепископа, который дал понять, что его возведение в сан кардинала — своего рода благодарность официальному Белграду за политику открытости по отношению к Святому престолу и за готовность наконец принять папу в Сербии, которая в прошлом была закрыта для понтификов. По словам номинированного кардинала, «выполнены два с половиной из трех условий организации визита папы в Сербию: национальная католическая церковь согласовала вопрос с правительством, которое дало понять, что готово поддержать визит. Сейчас ждем необходимого шага со стороны Сербской и других православных церквей». Архиепископ Ласло Немет имеет в виду РПЦ, специфическое участие которой в организации визита могло бы «снять ответственность» с Сербской церкви и с властей страны, которые осознают, что папский визит сам по себе вызовет раздражение сербской улицы, традиционно выступающей под лозунгами «политического православия» с агрессивно антизападных позиций.
О каком же специфическом участии РПЦ идет речь? Отчасти на этот вопрос отвечает всплеск дипломатической активности Московской патриархии в Белграде 16–18 ноября, в котором лично поучаствовал патриарх Кирилл (Гундяев), пусть и дистанционно.
Несмотря на все усилия Ватикана и «посла мира» папы Франциска в Москве, главы Всемирного союза староверов Леонида Севастьянова, перспективы визита понтифика в РФ остаются более чем туманными.
С другой стороны, появление папы в Белграде под предлогом встречи с патриархом Московским, которого сербская улица считает главным авторитетом в православном мире, как бы снимает с Сербского патриархата ответственность за «осквернение православной сербской земли». С третьей стороны, начало полноценного переговорного процесса между РФ и Украиной, надежды на который связывают с победой Дональда Трампа на президентских выборах в США, подразумевает и некоторое «религиозное измерение», то есть возобновление контактов церковных функционеров России и Запада, практически полностью замороженных из-за войны. Не секрет, какое огромное значение Кирилл придавал своей первой встрече с папой, состоявшейся в Гаване в феврале 2016-го и завершившейся подписанием экуменической декларации, содержавшей также и пропагандистские нарративы Кремля.
Как отмечает сербскоязычный портал «Журнал», «высокий уровень российской церковной делегации на праздновании столетия белоэмигрантской церкви Святой Троицы на Ташмайдане <в Белграде 17 ноября>, ее прием президентом Вучичем, разговор по видеосвязи патриархов Кирилла и Порфирия (о котором сообщила только российская сторона) убедили церковные круги в Белграде, что скоро состоится встреча папы Франциска и патриарха Кирилла в Белграде». Действительно, 18 ноября Александр Вучич принял в своей официальной резиденции в Белграде личного посланника Кирилла, председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополита Антония (Севрюка). Во встрече участвовал советник Кирилла по международным отношениям протоиерей Николай Балашов и сотрудники ОВЦС МП протоиерей Игорь Якимчук и священник Николай Васин. Стоит отметить, что 40-летний митрополит Антоний имеет репутацию не только фаворита патриарха Кирилла, но и опытного «филокатолика»: первым местом его приходского служения был Свято-Николаевский храм РПЦ в Риме, а первой архиерейской кафедрой — Богородская, объединяющая приходы РПЦ в Италии. Позже, на постах патриаршего экзарха Западной Европы и председателя ОВЦС МП, Антоний находился в постоянном контакте со Святым престолом и неоднократно встречался с папой.
16 ноября, после долгого перерыва, глава РПЦ поговорил по видеосвязи со своим сербским коллегой Порфирием (Перичем) — между прочим, до своего избрания на патриаршество служившим в католической Хорватии и имеющим репутацию «осторожного западника». Родной дед Порфирия был католическим священником. Согласно официальному коммюнике, Порфирий заверил Кирилла в готовности «оказать братскую поддержку» РПЦ. А 17 ноября единственный на территории Сербии русский храм — Святой Троицы в Белграде — праздновал 100-летие: совместную литургию отслужили патриарх Порфирий и митрополит Антоний в присутствии посла РФ А. А. Боцан-Харченко. За кофе после литургии в камерной атмосфере Русского подворья на Ташмайдане высокие церковные и государственные чиновники также говорили о большой политике.
Широкий Дунай делит Сербию на две неравные по площади и очень разные по культуре части. На южном берегу расположена Основная Сербия — преимущественно гористая страна, до 1878 года входившая в Османскую империю, а на северном — автономный край Воеводина, равнинный и плодородный, до 1918 года являвшийся частью габсбургской Австро-Венгрии. В городах Основной Сербии, даже в некоторых районах старого Белграда, чувствуются некие турецкий колорит и восточный уклад жизни. Эта часть страны почти моноэтнична: сербы, называющие себя православными, но мало участвующие в церковной жизни, с небольшими вкраплениями ромов (цыган). Города же Воеводины отличает европейский стиль, а население крае полиэтнично и мультикультурно: из 189 католических храмов Сербии 163 расположены в Воеводине. В разных муниципалитетах края признаны официальными 6 языков, среди которых русинский — по сути, диалект украинского, который сербские лингвисты квалифицируют как южнорусинский, или язык паннонских русинов, переселившихся на юг тогдашней Австро-Венгрии с Карпат в середине XVIII века.
17 января 1751 года, по декрету венского правительства, первые 200 семей русинов прибыли в пустошь Великий Крстур, которая сегодня называется Русским Крестуром. Этот день отмечается теперь как национальный праздник русинов Воеводины. Местные черноземы на берегах полноводный Тисы, берущей свое начало на склонах Карпат, и привилегии правительства, заинтересованного в заселении приграничных территорий, привлекали в Воеводину новые волны русинских мигрантов. По официальным данным, сегодня численность народа превышает 16 тысяч человек; русины компактно расселены в трех муниципалитетах Воеводины и одном — Хорватии, где на русинском языке преподают в школах и ведут делопроизводство. В университете Нови-Сада, столицы Воеводины, создана кафедра русинских языка и литературы. По иронии истории, составителем первой русинской грамматики был уроженец Русского Крестура протопресвитер Гавриил Костельник, в 1939 году оказавшийся в занятом Красной армией Львове. Спустя семь лет именно он возглавил печально известный «собор», заявивший о «ликвидации» Украинской греко-католической церкви через ее поглощение РПЦ.
Долгих 43 года греко-католическая церковь в СССР находилась в подполье, подвергаясь репрессиям наравне с другими катакомбными христианами. В РПЦ сегодня звучат предложения «канонизировать» о. Гавриила.
В неофициальной столице балканских русинов — городке Русский Крестур (по-сербски — Руски-Крстур) — при храме св. Николая расположена кафедра греко-католического епископа, который подчиняется напрямую Ватикану. Сохраняя восточный обряд и церковнославянский язык, русины еще на своей исторической родине в XVII–XVIII вв. приняли унию с Римом. При этом этнокультурно они не смешивают себя с украинцами-греко-католиками из Галичины и Волыни, которые также компактно проживают в Воеводине с XIX в., правда в меньшем числе. Тем не менее, «мягкая украинизация» русинов-греко-католиков, по крайней мере в сфере церковного образования, неизбежна: нынешний глава епархии епископ Юрий (Джуджар) сам учился в Украине и туда же направляет кандидатов на рукоположение в священный сан. Почетным гостем церковных и народных праздников в Русском Крестуре в последние годы является посол Украины в Сербии. Понятно, что в отличие от живущих по соседству сербов, в массе своей зависимых от кремлевской пропаганды, ретранслируемой частью сербских СМИ, русины Воеводины отнюдь не сочувствуют действиям РФ в Украине, посильно помогая ВСУ и своей исторической родине. Русины и украинцы вместе служат и молятся об Украине в 18 греко-католических храмах епархии Русского Крестура. Число прихожан епархии, по данным статистического ежегодника Ватикана, достигло 22 тысяч.
Для русинов и украинцев сербской Воеводины первый в истории визит в страну папы Римского, несомненно, станет огромным праздником. И даже одновременный приезд в Сербию патриарха Кирилла, которому, похоже, придется воспользоваться не привычным частным джетом, а услугами авиакомпании «Air Serbia», не омрачит радости долгожданного торжества.