В конце 1980-х реформистский иудаизм впервые начал принимать людей ЛГБТ на учебную программу по подготовке раввинов. Кто такие реформистские иудеи и почему они поддерживают однополые союзы, рассказывает лидер этого сообщества в Украине Александр Духовный.
Источник: Новое время
Реформистский иудаизм — прогрессивное течение иудаизма, для которого характерны более современные взгляды на жизнь, традиции и роль мужчины и женщины в обществе. К примеру, реформистские, они же — прогрессивные иудеи — поддерживают права ЛГБТ и приравнивают права мужчин и женщин во время религиозных обрядов и служений в синагоге.
Репортер НВ Саша Горчинская поговорила с раввином Александром Духовным, представляющем интересы сообщества прогрессивных иудеев в Украине и Киеве, и спросила его об особенностях трактовки священных писаний и отношению к ЛГБТ.
Это — четвертое интервью в серии бесед с украинскими духовными отцами на темы, которые считаются табуированными и неудобными.
Александр Духовный, главный раввин Украины и Киева общин прогрессивного иудаизма
Думаю, надо начать с Торы — это Пятикнижие Моисея, которое является источником отношений человека и Бога, а также морально-этических взаимоотношений между самими людьми, направляющее людей на правильный образ жизни.
Далее следует объяснить, что в иудаизме есть три основных течения, в которых есть также и подтечения. Да, есть ортодоксальный иудаизм — это правое течение, более консервативное. Внутри этого течения есть, например, ультраортодоксальные группы — хасиды. Но и в его рамках есть и современный ортодоксальный иудаизм. Также в рамках иудаизма есть и консервативный иудаизм — центристский и прогрессивный иудаизм. Он, в свою очередь, делится на реформистский, либеральный и реконструктивистский иудаизм. И в каждом из этих течений на протяжении многих столетий по-разному относились к тому, что написано в Торе о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами и между женщинами и женщинами.
Основой является книга Левит, которую мы называем Ваикра, а именно стих 22 в 18-й главе — он лег в основу дебатов в еврейской традиции. В этом стихотворении говорится: «И с мужчиной не ложись, как с женщиной. Беззаконие». Почему написано?
Сегодня, живя в XXI веке, мы прекрасно понимаем, что можно выбросить что-то из контекста, и тогда смысл в корне меняется. На подлинность содержания также влияет и то, читаем мы текст в переводе или в оригинале. Один из мудрецов когда-то сказал: читать книгу в переводе — все равно что целовать невесту через вуаль. То есть надо читать текст на иврите, чтобы понять, что написано там на самом деле.
Скажем, перевели слово как «гадость». Но согласно другим трактовкам от комментаторов раннего периода эту фразу можно прочитать и как «отклонение от правильного пути». А это — совершенно иное. Но, например, сторонники ультраортодоксального иудаизма трактуют эту фразу именно как «гадость».
Еще один момент, который необходимо вспомнить: «И грозит это смертным наказанием». А перед этим там тоже есть такие строки, как: «Не поклоняйся Молоху». Молох — это идол, которому поклонялись ханаанские народы посредством принесения детей в жертву, храмовой проституции среди мужчин и свободного семяизвержения. То есть книга говорит о том, что нельзя использовать этот идолопоклонческий ритуал.
В 70-х годах прошлого столетия раввины, принадлежавшие к движению современной ортодоксии, пересмотрели свои взгляды относительно гомосексуальности и предложили новое отношение ортодоксальной еврейской общины к гомосексуальности членов своих общин. Они пересмотрели традиционные взгляды, согласно которым это — «гадость», а также то, что члены общин якобы сознательно вступают в однополые отношения, дабы унизить или отвергнуть Бога, и гомосексуалы — извращенцы, психически больные. То есть современный ортодоксальный иудаизм эти взгляды начал отвергать.
В 1977 году в Сан-Франциско в рамках течения реформистского иудаизма появляется религиозная община, название которой переводится как Золотые Ворота. Я бы назвал ее общиной любви. Она открыта для каждого человека, не только для ЛГБТ сообщества. В этой общине есть свой уникальный сидур — молитвенник, отражающий все стороны жизни в современном мире.
Важно помнить, что Господь создал каждого из нас — не только евреев, а всех людей — по образу и подобию своему. Если Творец создает человека, он же знает, кого создает?
Первый ортодоксальный раввин, который уже будучи духовником, сделал каминг-аут как гей, говорил следующее: если чайник испорчен, вы же не будете обвинять в этом его? Вы пойдете к производителю. Так почему мы должны обвинять людей, которые были такими созданы. [Раввин Стивен Гринберг — ортодоксальный еврей из США, воспитанный в семье, жившей в традициях иудаизма, совершил каминг-аут в 1999 году].
Давайте вернемся в прошлое и прочитаем десятую заповедь — все ее хорошо знают, она начинается словами: «Не пожелай». Она повторяется дважды: первый раз в контексте «Не пожелай дома ближнего твоего». И если бы в Торе использовались знаки препинания, далее поставили бы две точки, ведь потом идет перечень через запятую: ни жены твоей, ни домашнего товара и пр.
Во второй раз мы видим эту заповедь уже в несколько иной формулировке, где написано: «Не пожелай жены ближнего твоего, ни дома ближнего твоего, ни всего, что в доме ближнего твоего». Изменена формулировка — это не случайность. Ведь именно в тот период (VII век до н. э.) появились брачные контракты, защищающие права женщин.
В 1936 году впервые в современной истории в сан раввина была посвящена женщина — это была Регина Йонас, которая представляла наше течение — реформистский иудаизм. Она погибла в концентрационном лагере в Освенциме в 1944 году.
Получить сан раввина может как мужчина, так и женщина. Чтобы стать раввином в нашем движении, мы должны получить звание магистра в области философии, ибо религия относится к философии. Затем защищаем диссертацию по богословию и нас посвящают в сан раввина.
Иудаизм всегда отвечал и отвечает на потребности общества. В конце 80-х годов прошлого столетия впервые в истории реформистский иудаизм начинает принимать представителей и представительниц ЛГБТ на учебную программу для того, чтобы они стали раввинами. Раввин — это учитель. Так почему человек такой ориентации, при условии если он придерживается морально-этических норм, не может учить духовности? Ведь люди в синагогу приходят не за религией, а за духовностью.
В ортодоксальных иудейских общинах синагога делится на две части, которые могут быть разделены перегородкой, или этажами. Женщины и мужчины сидят отдельно. В реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе, женщины могут читать со свитков Торы, могут вести религиозные службы из бимы [подиум в синагоге, где находится кафедра для чтения Торы и молитвы во время службы].
То есть женщины — это полноправные члены еврейской общины. Кстати, около 70% женщин возглавляют наши религиозные общины. Это еще одно доказательство того, как далеко ушел прогрессивный иудаизм в том, что касается защиты прав человека и гендерного равенства в частности.
Реформистский иудаизм полагает, что еврейская традиция дана нам не для того, чтобы уводить евреев в прошлое, а для того, чтобы помогать человеку быть человеком современности. Чтобы помогать каждому открыть свои лучшие качества. Талмуд говорит: «Люби Бога в людях, которые созданы по Божьему образу и подобию».
Озвученная позиция не отражает взглядов всех иудеев, а лишь позицию течения прогрессивного иудаизма