Created with Sketch.

«Страсти» вокруг одесского кафедрального собора

07.03.2017, 07:42

В сети и не только набирает обороты скандал вокруг возможного решения Одесского городского совета выделить из бюджета средства для Спасо-Преображенского кафедрального собора, который принадлежит Одесской епархии УПЦ (МП). Мы попытались разобраться в этом сложном и запутанном деле и вот что выяснили.

В сети и не только набирает обороты скандал вокруг возможного решения Одесского городского совета выделить из бюджета средства для Спасо-Преображенского кафедрального собора, который принадлежит Одесской епархии УПЦ (МП). Мы попытались разобраться в этом сложном и запутанном деле и вот что выяснили.

В проекте бюджета Одессы на 2017 год запланировано выделить собору 1 млн 884 тысяч 200 гривен (п. 123 «Другое» приложения к бюджету). Эти деньги уже утвердили выделить собору, когда приняли бюджет города 7 декабря 2016.

Сейчас конфликт вращается вокруг другого вопроса. Бюджетная комиссия горсовета одобрила проект о выделении из бюджета еще 325 тыс. гривен. Об этом сообщила депутат горсовета Анна Позднякова. На ее вопрос о целевом назначении средств, директор департамента финансов горсовета Светлана Бедрега заявила, что средства выделяются по просьбе Одесской епархии и пойдут на оплату труда работников собора и уплату долгов за газ. Интересно, отвечает ли это конституционному принципу отделения Церкви от государства (ст. 35)? Ведь в Украине Церкви освобождены от налогообложения и, соответственно, не должны получать никаких денежных субвенций.

Возникает вопрос, что же такого особенного в этом соборе, что его необходимо финансировать из государственного бюджета? Спасо-Преображенский собор – это главный храм Одессы, построенный еще во времена царского режима. Он был одним из крупнейших сооружений империи и вмещал одновременно примерно 12 000 человек. Во времена сталинского террора храм был разрушен, а на его месте обустроили зону отдыха с фонтаном. После восстановления независимости Украины возник вопрос воссоздания строения бывшего кафедрального собора города.

Так, постановлением Кабинета Министров 1999 года Спасо-Преображенский собор попадает в перечень памятников, которые планируется восстановить. В том же году мэрия города объявила конкурс на лучший проект храма. Строительство начали в феврале 2000 года, а окончательно сдали здание в эксплуатацию в марте 2005-го. Общие затраты на строительство собора составили 32 млн гривен, а все затраты на себя взял только что созданный благотворительный фонд «Черноморский православный фонд».

История этого фонда начинается в том же 1999 году. Он официально создается именно для сбора пожертвований для восстановления собора. Учредителями фонда был тогдашний мэр Руслан Боделан, архитектор Ирина Опятова, тогда советник губернатора, а сегодня депутат горсовета Василий Иеремия и бывший начальник управления архитектуры и градостроительства Одесского городского совета Анатолий Мартыненко. Руководителем фонда выбрали Иеремию.

Интересно, что при создании благотворительного фонда ни одним из учредителей не было внесено ни гривны в уставный капитал. Возникает вопрос: за счет каких средств фонд осуществлял финансирование сооружения собора? Местный общественный активист Сергей Сарафанюк на своей странице в Фейсбуке утверждает, что фонд наполнялся добровольно-принудительными пожертвованиями одесских бизнесменов. То же самое РИСУ сообщили на условиях анонимности некоторые другие источники из Одессы. Без пожертвования на фонд предприниматель не мог получить ни разрешения, ни справки, не принималось необходимые решения.

Первая служба состоялась в соборе в 2002 году, а введен собор в эксплуатацию был в 2005 году. В 2006 году БФ «Черноморский православный фонд» создает ООО «Эксплуатационное предприятие Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора» (ЭПОКСПС) и выводит в него, в качестве уставного капитала, средства в размере 2 млн 226 тысяч 200 гривен. Через два года это ООО прекращает свою деятельность, объявляя правопреемником своего основателя, а уже через год, в 2009-м, и сам благотворительный фонд прекращает свою деятельность. Сайт собора сообщал, что «Черноморский православный фонд» 1 декабря 2009 года реорганизовали в благотворительный фонд «Попечительский совет Одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора». Однако никаких сведений о таком юридическом лице в государственных реестрах нет.

В 2006 году Одесский городской совет за подписью уже мэра Гурвица принимает программу «воссоздание одесского кафедрального Спасо-Преображенского собора», которая на этот раз уже предусматривала расходы из местного бюджета. Стоимость двухлетних работ (2007–2008 гг.) – 20 млн 138 тысяч 900 гривен, а по тогдашнему валютному курсу это было почти 4 млн долларов США.

Здесь следует пояснить, что, скорее всего, эти деньги предназначались на внутреннее убранство храма, поскольку само здание уже было сдано в эксплуатацию. Интересно, что тогда же на имя Гурвица было направлено письмо за подписью представителей христианских конфессий области с просьбой отложить принятие решения для консультаций с координационным советом религиозно-светского взаимопонимания, который действовал при горсовете. Религиозные деятели тогда просили мэра о равном отношении ко всем религиозным группам и формировании списка воссоздания памятников культурного наследия в независимости от конфессиональных предпочтений (письмо – стр. 1, 2, 3).

Со временем собор достроили и освятили, как раз под это действо его и передали в собственность Одесской епархии УПЦ (МП). Освящал его лично Патриарх Кирилл. За «активное участие в возрождении собора» он наградил Гурвица орденом Серафима Саровского II степени.

Однако даже передача в собственность Церкви не избавила местный бюджет от финансовой нагрузки. Ежегодно, начиная с 2012 года, собору выделялись средства, а за четыре года «накапало» немало – 4,6 млн гривен.

Возвращаясь к решению бюджетной комиссии, следует отметить, что последнее слово за сессией горсовета, которая запланирована на 15 марта. Местные активисты «вангуют», что решение будет принято, поскольку «никто не хочет трогать Одесскую епархию», – заявляет общественная активистка Зоя Казанжи. Она утверждает, что никто не хочет говорить вслух о роли митрополита Агафангела в событиях весны 2014 года.

Интересно, что недавно активистами украинской киберальянсу была взломана электронная почта Кирилла Фролова (в сети получила название #FrolovLeaks, со всеми частями можно ознакомиться здесь), председателя ассоциации православных экспертов. В архиве его переписки есть не только упоминания, но и планирование антиукраинских митингов в Одессе на средства Москвы. Основной пророссийской силой он считал Одесскую епархию и лично митрополита Одесского Агафангела.

Вот, например, содержание письма Фролова от 24 ноября 2014 года: «Еще раз передаю содержание звонка митрополита Одесского Агафангела Новикову в начале ноября этого года. Митрополит Агафангел звонил с чешского номера и сказал следующее: "Доведи до Путина, я и вся Одесская епархия ждем решительных действий по Одессе. Епархия меня поддерживает и готова к бою. Я готов духовно и идейно возглавить восстание"».

В той же переписке, подлинность которой Фролов сам подтвердил, речь шла о т.н. команду Агафангела, которая готова действовать: «Я прошу тебя довести до самого верха просьбу митрополита Агафангела. Он готов действовать! Новая агентура в Одессе – о. Иоанн Тетерько, это ревностный патриот Новороссии, настоятель храма Сретения Владимирской иконы Божьей Матери в Черноморке, православные монархисты протоиереи Владимир Корецкий и Георгий Горденцев, епископ Овидиопольский Аркадий, у него мощные структуры физзащиты храмов, то есть православные боевики и др. А в Москве – о. Сергей (Рыбко)».

Интересно, что, как отметила та же депутат Анна Позднякова относительно недавнего привоза мощей великомученика Пантелеймона, это было похоже на пиар-акцию, намекая на явную «не бедность» Одесской епархии. Действительно это напоминало явление так называемых «гастролирующих святынь», удачно проверенное в РПЦ. Впервые эту технологию апробировали на московском примере «Пояса Богородицы». Вокруг церковные фонды создали медиа-событие, разработали грамотную рекламу и в результате в очереди к святыне верующие стояли по 20 часов, и это зимой, и это при том, что такая же часть пояса, просто немного меньше по размерам, постоянно хранится в одном из московских храмов.

Второй раз эту технологию применили к «дарам волхвов», кстати, именно тогда, в начале 2014 года, и появляется термин «гастролирующая святыня». Стоит также отметить, что акцию вокруг «даров» обеспечивал церковный фонд Василия Великого, принадлежащей К. Малофееву. В сопровождающей реликвию службе охраны в революционный Киев, в январе 2014-го, а затем и в Крым, прибыл Игорь Гиркин. Подробно о прикрытии святыней для осуществления подготовки аннексии полуострова можно посмотреть здесь.

Возвращаясь к одесскому варианту «гастролирующей святыни», следует отметить, что это довольно прибыльное мероприятие. На официальном сайте УПЦ отмечается, что «это уникальное событие», «возможность прикоснуться к такой святыне выпадает только раз в жизни», а также подчеркивался короткий срок пребывания святыни («только четыре дня»), скорее всего, с намеком о необходимости успеть. И действительно много верующих пришло в собор на поклонение, по разным подсчетам их число достигло 100 тысяч.

Интересно, знали ли или знают ли сейчас верующие, что во всех трех крупнейших и самых известных одесских монастырях хранятся частицы мощей вмч. Пантелеймона? На сайтах Иверского и Пантелеймоновского монастырей эта информация есть в открытом доступе. С Ильинским немного труднее, поскольку, после того как протодиакон Андрей Кураев высмеял настоятеля этого монастыря за довольно специфические реликвии (какие именно каждый может сам посмотреть), страницу о святынях обители удалили, однако в интернет-архиве с ней можно легко ознакомиться. А под 77 номером упоминаются именно мощи вмч. Пантелеймона.

Возникает вопрос, действительно ли Одесская епархия УПЦ настолько бедна, чтобы город брал на себя коммунальные расходы и выплачивал заработную плату работникам? Как это соотносится с принципом отделения Церкви от государства? Морально оправданно ли отцам, которые учат морали и осуждают ложь и лицемерие, получать деньги от государства, которое они так не любят, что готовы стать на службу агрессору? Скорее всего, на эти вопросы ответов мы не услышим.

Дмитрий ГОРЕВОЙ

Читайте также
Интервью «Для большинства жителей Литвы православие — это “русская вера”», — о. Владимир Селявко
07 марта, 09:00
Интервью Вера – это камертон для моих личных решений, – Юлий Морозов
07 марта, 11:07
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
07 марта, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
07 марта, 11:44