Великая Неделя, которую восточная традиция еще называет Страстной, начинается Вербным Воскресеньем. На многих языках мира оно называется Пальмовым, учитывая ветви пальм, которые стелили на дорогу во время въезда Господа Иисуса в Иерусалим.
Однако на славянских территориях, где пальмы не растут, а весна наступает с цветения ив, и их ветви пришлось святить, название праздника изменилось: белорусское Вербница, болгарское Цветница, сербское Цвети, словацкое Квитна Неделя (в некоторых местностях Украины Вербное воскресенье называют именно так), передает CREDO.
Литургия этого дня вспоминает торжественный въезд Христа в Иерусалим, который знаменовал собой непосредственное приближение Его Страстей и крестной смерти. Люди, которые Его приветствовали, бросали на дорогу плащи и зеленые ветви, восклицая: «Осанна Сыну Давида!» Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим описан во всех четырех Евангелиях, следовательно, этому событию все они придают особое значение.
Литургия Вербного Воскресенья «распята» между радостным моментом процессии с пальмами и чтением из Евангелия о Страстях Господних. Таким образом Церковь подчеркивает, что триумф Христа и Его Жертва всегда неразрывно связаны.
Во время Богослужений Великого четверга, Страстной пятницы и торжественного навечерия Пасхи верующие вновь переживают тайну Страстей Христовых, Его смерти и воскресения. В четверг вечером будет совершен обряд, который совершается раз в году, – по церковной традиции священник омоет ноги двенадцати мирянам в воспоминание того, как перед Тайной вечерей Христос омыл ноги Своим ученикам.
Во время пения гимна «Слава в вышних Богу» в четверг в последний раз будут звучать орган и все колокола – они замолчат до Пасхи. На Мессе Великого четверга освящается большое количество даров, чтобы их хватило на Страстную пятницу, когда Месса не совершается. С XI века эти дары помещаются не в ризницу, а в одну из часовен храма для поклонения им после Мессы. Перенесение даров, которое совершается во время торжественной процессии после Мессы, символизирует заключение Христа в темницу. Затем с алтаря убираются подсвечники, кресты и покрывало, что символизирует снятие одежд с Христа воинами перед Его распятием.
На тайне страстей сосредоточено Богослужение Великой пятницы – дня строгого поста и покаяния, единственного дня в году, когда не совершается Евхаристическая Литургия. В храмах пятничная служба обычно длится несколько часов, поскольку для поклонения кресту и его целования выстраивается длинная очередь верующих. В этот день верующие причащаются преждеосвященными дарами.
В Великую субботу верующие пребывают в молитве перед гробом Господним. C появлением первой звезды начнется торжественное Богослужение навечерие Пасхи. От костра во дворе храма в этот день зажигается пасхал – большая свеча, которая торжественно вносится в храм под пение гимна «Слава в вышних Богу», и с этого момента в храме снова звучит орган и колокола, прославляя Христово Воскресение.