Епископат Украинской Автокефальной Православной Церкви обращается к иерархам других Православных Церквей, украинским историкам и культурологам с предложением совместно работать над окончательным описанием и популяризацией киевской идеи.
Об этом говорится в специальном Обращении Архиерейского Собора Украинской Автокефальной Православной Церкви от 16 июля. Иерархия этой Церкви отмечает, что Киевская идея является одним из главных элементов церковной идентичности Украинской Автокефальной Православной Церкви и надеется, что она такоже существенно повлияла на формирование идентичности других церковных юрисдикций в Украине.
Епископат Украинской Автокефальной Православной Церкви обращается к иерархам других Православных Церквей, украинским историкам и культурологам с предложением совместно работать над окончательным описанием и популяризацией киевской идеи.
В документе отмечается, что «Киев – новый Иерусалим» – был и остается не только символической историософской формулой или идеологемой. Киев как Новый Иерусалим –это еще и религиозный идеал, который на протяжении веков определял духовные, культурные и общественно-политические приоритеты народа Украины.
По убеждению иерархии УАПЦ, особенно актуальной является киевская идея сегодня, когда церковное и общественное сознание ищет идеи и символы, способствующие объединению: «Киев – это символ исторического наследия. Символ, объединяющий современную Украину с давней Киевской Русью и ее культурной традицией, которая воспринимается в качестве «золотого века» нашей культуры и государственности всеми украинцами независимо от того где они живут – на Западе или на Востоке Украины».
В этом контексте епископы УАПЦ отмечают, что «осмысление киевской идеи – правда, с разных точек зрения и с отличными приоритетами – происходит сегодня в разных церковных средах, в частности, и в Украинской Православной Церкви под омофором Митрополита Владимира. Киевская идея действительно имеет потенциал стать одним из главных элементов новой украинской идентичности». Вместе с тем в УАПЦ подчеркивают, что для того, чтобы это стало возможным, очень важно, чтобы киевская идея осмисливалась в внепартийном и внеюрисдикционном формате, как идея, объединяющая, а не разъединяющая народ Украины.
В УАПЦ радуются тому, что осенью прошлого года идея Киевского Иерусалима была возрождена и озвучена в УПЦ (МП) и позитивно воспринята и активно поддержана в Киевском Патриархате, в частности, главой информационного отдела УПЦ КП епископом Евстратием (Зарей), который считает, что в Киевском Иерусалиме отражена «идея противопоставления духовного влияния влиянию политическому. Рим – город политического величия, город царский. Иерусалим – тоже город царский, но Царство это – не от мира, а с небес», а сам Киев «это город, как точка притяжения народа, город-символ нации».
«Мы считаем, что киевская идея должна стать темой многих круглых столов, научно-практических конференций, объектом специальных научных исследований, а также факультативно изучаться в духовных и светских учебных заведениях Украины в качестве обязательного / главного, или факультативного / специального курса», – отмечается в обращении иерархии УАПЦ.