Этот выдающийся украинский и российский церковный и культурный деятель принадлежал к когорте тех знаменитых личностей (вместе с Феофаном Прокоповичем, Стефаном Яворским — его младшими современниками), которые решающим образом повлияли на реформирование украинской церкви, культуры и образования конца ХVII — начала ХVIIІ веков — и вместе с тем оказали колоссальное содействие царю Петру I в осуществлении его честолюбивых планов по созданию абсолютной монархии, подчиненной лично ему предельно централизованной империи.
Родился будущий митрополит Ростовский и Ярославский 5 (по другим данным — 9 или 10) декабря 1651 года в Макарове на Киевщине, в семье сотника Киевского казацкого полка Саввы Туптало. Учился он в Киево-Могилянской академии (тогда — коллегиуме) в 1662 — 1665 годах; летом 1668 года, после пострижения в монахи, жил в Киевском Кирилловском монастыре. С 1675 по 1700 год был проповедником и игуменом в разных украинских монастырях (Черниговском, Батуринском, Густинском, в Киево-Печерской лавре), а также непродолжительный период в Вильно и Слуцке. С 1677 года работал кафедральным проповедником при Лазаре Барановиче — ведущем духовном деятеле Украины тех времен. Именно по его настоянию Димитрий Туптало написал свою первую книгу, дошедшую до нас, — «Руно орошенное». Был также, вероятно, и придворным проповедником гетмана Ивана Самойловича в Батурине (около 1679 года).
С 1684 года по приглашению Варлама Ясинского, выдающегося просветителя конца ХVII века, Туптало переезжает в Киев и становится проповедником в Киево-Печерской лавре. Именно там он составил свои знаменитые Четьи-Минеи (церковно-религиозные сборники, в которых жития святых, предания, наставления размещены по дням каждого месяца, в соответствии с датой чествования церковью того или иного святого). Туптало писал их более 20 лет, и именно их издание прославило его.
Многогранную деятельность Димитрия Туптало в начале ХVIIІ века можно — с некоторой долей условности — разделить на две части: просветительскую и церковно-административную. Для нас, возможно, несколько интереснее первый аспект. Став в 1702 году митрополитом Ростовским и Ярославским, он основал школу для священнослужителей (где учились не только дети священников, но и выходцы из других сословий), построенную на общеобразовательных, а не специальных принципах — преподавалась грамматика, латинский и древнегреческий языки, стихосложение, нотное пение, риторика. Образовательный процесс был построен по украинским принципам того времени.
Более известен Туптало как церковный писатель, мыслитель и проповедник. Его проповеди — яркий образец украинского риторического искусства времен барокко и представляют собой блестящее развитие традиций писателей ХVII века, в первую очередь Иоаникия Галятовского и Антония Радивиловского. Широкое признание снискали его полемические произведения «Келійний літописець» (там митрополит писал о «сущих на владетельствах», которые «вельми согръшают и безгръшных осуждают вмъсто гръшных», в то время как царю должны быть свойственны «милость, кротость и незлобие»), «Розыск о раскольнической брынской въръ», «Зерцало православного исповедания», «Діаріуш, або каталог київських митрополитів», а также «Рождественские драмы» и «Успенская драма», которые он писал для учеников своих школ. Заметим, что язык богословских трудов Туптало — церковнославянский с элементами украинизмов, язык проповедей был близок к народному.
Митрополит Димитрий (Дмитрий) Туптало окончил свой земной путь 28 октября 1709 года в Ростове. Несмотря на свою политическую заангажированность как администратора, он был ревностным «учителем света Христова», за что и снискал уважение современников.