Created with Sketch.

УПЦ (МП) и Брэдбери: Приезд Патриарха Варфоломея

20.08.2021, 19:57
Флешмоб МП в Украине
Источник фото: Фейсбук

Огороженное пространство было в самом центре площади. Том, Григсби и все остальные, копя слюну, подвигались вперёд – шли, изготовившись, предвкушая, с расширившимися зрачками. Сердце Тома билось часто-часто, и земля жгла его босые пятки. […]
– А зачем мы все тут собрались? – спросил, подумав, Том. – Почему мы должны плевать? […]
– Тут все дело в ненависти. […]
– А если хоть кто-нибудь или что-нибудь, чего бы мы не ненавидели? – спросил Том.

«Улыбка». Рэй Брэдбери

Описываемое Реем Брэдбери очень напоминает ситуацию, которое создало руководство УПЦ(МП) для своей паствы. Священноначалие требует от паствы протестов и ненависти (да-да, разумеется, «праведного гнева»). Собственно, подобные проявления «христианской любви», к сожалению, давно уже стали привычными в УПЦ(МП). Напомню, ненависть разжигалась и во время приезда Папы Римского Иоанна Павла II в 2001 году; иные из иерархов устраивали молебны – во вполне сатанинском духе – о том, чтобы «туфля понтифика не ступила на землю Малороссии», а самолёт «не сел» (т.е. попросту, разбился). Злоба разжигалась и в адрес УГКЦ, во время переноса предстоятельской кафедры из Львова в Киев в 2005 году. Тогда протестующие от УПЦ(МП) пытались «не пропустить прихожан на сатанинскую церемонию». А некоторые с гордостью рассказывали о собственном «стоянии в истине»: заранее запасёнными тухлыми яйцами попали кому-то из греко-католических священников в митру. В этом сезоне предметом ненависти стал Вселенский патриарх Варфоломей.

Кто бы ни был адресатом ненависти, верующие часто не вполне понимают «почему мы должны плевать?». На практике, даже протестующие и выкрикивающие лозунги, в «лучшем» случае способны повторить лишь выученные шаблоны. В большинстве же случаев и вовсе не понимают против кого или чего именно они протестуют и вообще кто такой Варфоломей. В этом смысле, весьма красноречивым является тиражируемый в УПЦ(МП) плакат: «Варфоломей, мы тебя не знаем», но… решительно протестуем, согласно нерушимой комсомольской традиции.

– Ну, плюй же! У мальчишки пересохло во рту.
– Том, давай! Живее!
– Но, – медленно произнёс Том, – она же красивая!
– Ладно, я плюну за тебя!

«Успокойтесь! Святейший едет не к вам, а к НАМ, чтобы вместе вознести молитвы о мире. МЫ его ждём. Не разжигайте злобу своими протестами». Именно так реагировали в УПЦ(МП) в ответ на недовольства и протесты, связанные с визитами Московских патриархов Алексия II (2008) и Кирилла (2009, 2010, 2011, 2012). Казалось бы, самое время вспомнить о собственном призыве к другим и поступить согласно ему же, «не разжигать злобу своими протестами». Именно так поступили бы христиане, помнящие слова Спасителя: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Но в мире персонажей Оруэлла этот принцип непонятен, гораздо ближе двоемыслие и двойные стандарты – ставшие традиционными в РПЦ и готтентотская мораль: «у меня украли корову – плохо; я украл корову – хорошо». Приглашают нашего патриарха – хорошо, приглашают другого – плохо.

Ниже предлагаю взглянут на основные аргументы, выдвигаемые из УПЦ(МП).

1. «Мы тебя не звали!»

Пожалуй, это самым нелепый и в то же время самый тиражируемый аргумент, воплощаемый в широком спектре вариантов: от лозунгов «Варфоломей, мы тебя не звали!» до совсем экзотичных «Бармалея мы не звали!» и тех, кто что раскрывают глубину веры таких протестующих «Варфоломей – гори в аду!!!». В конце одной из акций протестующие и вовсе сожги чучело патриарха Варфоломея.

Креатив МП

 

«Всех, кто не ждёт этого стамбульского пашу, прошу присоединяться к флешмобу и разместить на своей личной странице текст "Варфоломей, мы тебя не звали!"», – призывает спикер Запорожской епархии и дальше инструктирует как распечатать лозунги.

Флешмоб МП в Украине

 

«Патриарх Варфоломей, мы Вас не ждём!», – обратились верующие Одесской епархии к патриарху Варфоломею несколько более вежливо но всё так же нелепо. Примерно, как лозунг «Митрополит Агафангел, мы Вас не ждём!», озвученный кем-нибудь из верующих Испанско-Португальской епархии. Спасибо что сообщили, но Патриарх, во-первых, не к вам едет, а к тем, кто звал и ждёт, а, во-вторых, Одесса даже не входит в программу его визита, вас ввели в заблуждение.

— Все смотрят на вас, осуждают... Да вы любого спросите. Где любой? Да вот он!..
— Это не народ.
— Это не народ? Это хуже!! Это лучшие люди города!

К.ф. «Убить дракона»

И вот днях появилось «Обращение православных деятелей науки, культуры и спорта Украины» к патр. Варфоломею с призывом не приезжать и не принимать участие в празднованиях, потому что «во-первых, согласно Конституции Украины религиозные организации в нашей стране отделены от государства» (запомним эту претензию!). Как заметила журналистка Лана Самохвалова, этот список «лучших людей города» особенно контрастирует с тем, кто подписывал обращение к патр. Варфоломею с просьбой о даровании автокефалии, инициированное, кстати, священниками УПЦ(МП).

Напомню, что патриарха Варфоломея пригласили предстоятель ПЦУ мит. Епифаний, Президент Украины Владимир Зеленский. Присоединились к ним и многочисленные верующие. Спикер ПЦУ, арх. Черниговский Евстратий ёмко резюмировал: «УКРАИНА – действительно ПРИВЕТСТВУЕТ Патриарха. И Церковь приветствует. И Государство Украинское. А те, кто с комсомольским задором под храмами стоят с написанными под московскую копирку дацзыбао против визита Вселенского Патриарха – телом в Украине, а сердцем и душой – ‘с Белакаменнай’».

2. Светская власть не имеет право приглашать Патриарха. Государство отделено от Церкви.

Когда абсурдность и комичность первого аргумента становится ясна даже самой некритично мыслящей пастве, в ход идёт следующий аргумент: те, кто пригласил даже не имеют права приглашать, их приглашение противозаконно. «Он (патриарх Варфоломей – В.М.) не является главой нашей Церкви, даже не является официальным представителем государства, из которого он приезжает», – заявил арх. Васильковский Николай (Почтовый). Управделами УПЦ(МП), мит. Антоний (Паканич) ещё более категоричен: «Здесь является принципиальным то, что УПЦ неоднократно заявляла: мы должны научиться жить по Конституции. А Конституция говорит, что государство отделено от Церкви».

Судя по всему, владыка Антоний ссылается на Закон Украины о Свободе совести и религиозных организациях, детально поясняющий конституционные взаимоотношения Церкви и государства. В законе вовсе ничего не говорится о недопустимости или нежелательности приглашения религиозных лидеров. Однако, если вл. Антоний именно так трактует Закон, то необходимо поинтересоваться у него и других принципиальных сторонников отделения «Церкви от государства», где были их протесты раньше, когда адресатом подобных приглашений был Патриарх Московский? Напомню, что президент Украины Леонид Кучма неоднократно официально приглашал патриарха Алексия II. И патриарха Кирилла принимали официально, на высшем уровне власти Украины: президент, премьер-министр и спикер. Напомню, что тогда эти принципиальные представители УПЦ(МП) возмущались недостаточным упоминанием визита Патриарха Московского на официальном интернет-представительстве президента Украины, и, например тем, что «во время прибытия патриарха Московского Алексия II в аэропорт “Борисполь” Виктор Ющенко будет открывать галерею портретов выдающихся деятелей Украины» (о ужас!).

А ещё можно вспомнить о том как иерархи УПЦ(МП) призывали власти Украины не просто вмешаться в церковные дела, но и расправиться с конкурентами и отобрать их имущество: «если будет политическая воля, если политическая мудрость будет проявлена руководством страны, то раскол исчезнет как дым».

Но вернёмся к упоминаемому владыкой Антонием Закону, раз уж он настаивает. Закон указывает на три любопытных пункта:

(а) Государство «оказывает содействие участию религиозных организаций в деловых контактах с международными религиозными центрами и зарубежными религиозными организациями» (ст.30). И здесь выясняется, что приглашение Патриарха Варфоломея как раз и согласуется с этой статьёй Закона. Так что вл. Антоний может успокоить паству.

(б) «Религиозные организации не участвуют в деятельности политических партий и […] не выдвигают кандидатов в органы государственной власти, [...] не ведут агитации» (ст. 5). Полагаю, что этот пункт вл. Антоний напомнит своим коллегам по Синоду – многолетним агитаторам и выдвиженцам от различных партий, включая коммунистическую.

Митрополит Агафангел изменял партии, но никогда не изменял России

 

(в) «Религиозная организация не имеет права вмешиваться в деятельность других религиозных организаций, в любой форме проповедовать вражду, нетерпимость к неверующим и верующих других вероисповеданий» (ст. 5).

Хочется верить, что принципиальность вл. Антония искренняя и он будет призывать паству действительно жить по закону и Конституции.

3. Игнорируется мнение огромного количества людей

Когда вскрывается абсурдность и предыдущего аргумента тоже, то начинают вспоминать о количестве тех многих, кто не приглашал, не ждёт и не хочет видеть Патриарха, и чьё мнение потому «игнорируется». Что ж, атеисты, протестанты, мусульмане и представители других конфессий действительно не приглашали Патриарха Константинопольского, ровно как не приглашали они и Патриархов Московских.

И здесь митр. Антоний призывает: «Считаю, что перед тем как приглашать руководителя религиозной организации из другого государства надо было позаботиться тем, как это воспримет украинское общество, не приведёт ли это к движениям противостояния». Хороший совет! Последуем же призыву владыки и посмотрим как воспринимает украинское общество. Результаты недавнего соцопроса показывают, что большинство (57,3%) позитивно воспринимают визит, 32,5% - нейтрально и лишь 6,4% – негативно.

Но как же воспринимало украинское общество визиты Патриарха Московского? Можно обратиться к соцопросам, проведённым тогда. В 2009 году накануне визита результаты показали, что большинство (60,4%) негативно воспринимали визит, 9,4 – нейтрально и лишь 28,1% положительно. Год спустя, в 2010 накануне очередного визита восприятие украинского общества ещё усугубилось: большинство (71,1%) негативно, 5,3% нейтрально и 22,2% положительно. К слову сказать, 22% не мало, просто это отнюдь не большинство. Причём не большинство настолько, что пришлось даже паству дорисовывать в фотошопе. И уж точно это число в разы меньше тех, кто видеть московского гостя не хотел, чьи визиты – выражаясь словами мит. Антония – «приводили к движениям противостояния». Призывал ли тогда владыка подумать о восприятии украинского общества? Сейчас же он, предлагая указанные критерии, фактически выступает с осуждением визитов московских патриархов, как игнорирующих мнение большинства и приводящим к противостояниям.

Кстати, любопытной тогда была и реакция посольства РФ в Украине как на саму неблагоприятную социологию, так и на возникшие протесты. Протесты против визита предстоятеля Церкви назвали «невежливыми», выразив уверенность, что всё равно «большинство украинского народа приветствует патриарха Кирилла».

4. Он не духовный лидер, а бизнесмен и инструмент геополитики

Именно так описал Патриарха Варфоломея спикер Запорожской епархии УПЦ(МП). И это – как точно заметил публицист Виктор Трегубов – яркий случай психологической проекции, когда на оппонента переносят собственные характеристики: «Возможно, Вселенский патриархат планирует интегрировать Украину в “греческий мир”? Или “турецкий мир”? Рассказывает, что Украина является частью греческой Ойкумены, а значит должна объединиться с Грецией?».

А мальчик знает что у него неканоническая футболочка?

 

Уверен, что те члены Синода и иерархи УПЦ(МП), кто привык использовать Церковь как предвыборный таран, превращать амвоны в агитационные трибуны («Те, кто не придет на избирательные участки, – сказал владыка с амвона, – и не проголосует за Виктора Феодоровича, должен будет впоследствии покаяться в этом у своего духовника»), кто поддерживал политические партии, сам баллотировался от разных, кто уподоблял Христу политиковСегодня Вы несёте тяжёлый крест и Церковь с Вами сегодня до конца, подобно тому, как Симон Киринейский помогал нести Крест Христу на Голгофу») – все эти иерархи вполне искренне не могут представить, что может быть иначе. Точно так же, как иерархи, хвастающиеся «тройником» (две панагии и крест) за сто тыс. долларов, стремящиеся обрести дворцы и яхты, с искренностью Карлсона не могут представить, что счастье и цель жизни может быть в чём-то ином:

– Поверь мне, Карлсон, не в пирогах счастье.
– Ты что, с ума сошёл?! А в чём же ещё?

Но патриарх Варфоломей сделал нечто очень важное не с т.з. системы ценностей Карлсона, а именно с христианской: ввёл в лоно Церкви тех, кто был вне общения с Мировым Православием. На протяжении десятилетий со стороны УПЦ (МП) звучали очень красивые слова о «боли разлуки» с братьями. «Кровоточащей раной на теле Украины стало и трагическое церковное разделение. Значительная часть наших соотечественников, которые исповедуют православную веру, уже третье десятилетие находится вне общения со Всемирным Православием», – выражает боль текст обращения Синода УПЦ (МП). «Раскол – это не просто проблема, это наша огромная боль. Ведь миллионы людей Украины находятся вне канонического Православия, вне Церкви, которая даёт возможность человеку спастись», – повторяет председатель Синодального информационного отдела УПЦ(МП) мит. Климент (Вечеря).

И вот, молитвы тех, кто многие годы плакал о боли разлуки с братьями, были, наконец, услышаны! Братья вошли в спасительное лоно Церкви, что – по мнению самой же РПЦ –«способно вдохнуть жизнь в лишённые благодати действия раскольников». По мнению мит. Илариона (Алфеева) «внешняя форма таинства, совершенного в расколе, в случае возвращения раскольников в лоно Церкви, наполняется благодатной силой и уже не повторяется». Всякий христианин порадуется вхождению братьев в лоно Церкви и обретённому единству. Однако тем, кто привык подменят единство со Христом единством административным эта радость действительно вызывает лишь раздражение.

Печально, что представители УПЦ(МП) так активно создают карикатуру на самих же себя. Ещё печальнее, что других заставляют участвовать в этом и требовать признания этой карикатуры подлинным христианством. А ведь среди представителей УПЦ(МП) есть немало достойных священников, иерархов и просто верующих, испытывающих стыд от действий собственного священноначалия. «Говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело – от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его; [берегитесь], чтобы вам не оказаться противниками Бога». (Деян. 5:38). Этот призыв звучит сегодня как никогда актуально.

P.S. Чудо

Усилия УПЦ (МП) по разжиганию вражды напоминает описанное у Оруэлла: «На шестой день Недели ненависти, после шествий, речей, криков, пения, лозунгов, транспарантов, фильмов, восковых чучел, барабанной дроби, визга труб, маршевого топота, лязга танковых гусениц, рёва эскадрилий и орудийной пальбы, при заключительных судорогах всеобщего оргазма, когда ненависть дошла до кипения» вдруг засияла улыбка, выяснилось, что даже в самой УПЦ(МП) очень многие (49%) поддерживают визит Вселенского Патриарха Варфоломея, и таких в разы больше тех, кто воспринимает его негативно (14,6%). Как здорово, что добро побеждает злобу и пропаганду. И мы являемся свидетелями этой победы. Слава Богу!

«Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним — Улыбка. Ласковая, добрая, она была там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру»

Читайте также
Забытый очаг единения между монашеством Восточной и Западной Церквей на Святой Горе Афон
20 августа, 22:25
Церковь Шредингера и «благоговение по должности»
20 августа, 11:44
Украинский национализм и украинские евангельские церкви
20 августа, 09:10
Декларация антихристианства РПЦ и кричащее молчание епископата УПЦ МП
20 августа, 14:20