За десять лет существования религиозная община Пресвятой Троицы до сих пор не имеет в городе не только собственного храма, но и даже земельного участка под его строительство. Поэтому верующие УГКЦ, живущие в «духовной столице Украины», посещают Службы Божьи в небольшом приспособленном помещении (площадью 25 квадратных метров), что едва вмещает всех желающих.
|
За десять лет существования религиозная община Пресвятой Троицы до сих пор не имеет в городе не только собственного храма, но и даже земельного участка под его строительство. Поэтому верующие УГКЦ, живущие в «духовной столице Украины», посещают Службы Божьи в небольшом приспособленном помещении (площадью 25 квадратных метров), что едва вмещает всех желающих. Однако местным греко-католикам не привыкать к трудностям, поскольку они их преодолевают практически с самого начала деятельности на Полтавщине.
«ПОЛТАВЧАНЕ — ЛУЧШИЕ ХРИСТИАНЕ В УКРАИНЕ»
Постепенному распространению греко-католичества в области посодействовал, как это ни странно, священник УПЦ (МП) из поселка городского типа Билыки Кобелякского района. После одной из служб в конце 1990-х он безапелляционно заявил, что больше не позволит всяческим «руховцам» ходить в его церковь и указал им на дверь. Люди, конечно, обиделись и начали искать какую-либо альтернативу. Сначала они обратились за помощью к УПЦ КП, где им посочувствовали и пообещали направить священника, если для него будет в селе жилье. Впрочем, жильем нового православного батюшку жители Билыкив не смогли обеспечить. Позже об этой непростой ситуации стало известно в УГКЦ, которая предложила селянам создать новое религиозное общество и прислать своего священника. «Националисты», которых выгнал из церкви сельский священник, сначала с осторожностью отнеслись к этому предложению, однако решили попробовать — и с ознакомительной целью посетили греко-католиков Днепродзержинска. Увиденная большая и крепкая община, похоже, произвела на них такое позитивное впечатление, что вскоре религиозная жизнь в Билыках получила новый импульс и нового греко-католического пастыря — отца Юрия Кролевского, который до того был протопресвитером Харьковского деканата.
Первая служба, которая состоялась в 1998 году на Пасху, собрала неожиданно большое количество людей — человек шестьдесят, что удивило даже самого отца Юрия, но впоследствии он, наверное, понял, почему селяне тогда охотно пошли в УГКЦ. «Полтавчане очень искренние и делают только то, в чем убеждены. Ты их на кол посади, а они будут за свое держаться. Если эти люди принимают христианство, то становятся примером для всех других, — делится наблюдениями священник родом из Каменца-Подольского. — Полтавчане, считаю, являются лучшими христианами в Украине. В Полтаве может быть или убежденный регионал, или убежденный демократ, или националист, и мне это очень импонирует».
Но в то же время отец Юрий вспоминает, какие трудности ему пришлось преодолевать в Билыках. Тот же православный батюшка, который прогнал из церкви, по его версии, «руховцев», развернул против греко-католиков целую пропагандистскую кампанию. Выступая по местному радио, он, кроме других вымышленных «грехов», обвинял их в жертвоприношении. К вновь прибывшему представителю УГКЦ также имела претензии милиция, которую беспокоила прописка, цель и продолжительность визита на Полтавщину священника и его семьи. В письменном объяснении стражам порядка попадья Валентина отметила, что будет жить в Билыках, «пока муж не выгонит». С другой стороны на отца Юрия и общину давил поселковый голова, утверждавший: «Я здесь власть!», но никак не соглашался подписывать решения сессии совета о выделении земли под строительство церкви. Хотя позже он это разрешение таки подписал, правда, для этого греко-католикам пришлось пройти массу инстанций и, в конечном итоге, дойти до премьер-министра Виктора Ющенко. Но даже после результативного общения с кабминовскими посланцами пан голова не совсем пришел в себя и при встрече говорил отцу Юрию: «Что, радуешься? Церковь будет только через мой труп!». До этого, однако, не дошло: впоследствии селяне избрали другого руководителя, в Билыках появился небольшой храм пророка Ильи, а сама УГКЦ завоевала авторитет в Кобеляцком районе и имеет в настоящее время хорошие отношения с местной властью. «Должно было пройти время, чтобы люди нас познали и убедились, что мы не страшные», — говорит отец Юрий.
МНИМАЯ УГРОЗА ПРАВОСЛАВИЮ
В 2002 году ему предложили создать общину в областном центре, где тоже проживают греко-католики, — преимущественно выходцы из Галичины, которые когда-то учились во Львове, или молодежь, которая в настоящее время получает образование в полтавских вузах. Священник, хотя и согласился на это предложение, но не сразу переехал в Полтаву, бывая в городе лишь наездами. Полноценному душпастырскому служению препятствовало отсутствие собственного помещения, а потому прихожане или собирались в помещении одной семьи, или «просились в гости» к римо-католикам. Положить конец этим скитаниям полтавские греко-католики попытались в 2005 году, когда обратились к городскому голове Анатолию Кукобе с просьбой выделить земельный участок под строительство церкви. Городской голова, который, кстати, способствовал инициативам УПЦ КП, пообещал им поддержку, однако после общения с епископом Полтавским и Миргородским УПЦ (МП) Филиппом изменил свое решение. Преемник Кукобы, Андрей Матковский, в начале своей каденции также встречался с отцом Юрием и даже давал ему «честное слово», что УГКЦ таки получит землю в Полтаве.
Обнадеженная община собрала средства и подготовила всю необходимую документацию, которую утвердили многочисленные разрешительные инстанции, а первый заместитель городского головы скрепил ее своей подписью. Но когда уже завершилась эта длительная бумажная процедура, городская власть почему-то решила отнести предварительно согласованный участок к парковой зоне, где можно было построить разве что «генделик», но не церковь. Кроме того, на пути решения земельного вопроса вроде бы стала позиция жителей прилегающих улиц, 80% которых, согласно опросу, выступили «против» возведения храма УГКЦ. По словам отца Юрия, к информационной кампании активно подключились владыка УПЦ (МП) Филипп, который с разъяснительной кампанией обошел не один властный кабинет, и депутат Полтавского городского совета от Компартии Алексей Гавриков, который выступил на страницах коммунальной газеты с «обличительной» статьей «Строительство храма Украинской греко-католической церкви в Полтаве — вызов украинскому православию». Пропагандистское влияние на умы местных руководителей, похоже, было настолько действенным, что земельный вопрос успешно «завалили» на заседании очередной депутатской комиссии, уже привычно прикрывшись мнением общественности.
Усовестить Андрея Матковского, который как-то заявил, что «в Полтаве проживают христиане, а не греко-католики», пыталась даже премьер-министр Юлия Тимошенко. В 2009 году во время встречи с руководителем правительства глава УГКЦ Блаженнейший Любомир Гузар рассказал ей о скитаниях полтавских прихожан, после чего Юлия Владимировна сразу же связалась по телефону со своим однопартийцем, хотя формально Матковский вышел из «Батьківщини», и призывала его решить вопрос. Городской голова согласился посодействовать, но потребовал изменения состава переговорной группы со стороны УГКЦ, потому что ему вроде бы не нравился «плохой священник», то есть отец Юрий. Впрочем, ротация делегата не привела к позитивному решению проблемы. Напомнив секретарю горсовета Александру Козубу (БЮТ) о том, что другие конфессии без особых трудностей получают землю под церкви, а греко-католиков фактически лишили ранее согласованного участка, голова общины храма Пресвятой Троицы Евгений Хайлов так разозлил чиновника, что тот выгнал его из кабинета.
Кстати, уже и при следующем городском голове, Александре Мамае («Совість України»), депутат Козуб остался последовательным в своих убеждениях, напомнив коллегам во время сессии о многочисленных обращениях несогласных граждан. Как результат — вопрос не был включен в повестку дня. «В Полтаве мы существуем, как в гетто, — отмечает отец Юрий. — Хотя, возможно, именно в этом и состоит замысел Божий, чтобы наша община развивалась постепенно, росла, как маленький Иисусик. Так же и мы — однажды выйдем, а люди скажут: откуда они взялись, их же не было?».
ЧЬЯ ТЕРРИТОРИЯ?
Прихожане отмечают, что препятствия полтавским греко-католикам создают не только в имущественном, но и в организационном плане. В 2008 году, вспоминает Евгений Хайлов, в городе должна была состояться выставка всемирно известных вышитых икон отца Дмитрия Блажейовского, для проведения которой заказали зал в Галерее искусств. С открытым сердцем понесли приглашение и Владыке УПЦ (МП) Филиппу, на что тот ответил отказом, подкрепленным красноречивой фразой: «Не хочу заниматься рекламой греко-католиков». Как только визитеры покинули резиденцию архиепископа, им сообщили, что Галерея искусств не сможет принять выставку, потому что на то время в ней будто бы запланировано другое мероприятие. На всякий случай у верующих УГКЦ была запасная площадка — Полтавский областной центр эстетического воспитания учащейся молодежи, но и там им вдруг отказали. Выставка, таким образом, оказалась на грани срыва: иконы уже были в дороге из Львова, а экспозиционного помещения не удавалось найти.
Тогда община обратилась за помощью к главе облгосадминистрации Полтавщины Валерию Асадчеву (УНП), который посодействовал, чтобы акция таки состоялась в областной библиотеке и военном институте связи. Хотя и там не обошлось без неприятных эпизодов. Когда курсанты осматривали выставку, неожиданно прибежал православный батюшка, который начал кричать: «Это моя территория! Вы потопили в крови Западную Украину!». И если с УПЦ (МП) греко-католики имеют непростые отношения, то с другими христианскими конфессиями — РКЦ, УПЦ КП и УАПЦ — складываются более-менее толерантные (или, как говорит отец Юрий, «интересные») взаимоотношения. Духовенство упомянутых церквей общается между собой, обсуждает разные церковные вопросы и иногда в чем-то помогает друг другу. Впрочем, когда во время встреч, например, возникал вопрос о том, чтобы иногда предоставлять УГКЦ храмы для отправления Службы Божьей, православные братья откровенно говорили: «Вы же наши конкуренты» или: «Давайте не создавать людям неудобств».
Греко-католики Полтавы, понятное дело, недовольны тем, что их проблемы и до сих пор не решены, но они не разуверились: появляются новые приходы, приходит больше верующей молодежи. Скажем, средний возраст членов общины храма Пресвятой Троицы составляет 30 — 35 лет. Возможно, именно в этом и заключается секрет оптимизма, с которым говорит о своей пастве седобородый отец Юрий, добавляя в конце разговора: «Наши позитивные достижения — это наши люди. Каждый из них — бриллиант».