Несмотря на существенные различия протестантской и православной теологий, все же существуют определенные точки единства. Поиски подобных идей могут пригодиться для будущего украинского общества. В этом убеждены организаторы и участники круглого стола «Реформация и православие», который прошел в Киеве в четверг, 26 ноября, в стенах НПУ им. М.П. Драгоманова.
Несмотря на существенные различия протестантской и православной теологий, все же существуют определенные точки единства. Поиски подобных идей могут пригодиться для будущего украинского общества. В этом убеждены организаторы и участники круглого стола «Реформация и православие», который прошел в Киеве в четверг, 26 ноября, в стенах НПУ им. М.П. Драгоманова.
«Идея единства в разнообразии очевидна для современного украинского общества. Поэтому важно объединяться в нашем плюрализме. Именно о таком единстве молился Христос в Гефсиманском саду», – отметил в своем докладе доцент кафедры богословия Киевской духовной академии Сергей Бортник.
По его словам, в Святом Писании есть отдельные «зоны молчания», которые проясняются в жизни Церкви через авторитет толкователя. Передача при этом не может противоречить самому Писанию. Бортник подчеркнул, что сегодня актуален надконфессиональный подход в изучении Писания, что открывает новые возможности.
Гость круглого стола, Дональд Ферберн, профессор раннего христианства Семинарии Гордон-Конвел, искал теологические точки соприкосновения через призму работ Кирилла Александрийского. Общность теологий может быть в том, что понятия праведности и освящение исходят от Бога и даруются верным через личный союз с Иисусом. Там, где оправдание для протестантов является привычным понятием, нередко мы можем услышать критику со стороны православных. Поэтому термин оправдания можно мысленно приравнять к праведности. При условии, что провозглашение человека праведным совершается Богом благодаря праведности Божьей. «Мы становимся праведными тогда, когда лично становимся едиными с праведным», – добавляет Дональд.
Реформацию как общее будущее для православных и протестантов видит профессор УКУ Михаил Черенков. Он подчеркивает, что как бы мы ни оценивали последние 500 лет, Реформация как конфессиональный проект оказалась невозможной для выполнения. Хотя христиан разных конфессий в Украине отличает прошлое, мы, по мнению богослова, еще можем рискнуть думать о будущем единстве через примирение: «Для меня очевидно, что с позиции евангельского богословия ответ должен быть положительным на вопрос возможного единства. Но настолько же очевиден дефицит политической воли церковного руководства и просвещения церковных общин. Так что, вопрос нужно конкретизировать: в каких формах возможно церковное сотрудничество ради общего будущего, которое будет отвечать максимализму богословских требований и минимализму существующих возможностей?»
Круглый стол стал продолжением ряда мероприятий в рамках подготовки к 500-летию Реформации от Ресурсно-исследовательского центра ЕААА и Центра изучения религий НПУ им. Драгоманова. Организаторы обещают продолжение актуальных дискуссий при участии известных богословов и ученых.