Интервью с владыкой МАКАРИЕМ (Мелетичем), архиепископом Львовским Украинской Автокефальной Православной Церкви о делах в УАПЦ, отношениях с Вселенским Патриархатом и межправославных отношениях в Украине.
Архиепископ Макарий (Мелетич) возглавляет Львовскую кафедру Украинской Автокефальной Православной Церкви уже более 10 лет. Эта епархия является самой большой по числу приходов — в ней фактически треть приходов УАПЦ. Авторитет же Его Высокопреосвященства распространяется далеко за границы его канонической территории — Львовской области, тем более, что под его опекой находятся еще приходы УАПЦ на Волыни и в Таврии. Несколько лет тому назад руководство УАПЦ решило, что владыке слишком тяжело заботиться о таком количестве приходов… и захотело перекроить Львовскую епархию; хотя и оставило ему обязанности за пределами Львовщины. В ответ долгое время во Львовской епархии не поминали во время Литургий Предстоятеля УАПЦ.
В свете последних событий, связанных с попытками УАПЦ урегулировать свой канонический статус путем вхождения в юрисдикцию Вселенского Патриархата, редакция РИСУ обратилась к архиепископу с просьбой высказать свое мнение относительно этих и других событий в жизни Церкви. Вместо этого тут несколько лет литургически поминали архиепископа Скопельского УПЦ в США Всеволода (Майданского).
— Владыка, юбилей УАПЦ в этом году называется: «20-летие третьего возрождения УАПЦ». Но иногда можно услышать, что современная Автокефальная Церковь считает себя преемницей УАПЦ Поликарпа Сикорского и держит определенную дистанцию по отношению к УАПЦ Василия Липковского. Итак, каково сегодня отношение в УАПЦ к провозглашенной в 20 годах прошлого века автокефалии?
— В свое время Василий Липковский и те епископы, которых называют самосвятами, сыграли важную роль в становлении Автокефальной Украинской Церкви. Василий Липковский внес существенную лепту в это дело, и мы не открещиваемся от него. Это был человек, много сделавший для Украины. А как уже о нем кое-кто отзывается, это дело другое, но он был великим украинцем.
Вообще, касательно преемственности, я думаю, мы сейчас не так говорим о преемственности от Липковского или от Дионисия (Валединского), мы бы хотели, и это мой ежедневный труд и мысли, любыми путями достичь объединения Православной Церкви в Украине.
— В своем выступлении на торжественной академии, посвященной уже упомянутому юбилею, Вы сказали, что следующего юбилея уже не будет. Что Вы имели в виду?
— Что я имел в виду? Я бы хотел, чтобы через 10 лет в Украине уже была единая Поместная Церковь! Понятно, что при таких условиях любая Церквоь, вошедшая в нее, будь то Киевский Патриархат или УАПЦ, могла бы сохранять свои традиции, а также помнить и праздновать свои юбилейные даты. То есть тот, кто возглавит эту Церковь, должен будет уважать наши обычаи. Но главное, что я имел в виду, это то, что за десять лет мы должны к чему-то прийти.
— Владыка, какое сейчас отношение в УАПЦ к Собору 2000 года, на котором были попытки следовать завещанию Патриарха Димитрия о вхождении в юрисдикцию Вселенского Патриархата?
— На последнем Архиерейском Соборе УАПЦ я сказал, что следует руководствоваться не своими амбициями. Тогда, в 2000 году, после того, как мы отслужили предсоборную службу, Блаженнейший митрополит Константин (БАГАН) вышел из церкви, позвал меня и сказал: «Владыка, поговорите с архиереями, и если они согласны, то мы сегодня Предстоятеля не будем выбирать, а сделаем обращение от Собора к Вселенскому Патриарху. И если он благословит, чтобы я возглавил УАПЦ, то я соглашусь». Хотя до того он согласия не давал. Однако, только владыка Андрей (митрополит Галицкий и Ивано-Франковский УАПЦ — ред.) сказал, что он не против, а все остальные усмехнулись. А когда мы пришли в Октябрьский дворец, когда я уже сказал об этом местоблюстителю Мефодию (Кудрякову), тогда начались интриги. И теперь я на Соборе сказал, что не надо было тогда ничего делать, надо было выбирать митрополита Константина Предстоятелем, и не надо было ездить в Константинополь. Надо было молиться о том деле. Если бы митрополит Константин стал тогда Предстоятелем УАПЦ в Украине (а он был и Главой УПЦ в Америке), то мы, я так считаю, сегодня уже были бы в евхаристическом общении со Вселенским Патриархатом. Но государственная власть была против того, я не боюсь говорить об этом.
Я на Соборе этого года говорил Предстоятелю, что не нужны были в 2000 году те выборы (имеется в виду избрание митрополита Мефодия Главой УАПЦ — ред.) и то кресло. Я, например, когда было дело с Успенской Церковью во Львове, чтобы вернуть ей ставропигию Вселенского Патриарха, сказал секретарю Синода Константинопольского Патриархата архимандриту Елфидофоросу, что я не буду претендовать на служение там. И я согласен уйти из Успенской церкви.
— Ведете ли Вы сегодня переговоры со Вселенским Патриархатом про восстановление ставропигии церкви Успения во Львове?
— Нет, я не веду такие переговоры. Хотя на Архиерейском Соборе наш Предстоятель обвинил меня, что я веду тайные переговоры. Я ответил, что нам «тайное» не нужно.
— Какой сейчас может быть путь для вхождения в юрисдикцию Вселенского Патриархата?
— Можно рассчитывать, что Вселенский Патриарх примет нас под свой омофор, может быть и другой путь — Вселенский Патриарх может прислать сюда своего представителя, или в Киев, или во Львов. Есть каноническая митрополия — Украинская Православная Церковь в общении с Московским Патриархатом, а почему не может быть митрополия Вселенского Патриархата? Вот УАПЦ ил Киевский Патриархат пойдет на временное подчинение Константинопольской Церкви. Уже было бы две канонические митрополии, уже бы нас не называли тогда раскольниками. Мы смогли бы вместе служить и приступать к общей Чаше, искать пути объединения.
Я уверен, что среди епископов УПЦ (МП) найдутся те, кто хочет видеть в Украине единую Поместную Церковь. Если бы Московский Патриархат при таких условиях начал терять в Украине епархии или приходы, может, тогда они бы согласились отпустить Украину, а Вселенский патриархат, я думаю, не удерживал бы свою митрополию. Тогда дело будет близким к объединению в единую Церковь.
— Насколько сейчас в среде епископата УАПЦ присутствует единство видения развития Церкви в ближайшие годы?
— К сожалению, мне несколько неясно, и я заявлял об этом на Соборе, когда собираются и пишут обращение от Собора к Вселенскому Патриарху, и тут же Предстоятель высказывает мне свое недовольство тем, что я поминаю Константинопольского Патриарха. Если писать обращение, что мы согласны идти в подчинение, то я считаю, что всем епископам следует поминать Вселенского Патриарха.
— На сегодняшний день во Львовской епархии во время богослужений поминается Вселенский Патриарх?
— Да — во Львовской, Ровенско-Волынской и в Таврической епархиях. Кстати, на юге мы ощущали довольно сильное давление на священников со стороны властей вследствие этого поминания.
— Ведутся ли переговоры о налаживании отношений с архиепископом Харьковским и Полтавским Игорем (Исиченко)?
— К огромному моему сожалению, сейчас переговоры не ведутся. Я делал все возможное, чтобы их примирить с Предстоятелем. По моему мнению, если бы владыка Игорь сейчас был с нами вместе, оно многое мог бы сделать, и положение сейчас могло бы быть иным. Он опытный архиерей, грамотный архиерей.
Я переговоры не веду, поскольку не хочу нагнетать конфликт. Они не сработались с Предстоятелем. Но я сожалею, потому что в 2000 году я выступал против того, чтобы выбирать Предстоятеля хоть из кого, а владыка Игорь, не знаю почему, ничего не говорил. Особенного контакта у нас сейчас нет, только присылаем друг другу поздравления с праздниками.
По правде говоря, подходили ко мне представители Братства св. Андрея Первозванного, чтобы пригласить владыку Игоря на празднование юбилея в этом году. Но комиссия по подготовке празднования высказала свое мнение, что если приглашать владыку Игоря, то необходимо тогда приглашать и других архиереев, и митрополита Мефодия. А из-за того, что ни митрополит Мефодий, ни владыка Игорь не захотят вместе служить и общаться, то решили пригласить только митрополита Андрея (Абрамчука).
— Владыка Макарий, несколько лет тому назад руководство УАПЦ вступило в общение с Украинской Автокефальной Православной Церковью Соборноправной, которую возглавляет Михаил Явчак-Чампион. Что это за структура, и как развиваются эти контакты?
— Я против таких контактов. Я сожалею, что наш Предстоятель поехал в Америку и служил с тем митрополитом. Моя позиция твердая, если мы хотим быть Церковью и хотим вести диалог с Вселенским Патриархатом, тогда нам нельзя метаться из стороны в сторону.
— Какие преграды стоят сегодня на пути с Украинской Православной Церковью (Московского Патриархата)?
— Я не против такого диалога, и его нужно вести. Но реально я не вижу возможности объединения с Церковью, которую возглавляет Митрополит Владимир (Сабодан). Они иногда утверждают, что с нами нет проблем, а есть проблемы с Киевским Патриархатом. А иногда говорят, что и с нами есть проблема. Но это у них самих проблема. И это большая проблема — большая, чем у УПЦ КП или у нас. Для того, чтобы я пошел на объединение с ними, им сначала надо отойти от Москвы.
— Это условие Украинской Автокефальной Православной Церкви?
— Это мое условие, не могу сказать за Предстоятеля. Что касается меня, то я готов идти через восполнение (восполнение хиротонии — ред.), чего требуют каноны Церкви, но я никогда не соглашусь вернуться в Русскую Православную Церковь.
— Собственно, одним из возможных сценариев объединения УАПЦ с УПЦ (МП) часто называют создание на базе УАПЦ автономной Галицкой митрополии, а, как известно, именно Вы возглавляете самую большую епархию Галиции…
— Разговоры о таком сценарии были. Но я и там заявил, что если мы будем создавать какую-то «подмосковную митрополию», то я окажусь предателем. Я десятилетиями вел людей к поместной украинской Церкви, а теперь вернусь в московскую?
Я говорил некоторым архиереям Московского Патриархата, что не у нас — у них проблемы. Мы уже определились, как УАПЦ, так и УПЦ КП, что мы являемся украинской Церковью. Реальный сценарий нашего объединения имеет обязательным условием их отход от Московского Патриархата. Я готов идти с покаянием, но для этого с их стороны должны быть сделаны шаги в сторону автокефалии. Возможно, кто-то считает иначе, мол, нам надо просто присоединяться к ним, и все. Так и кое-кто из архиереев УПЦ (МП) говорит, что они уже не московская Церковь. Но если посмотреть на визит Святейшего Патриарха Московского Кирилла в Украину, то все становится ясно. Мы видели отношение Патриарха к «украинскому». И, к сожалению, на задний план был отодвинут уважаемый архиерей, Митрополит Владимир (Сабодан).
— Владыка, просьба УАПЦ о временном вхождении в юрисдикцию Константинопольского Патриархата появилась сразу после визита Патриарха Московского Кирилла. Это совпадение или реакция?
— Я не знаю, наверное, кто-то и считал, что приедет Патриарх Кирилл, состоятся встречи, буду проведены беседы. А раз это не произошло, решили писать заявление. На последнем Архиерейском Соборе меня обвиняли в том, что я веду тайные переговоры с Константинополем, и требовали, чтобы я прекратил поминание Вселенского Патриарха, а потом написали такое заявление — это непоследовательно… Знаете, у нас есть такие архиереи, у которых нет никакого прихода и которые поминают не Предстоятеля, а Московского Патриарха, и при этом являются архиереями УАПЦ.
— Вы имеете в виду архиепископа Иоанна (Модзалевского) из Москвы?
— Да. Он поминает Московского Патриарха, будучи архиереем Украинской Автокефальной Церкви.
— Владыка, ведутся ли переговоры с Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата?
— Я думаю, что на данном этапе диалога не будет. После того, как 30 или 25 приходов в Тернопольской области перешли в Киевский Патриархат, трудно говорить о диалоге. Скажу честно, и у меня в Старосамборском районе епископ Матвей и его люди ездят и уговаривают людей из УАПЦ переходить в УПЦ КП.
— А как же переход епископа Феодосия (Пецины) в УАПЦ?
— Я лично считаю его положение неопределенным. Предстоятель принял его, но по уставу дело должно рассматриваться на Архиерейском Соборе. Я на Соборе в очередной раз поднял этот вопрос, но до конца дело так и не довели.
— То есть условием диалога может быть отказ от такой «конкурентной борьбы»?
— Скажу так, на 60-летии митрополита Андрея (Горака) в оперном театре я сказал, что с таким архиереем можно идти на объединение. Можно сказать, что мы уже объединены. Хотя мы и не служим вместе, но в мыслях и действиях ми уже объединены. Если между нами возникают какие-то проблемные вопросы, то мы их на архиерейском уровне решаем. Если есть конфликты, когда общины хотят перейти в другую юрисдикцию, то владыка мне звонит или я ему, и мы сообща решаем, как поступить в той или иной ситуации. Понимаете, вот с таким архиереем мы уже объединены. У нас есть взаимопонимание. Если бы такое сотрудничество было еще между Патриархом Филаретом и митрополитом Мефодием…
— Владыка, среди епископата и духовенства Киевского Патриархата тоже популярны взгляды соответственные курсу, который взяла УАПЦ, а именно — на временное вхождение в структуру Константинопольского Патриархата, или возможен диалог на этой почве?
— Я думаю, что это реально. Каждый архиерей должен сам решать. Но тут в другом дело, Предстоятелям и Патриархам следует бояться остаться генералами без армии. Ведь если будет сформирована другая каноническая митрополия, то уже не важно, кто ее возглавит. Я думаю, что это должен быть именно представитель Вселенского Патриархата — не Патриарх Филарет, хоть он и выдающийся деятель, ни митрополит Мефодий, никто из украинских иерархов. Но это должно быть лицо украинского происхождения. И тогда те из предстоятелей, кто не согласился бы на такое, остались бы «генералами без армии». Понимаете, ясли я буду противиться идти во Вселенский Патриархат, то священники сами пойдут. Потом в этом деле надо искать компромисс, отбросить амбиции и идти.
— Владыка, что помешало в прошлом году во время визита Вселенского Патриарха Варфоломея в Украину урегулировать каноническое положение УАПЦ и УПЦ КП? Позиция Патриарха Филарета или беседа патриарха Алексия II и Варфоломея в Киево-Печерской Лавре?
— Московский Патриархат повлиял на ход тех событий. Но если бы тогда действовали решительнее, и если бы тогда Патриарх Филарет согласился на те условия, то результат был бы, возможно, другим. Понимаете, если бы Вселенский Патриарх, приняв нас, решил, что Львовскую епархию должен возглавить другой архиерей, а мне следует ехать, например, на юг или в Ровно, я поговорил бы со священниками и освободил кафедру.
И мне жаль, что когда Константинопольский Патриарх предложил тогда выбирать из троих кандидатов, и мы пять часов прождали, — все провалилось из-за одного кресла, одной персоны. Вселенский Патриарх стоял на том, чтобы было три кандидата, а Патриарх Филарет соглашался на двух. Потому что Мефодий ему не конкурент, а третью кандидатуру он не знал. Мне жаль, что к этому равнодушно отнеслись епископы Киевского Патриархата, священники. Я говорил ему (Патриарху Филарету — ред.) на встрече: «Ваше Святейшество, Вы не вечны». Тогда надо было согласиться, и сегодня у нас бы уже была украинская митрополия Вселенского Патриархата. И это был бы шаг, большой шаг.
Можно делать другой шаг, как я предлагал, — «из низов». Некоторые архиереи Киевского Патриархата предлагали, если Предстоятели не могут договориться, чтобы мы между собой договорились. Но это надо было делать еще при Патриархе Алексии II, теперь это еще труднее…
— Чего Вы ожидаете сегодня от заседания Синода Константинопольского Патриархата, проходящего в эти дни на Фанаре?
— Насколько мне известно, если пишутся такие обращения и от них ожидается какая-то польза, то это делается не так. Еще не дошло оно до Константинополя, а все уже читают в Интернете. Я не уверен, что эта огласка будет благоприятствовать положительному решению.
— Но известно, что в Украину должна прибыть комиссия Вселенской Патриархии…
— Это уже не впервые такая Комиссия собирается приехать. Было известно, еще перед визитом Патриарха Кирилла в Константинополь, что приедет делегация. Но она не прибыла. Так может случиться и сейчас. Знаете, Советского Союза нет, но есть государства, работающие по советским принципам. Когда блаженной памяти архиепископ Всеволод приехал во Львов, в воскресенье состоялся молебен, а во вторник уже должна была быть восстановлена ставропигия Успенской церкви. Но в понедельник вечером митрополит Мелитон позвонил владыке Всеволоду и сказал, что ничего не будет. И хотя это делалось без огласки, в Москве обо всем узнали. То же самое Былов 2005 году, когда мы ездили в Константинополь. В Москве обо всем сразу узнали.
— В Московском Патриархате говорят, что вхождение части украинских православных в юрисдикцию Константинопольского Патриархата внесет раскол в мировое Православие.
— Видите ли, несколько лет тому назад во Вселенский Патриархат приняли Лондонского епископа Василия. И ничего не случилось.
— Но это небольшая часть…
— Да, небольшая. Московский Патриархат не хочет отпустить никакой части. Волнение будет, большое волнение. Но смотрите, насколько мне известно, в 2000 году в УПЦ (МП) было около 9-ти епископов за автокефалию, а сегодня около 9-ти против.
Тут единомыслия не будет никогда — у нас нет единомыслия, хотя нас меньше.
— Владыка, в завершение всего, скажите, пожалуйста, пожелание или приветствие нашим читателям.
— Я знаю, что украинский народ — благочестивые люди. Призываю вас, молитесь о единой поместной Церкви. Все православные: и Киевского Патриархата, и Автокефальной Церкви молитесь! И я убежден, что когда будет общая, искренняя молитва — это произойдет. Я вижу, что мы из-за своих амбиций не договоримся скоро, а Бог по молитвам своих верных чад может сделать это очень неожиданно. Это произойдет так же, как случилось с распадом Советского Союза. Мгновенно и неожиданно.
— Благодарю за беседу.
Беседовал Анатолий БАБИНСКИЙ