Из-за церковной независимости от Москвы митрополит Георгий был застрелен
Эта колоритная процессия – на Варшавском вокзале в сентябре 1925 года. Делегация из Константинополя: на переднем плане – митрополиты Буковинский Нектарий (Котлярчук), Халкидонский Йоахим и Сардинский Германий, за ними в цилиндрах шествуют польские православные иерархи. Как бы визит вежливости. Но, пожалуй, еще и за деньгами приехали.
Польша, получив независимость в 1919 году, стала всячески избавляться от напоминаний о более чем столетней власти России. Первым делом руководство II Речи Посполитой взялось за православных, которых в новых ее границах оказалось 5,5 млн. Поляки решили создать для них свою автокефалию.
Как и ожидалось, московский патриарх Тихон воспротивился польской автокефалии. Он отправил на митрополичью кафедру в Варшаву, как ему казалось, преданного архиепископа Георгия Ярошевского. Расчет, видимо, делался еще и на то, что Георгий был украинцем родом из Каменца-Подольского. Однако тот стал всячески поддерживать польское правительство и склонять здешний клир к независимости от Москвы.
Активность владыки Георгия закончилась для него трагедией. Осенью 1922 года митрополит отстранил от преподавания в семинарии Холма архимандрита Смарагда (в миру — Павел Латышенко) за долгое отсутствие. Хотя за этим профессором закрепилась слава лучшего знатока богословия и истории церкви. А свою долгую отлучку он объяснял семейными обстоятельствами.
Польша в 1919 году стала всячески избавляться от напоминаний о более чем столетней власти России
Смарагд был убежден: порицание он понес из-за своей преданности Тихону. Архимандрит купил револьвер и после неоднократных просьб добился 8 февраля 1923 года приема у митрополита Георгия. Святые отцы наедине проговорили два часа. Их общение прервал Смарагд, выпустив в митрополита несколько пуль в упор.
Полиции архимандрит не сопротивлялся и объяснил свой поступок преступными намерениями Георгия отойти от московской церкви. На суде лишенному сана убийце грозила виселица. Однако опытные адвокаты доказали, что митрополит нанес личную обиду Латышенко, и тот отделался 12 годами тюрьмы.
После этих событий митрополитом Варшавским и всей Польши избрали уроженца российского Мурома Дионисия (Валединского), стоявшего у истоков УАПЦ. Он заключил конкордат — договор о сотрудничестве — с польским правительством. В ответ власти стали активнее добиваться для православных автокефалии. И вскоре Варшава нашла поддержку Константинополя. Вернее, купила ее.
Профессор богословия Виленского (Вильнюсского) университета Болеслав Вилановский, ссылаясь на свои источники, на лекциях говорил: православная автокефалия обошлась Польше в 3 млн злотых. Получив их, патриарх Григорий VII в ноябре 1924‑го подписал соответствующий томос.
Дионисию как этническому русскому в языковом вопросе была ближе служба на церковнославянском. Однако он взял под свое крыло многих деятелей УАПЦ, эмигрировавших в Польшу. Рукоположил в сан Ивана Огиенко, который впоследствии стал митрополитом Холмским. С его же благословения Луцким епископом стал Поликарп Сикорский, работавший в правительстве УНР. При Дионисии украинский язык повсюду звучал в церквях Польши, особенно на Волыни. Только в 1936 году, когда после смерти творца польской независимости маршала Юзефа Пилсудского страну накрыла очередная волна национализма, митрополит не смог противостоять разрушению более 150 православных храмов.
В 1941-м Дионисий попытался возродить украинскую автокефалию, назначив временным ее главой Поликарпа Сикорского. С победой СССР во Второй мировой войне эти планы стали несущественны. Хотя возрожденный Кремлем в 1943 году Московский патриархат уже в коммунистической Польше признал православную независимость страны.