Разворачивание "холодной войны" вынуждает патриарха Кирилла принести в жертву кремлевской политике Гаванскую декларацию и, таким образом, диалог с Ватиканом. О котором он, как утверждают, мечтал
На днях глава синодального Отдела внешних церковных связей РПЦ МП митрополит Волоколамский Иларион сообщил, что "заявления верховного архиепископа УГКЦ Святослава Шевчука с нападками на каноническую Украинскую православную церковь и на Московский патриархат сеют недоверие между православными и католиками". Сделал это заявление митрополит Иларион в интервью после прошедшей в Италии XIV пленарной сессии Смешанной комиссии по православно-католическому богословскому диалогу. Собственно, там также Ватикану были озвучены претензии к греко-католикам, которые "сеют недоверие".
Интересно, что Иларион опирался на заявление своего отдела двухмесячной давности. В начале августа отдел церковных связей РПЦ МП выступил с заявлением, в котором высказал "омерзение" и заодно совершил подлог. Омерзение тогда вызвали "злобные и циничные" слова главы УГКЦ о политической ангажированности нашумевшего крестного хода "за мир". А подлог заключался в том, что указанные лидеры говорили не совсем то (а местами - совсем не то), что им приписано отцами РПЦ.
"Возмутительные высказывания" были сделаны еще в июле, а новое заявление митрополита Илариона "дозрело" только к октябрю. Да и оно слегка запоздало - потому что до официального заявления его основные положения были озвучены главой ОВЦС МП на православно-католической встрече в середине сентября в Италии. Возмущение, как видим, наростало постепенно, и, наконец, вылилось сначала в довольно дипломатичные - по форме, а не по сути - высказывания митрополита Иллариона на встрече в Кьети, а потом, наконец, достигло апогея и в новых заявлениях митрополита Илариона.
Повышение градуса было свершенно необходимо - потому что из выступлений митрополита Алфеева - и на заседании, и в прессе - следует, что Москва выходит из диалога с Ватиканом в целом и отказывается от Гаванской декларации в частности. Той самой Гаванской декларации, которую - с полным правом - еще недавно считали победой московской церковной дипломатии, которую, если верить прессе, готовили два года, причем писали преимущественно в Москве. В которой Московскому патриарху удалось получить от папы Франциска несколько реверансов - в частности, в том, что касалось Украины и положения РПЦ в России.
Неужели греко-католики в Украине, действительно, аж так допекли? Я что-то пропустила? Ах, кажется, не только я. Судя по невесомости аргументов митрополита Иллариона в Кьети, он тоже что-то пропустил. Все, что он смог привести в доказательство "нестерпимости" униатской проблемы - нелестные высказывания обоих патриархов УГКЦ в адрес крестного хода.
Да-да, снова "крестный ход за мир". И мы о нем еще раз сто-пятьсот услышим, об этом крестном ходе, потому что он все еще себя "не оправдал" и "не отработал" - ожиданий от него с той стороны границы, кажется, было много. Вот и приходится теперь сто-пятьсот раз объяснять, "куда ушли деньги" и придумывать, почему они не ушли "в песок".
На сей раз ОВЦС МП, правда, пришлось пойти на подлог - высказывания руководства УГКЦ о крестном ходе совершенно очевидно передернуты, местами их смысл изменен на противоположный. А тон заявления о "пересмотре" диалога доведен до гранично допустимых децибел: "Из этих заявлений, дышащих ненавистью, очевидно, что каноническое Православие по-прежнему остается мишенью ожесточенных нападок для униатских лидеров".
Все это "дело о дышащих ненавистью униатах" шито белыми нитками - но, видимо, для чего-нибудь нужно.
Во-первых, это поддерживает в мировой религиозной общественности веру в то, что в Украине действительно "религиозная война". Или, лучше, "война с каноническим православием". Что бы вы ни думали про "каноническое православие" - а поскольку оно у нас представлено именно Москвой, думать о нем хорошо трудно - но это в системе мирового православия аналог "законности". Конечно, и тут могут возникнуть разные ассоциации - Москва, как мы помним, очень активно выступала за "законную власть Януковича". И это, кстати, не только аналогия и не просто совпадение. "По закону" - и светскому, и церковному, - Украина принадлежит России. Вот суть мэссиджа Москвы, транслированный по всевозможным каналам, включая церковные, и модифицирующийся в зависимости от специфики канала.
Во-вторых, удар по Ватикану - и заодно "униатам" - имеет в виду не только и, возможно, не столько их, сколько Вселенского патриарха и его украинскую политику. Это сейчас приоритетное направление в деятельности дипломатического ведомства МП. Не так страшен униат, как Константинопольский патриархат, готовый в любой момент может восстановить свою юрисдикцию над Киевской митрополией. Моспатриархия при любой возможности заявляет всем, готовым ее слушать, что Украину она так просто не сдаст. Ватикан - если он хочет продолжать диалог - должен это понять и помочь. У папы римского есть свои каналы общения - а значит, давления - на Вселенского патриарха. Вот пускай задействует. В конце концов, ни от кого не секрет, что "униаты" солидаризируются с "раскольниками", и, что хуже всего, есть подобные тенденции и в среде "канонических" православных. Что Моспатриархию совсем не радует.
Теперь, сказав "а", приходится говорить все остальное. Разыгрывать цирк с "религиозной войной", отрабатывать "крестные ходы", заниматься подлогом и перевирать до неузнаваемости чужие выступления. Врать и изворачиваться. Потому что при императорском дворе так принято, и никак иначе тут на плаву не удержишься. Не только Украину - он теперь вынужден принести в жертву кремлевской политике Гаванскую декларацию и, таким образом, диалог с Ватиканом. О котором он, как утверждают, мечтал.
Так ли важен для патриарха Кирилла Ватикан и диалог с ним - до конца неясно. Ясно, что есть вещи поважнее. На мелочь дипломатическую победу на этом направлении он разменивать не стал бы. Но кроме "во-первых" и "во-вторых" есть и "в-третьих": после всех "побед" и "прорывов" нужно срочно включать задний ход и искать способ красиво уничтожить собственные достижени. Ну, ладно, красиво все равно не выйдет - но хотя бы под благовидным предлогом.
На фоне откровенного ухода Кремля и России в политическую изоляцию внешние дипломатические победы РПЦ смотрятся подозрительно. Как и любое "западничество". Патриарх Кирилл подпортил себе реноме Гаванской встречей среди собственных почвенников и консерваторов - и это оказалось очень не вовремя, потому что в условиях изоляции почвенничество и консерватизм расправляют плечи.
Даром, что Гаванская встреча была всемерно поддержана Кремлем - и, не исключено, им и вдохновлена. В политике с тех пор много воды утекло. И ладно бы только воды - крови. Последнее время Путин весьма выразительно пошел "в отказ" - разрыв соглашения по ракетам средней и малой дальности, совсем свеженький разрыв соглашения по захоронению оружейного плутония. Т.е. отказался от тех базовых договоров, которые Россия заключала в период Горбачева. Кремль демонстративно опускает железный занавес. И партнеру по "симфонии" нужно срочно задекларировать свое согласие с генеральной линией. Например, демонстративным выходом из православно-католического диалога.
Никак иначе возрождение "униатской угрозы" в риторике ОВЦС МП не объяснить. Возвращение к "униатам" сводит на нет Гаванское соглашение - консерваторы бросают в воздух чепчики. Моспатриархия отказалсь от участи во Всеправославном соборе - консерваторы удовлетворенно урчат. Теперь она дает им понять, что не будет "сдавать свои интересы в Украине" за возможность диалога с Ватиканом. По всей видимости, удовлетворить внутреннего консерватора теперь важнее всего.
А тут еще так неприятно с абортами вышло - сначала вроде как подписал патриарх обращение о полном запрете, а потом заявил, что "его не так поняли". Консерваторы, естественно, тут же воздуха в грудь набрали. Надо же было их чем-то отвлечь - хорошо, униаты подвернулись, "дышащие ненавистью". Вот и направили "омерзение" в отводной канал.
Ничего другого, кроме деклараций о "верности устоям" и выходе из сомнительного нынче диалога с Западом, "униатская угроза" в себе не содержит, и направлена она преимущественно на внутреннего потребителя - как и подавляющее большинство кремлевских и прокремлевских мэсиджей. Все стороны этого надуманного конфликта прекрасно знают и о том, что конфликт надуманный, и о том, что он неразрешим. Даже если бы папа римский сильно хотел упразднить УГКЦ - он не смог бы этого сделать. Это уже от него не зависит. РПЦ тоже не смогла этого сделать - хотя очень старалась. Но и смириться с тем, что это "искусственное образование", эта "историческая ошибка" существует, да еще и неплохо себя чувствует, она не может.
Кто мог бы что-то сделать - это УПЦ МП, УГКЦ, УПЦ КП и Украина в целом. Но дать ей слово, не говоря уже о том, чтобы дать ей возможность самостоятельно решать собственные проблемы - это совершенно недопустимо. Ведь это означало бы признать за ней право на существование. Тут Моспатриархия и Кремль совершенно искренни и солидарны. И методы у них схожи: раз они ничего не могут поделать с реальностью, в которой что-то смеет существовать наперекор "генеральной линии", они хотя бы используют все свои возможности, чтобы оно чувствовало себя плохо.
По сути, заявление ОВЦС МП - это просто мелкая пакость. Которая, впрочем, может иметь большие последствия. Например, если Ватикан примет во внимание и всерьез угрозу разрыва диалога с Москвой. А вдруг папа Франциск скажет что-то неосторожное в адрес греко-католиков? Представляете, как они подпрыгнут? Снова припомнят Ватикану Остполитик, поднимут головы униатские сепартисты, бухтящие пока под сурдинку о том, что нужно отделяться от Ватикана и делать свой патриархат совершенно самостийным. В Римской курии, в свою очередь, возвысят голос те, кто считает излишней вольницу Восточных церквей - они давно "на подозрении" в вопросе признания примата папы. В общем, ситуация, конечно, вразнос не пойдет, но разброд и шатания заметно увеличат амплитуду. Методы империи не меняются - "разделяй и властвуй".
И от этого, как говорил известный капитан, "становится скучновато".