В Одессе 3 июля 2018 г. прошла пресс-конференция на тему «Одесса: религия и политика», где были представлены результаты соцопроса среди одесситов, организованного Европейским институтом социальных коммуникаций и проведенного консорциумом независимых социологов.
В Одессе 3 июля 2018 г. прошла пресс-конференция на тему «Одесса: религия и политика», где были представлены результаты соцопроса среди одесситов, организованного Европейским институтом социальных коммуникаций и проведенного консорциумом независимых социологов. Об этом пишет религиовед Вита Титаренко.
Вопросы обсуждались следующие: отношение одесситов к роли религии в украинском обществе, значение создания Украинской Автокефальной Православной Церкви, взгляд одесситов на события в Украине, политические аспекты децентрализации и др.
Одесса – особый, специфический регион – многонациональный (при численном доминировании этнической группы украинцев – 66,8%, на втором месте – русские, 22,4%, остальные – в пределах социологической погрешности) и поликонфессиональный (при доминировании православной составляющей, где 20,8% относят себя к УПЦ КП, а 19,7% – к УПЦ (МП)).
В 2010 году в Одессе также проводились социологические опросы Киевским институтом проблем и управления имени Горшенина. Тогда к УПЦ КП относили себя 15,5%, а к УПЦ (МП) – 22,8%. И довольно высокий процент был среди респондентов, которые верили в Бога, но не относили себя ни к одной религиозной организации – 39,2%. Такое дистанцирование от религии может объясняться обстоятельствами 2010 года. Тогда главой государства стал В.Янукович, который всячески пытался наладить отношения с Россией и выказывал неоднозначную поддержку УПЦ (МП).
Возможно, именно такие условия и стали причиной тогдашней демонстрации одесситами своей а-религиозности и внеконфессионности, поскольку 25,3% определяли себя как православный/христианин, но не относили себя ни к одной из конфессий.
Размытость религиозной идентичности иллюстрирует тот факт, что верят в Бога, но не относят себя ни к какой религиозной общине – 33,3% респондентов, а атеистами себя считают 12,3%. Атеистов увеличилось по сравнению с 2010 годом (тогда атеистами себя считали 9,8%). Можно сделать предположение, что количество атеистов и, вероятно, количество сторонников УПЦ КП пополнилось за счет тех, кто считал себя просто христианином. Такое предположение может обосновываться тем, что на фоне достаточно высокой декларируемой религиозности украинцев (72%) религиозность Юга самая низкая (58,5%), уступая Востоку, Центру и особенно Западу, где этот показатель наивысший. То есть, амплитуда колебаний взглядов респондентов может быть широкой.
Как известно по статистике, количество приходов УПЦ КП в Одессе выросла с трех до шести, что в целом подтверждает тенденцию к увеличению последователей УПЦ КП во всех регионах Украины. Однако идею поместности поддержали здесь только 13,6% респондентов (не поддержку выразили 17,3%, а равнодушие – 48,8%).
Фонд «Демократические инициативы» Илька Кучерива, дифференцируя ответ на этот вопрос по региональному делению, отмечает, что поддержку выражают 9,5%, не поддержку – 24,4%, а равнодушие проявляют 48,8%. По этим показателям видно, что Одесса выражает несколько большую поддержку, чем показатель в целом по Югу, а другие показатели, как видим, почти совпадают. Но интересно, что возможность конституирования УАППЦ вместе с УПЦ (МП) видят 9,1%, тогда как вопрос о конституировании УАППЦ вокруг УПЦ КП не ставился вообще.
На ситуацию влияют несколько факторов. Во-первых, как уже отмечалось, самый низкий уровень религиозности в этом регионе. Во-вторых, Юг Украины имеет наибольший показатель, где конфликты между Церквами считают чисто политическими – 39,8% (средний по Украине – 31%). Отношение к политике маркируется через показатели отношения к институтам, которые формируют и внедряют эту политику, – Верховной Раде Украины и Президенту Украины. Индекс отношения к ним в представленных исследованиях самый низкий.
Первые места занимают волонтерские организации, общественные организации и Церковь, потому что их деятельность видна на местном уровне. Связанность конституирования УАППЦ с политикой умаляет ее значение, демонстрируя рядом с условной а-религиозностью и определенную а-политичность, дистанцированность. Кроме того, определенная маргинализация региона своим следствием имеет фокусировку на решении местных вопросов (и уверенность в этих возможностях, без вмешательства «сверху»), меньше заботясь всеукраинским масштабом в решении общественных задач, среди которых и конституирование УАППЦ.
Социологические опросы свидетельствуют о неоднозначности и неравномерности в оценке значения приобретения Украинской Православной Церковью своей автокефальности (поместности) – это срез определенного настроения общества на данный момент, а значит, он подвергается воздействию в результате активности (или пассивности) субъектов ситуации.
В регионе отмечается недостаточный уровень осведомленности населения об усилиях Президента в вопросе конституирования УАППЦ. Что это дает? Зачем это делается? Какие изменения для региона это может иметь? Так же присутствует недостаточная информированность относительно самого понятия УАППЦ. Что такое автокефалия? Поместность? Что может измениться с утверждением Украинской Автокефальной Православной Поместной Церкви в самой Церкви, в обществе, в Украине и пр.?
Такие результаты опросов свидетельствуют не столько об определенных тенденциях, сколько о необходимости через медийные средства, просветительско-образовательные и другие, формировать практический запрос общества на автокефалию, причем как его (общества) религиозной части, так и нерелигиозной, поскольку в сегодняшней ситуации в стране, которую можно охарактеризовать как ситуацию в режиме обострения, этот вопрос выходит только за рамки церковной сферы, а предстает не менее важным, чем безвизовый режим, Соглашение об Ассоциации с ЕС или усилия, направленные на Ассоциацию с ЕС, членство в НАТО и т.п.
Высокое сращение политической сферы и религиозной, религиозной и безопасности выводит вопрос автокефалии на более широкие горизонты – он приобретает смысложизненных значений и сегодня, и на ближайшее будущее.