Скоро наступает еврейский новый год – Рош а-Шана. «ДС» поговорила с Главным раввином Киева Йонатаном Марковичем о хасидизме, священных местах в Украине, а также традициях празднования еврейского нового года
Джерело: Деловая столица
Хасидизм – одно из направлений в ортодоксальном иудаизме. Слово «хасид» означает благочестивый. Главные особенности хасидизма, если кратко, это приоритет религиозного чувства и нравственной жизни над сухой ученостью и ритуалами. Что, впрочем, вовсе не исключает глубокого изучения Торы и каббалы. А также в хасидизме важна связь с духовными лидерами, цадиками или ребе, как посредниками между народом и Б-гом.
Хасидизм действительно зародился в Украине – в XVIII веке. Основатель хасидизма Исраэль Бааль Шем-Тов родился на Тернопольщине, умер и похоронен в Меджибоже Хмельницкой области. Множество ведущих хасидских направлений, «дворов», связано с Украиной: бэлзские, вижницкие, брацлавские, чернобыльские, садогурские и многие другие хасиды – все они из Украины.
Правда, направление, к которому я принадлежу, Хабад Любавич, в своем названии зафиксировало местечко Любавичи в Смоленской области России. Но его основатель, Альтер-Ребе, жил и работал в Украине, и похоронен тут же, в Гадяче Полтавской области. Важные лидеры нашего любавичского движения были связаны с Днепром, Николаевом и другими городами Украины.
Евреи во все времена и во всех странах своего проживания старались одеваться модно и красиво. Одежда хасидов зафиксировала стиль старых времен: такое решение отдельно религиозно узаконили после Катастрофы Холокоста и Второй мировой войны, когда еврейский народ в мире понес огромные потери. Такой стиль одежды символизирует непрерывность существования еврейского народа и еврейской традиции.
Что касается шляп и других головных уборов, покрытая голова для евреев имеет особый духовный смысл. Это постоянное напоминание о том, что над нами есть высшая сила – есть Всевышний, которому мы обязаны всеми своими свершениями. Ведь человек нередко может в случае каких-то своих успехов возгордиться и считать – вот какой я крутой. На самом деле, над всеми нами есть Всевышний, настоящий творец наших достижений, наш опекун и судья. И мы всегда должны об этом помнить.
Поэтому у соблюдающего еврея на голове всегда кипа, и уже на ней – шляпа или меховая шапка штраймл. А уже фасоны и виды шляп и штраймлов могут отличаться у разных хасидских направлений.
Что касается пейсов, то это прямое указание Торы, запрещающее евреям обстригать концы бороды. Ряд авторитетов традиции относит волосы на висках к бороде – поэтому многие хасиды не стригут пейсы, нередко придавая им весьма замысловатые формы. Но это по большому счету – личное дело человека.
Я думаю, такое можно сказать обо всех людях (смеется). Конечно, это совсем не так. Все хасиды посвящают много времени изучению Торы и молитве. Но при этом все они много и упорно работают в самых разных направлениях: сегодня это и IT-технологии, и торговля, и ювелирный бизнес, и финансовые системы, медицина, образование, и многое другое.
Я вам дам яркий пример: Энн Нойбергер, директор Управления кибербезопасности Агентства национальной безопасности США, заместитель советника по кибербезопасности и новым технологиям в администрации Джозефа Байдена. Она – из семьи венгерских хасидов из ультраортодоксального района Нью-Йорка Боро Парк. И она – выпускница Колумбийского университета, ведущий специалист в своей сфере. Вот вам и хасиды, которые якобы не работают.
А веселью всегда находится время, свободное от работы, изучения Торы и молитвы.
Ну, понятно уже по моему прошлому ответу. Но я скажу так – женщины в иудаизме занимают особое место. В духовном плане женщина стоит выше мужчины. У женщин больше врожденной святости, поэтому они освобождены от обязанностей молиться столько же, сколько мужчины. Еврейские женщины не должны делать те вещи, которые делают мужчины. Возможно, в сегодняшнем мире, в эпоху феминизма какие-то моменты могут не вызвать понимания, но уверяю вас: еврейские женщины по факту имеют гораздо больше привилегий и возможностей, чем их эмансипированные коллеги из других народов. В еврейском мире, где чрезвычайно высоко стоят семейные ценности, в том числе — роль женщины – матери, жены, хозяйки домашнего очага – велика и почетна. Но не ограничена ею, женщины могут петь (но только для женщин), преподавать, программировать, делать рекламу.
Много ли хасидов? Я бы сказал: недостаточно. (смеется). И в мире тоже. Точной статистики ни по Украине, ни по миру я вам не приведу: традиция запрещает считать евреев. Отмечу, что хасидов разных направлений немало в разных странах мира. Больше всего – в США и Израиле. Хасиды блюдут обычаи своих «дворов», хранят память о своих корнях, о странах и краях своего происхождения.
Так, в Иерусалиме хасиды направления Бэлз (это местечко на Львовщине) построили синагогу, в точности копирующую историческую синагогу в Бэлзе, разрушенную во время войны. Это самая большая синагога в Израиле. А гурские хасиды, из города Гура Кальвария, тоже воспроизвели в Иерусалиме свою синагогу. Если бэлзская синагога очень красива снаружи, то гурская красива внутренним убранством. Хасиды разных направлений не конкурируют между собой: мы все – евреи, у нас один Б-г, одни праздники, одни Шаббаты и одна Тора. А фасоны шляп различают только знатоки.
В Умани находится могила великого хасидского цадика Нахмана из Брацлава, правнука основателя хасидизма Бааль Шем-Това. Он родился в Меджибоже, а умер в 1810 году в Умани. Он поселился в Умани незадолго до смерти, специально – в память о трагическом для евреев событии времен Колиивщины, известном как Уманская резня 1768 года. Тогда тысячи евреев Умани отказались сменить веру и приняли страшную смерть. Рабби Нахман велел похоронить себя в этом городе и завещал своим последователям, брацлавским хасидам, приезжать молиться на его могиле – особенно на Рош а-Шана.
Паломничество в Умань стало очень популярным. Молитвы у могилы рабби Нахмана дают людям духовное обновление, заряд энергии, меняют судьбы, творят чудеса. Поэтому в последние годы сюда регулярно приезжают до 50 тысяч паломников из разных стран мира – Израиля, США, Канады, стран Европы. Кстати, Брацлав — это украинское местечко в нынешней Винницкой области.
Технически, наверное, да. Но это невозможно в принципе. Во-первых, как я уже сказал, сам рабби Нахман завещал похоронить себя именно в Умани – вкладывая особый духовный смысл в локацию своего захоронения. Нарушать его волю было бы кощунственно по отношению к его памяти. Во-вторых, иудаизм вообще негативно относится к вопросу перезахоронений, к тому, чтобы тревожить останки мертвых. Это может происходить только в особых случаях.
Вовсе нет. В Украине есть целый ряд мест, священных для хасидов, куда постоянно совершаются паломничества. Это места, связанные с захоронениями великих цадиков. Это и Меджибож, где находится могила основателя хасидизма Бааль Шем-Това. Это и Гадяч, где похоронен основатель нашего движения Хабад Любавич Шнеур-Залман по прозвищу Алтер Ребе (Старый ребе). Могилы великих цадиков есть в Бердичеве и Шепетовке, в Нежине, Херсоне, Черновцах, в других городах Украины.
Просто Умань наиболее известна – в силу многочисленности паломников и внимания СМИ. На самом деле множество паломников-хасидов регулярно приезжают в Украину – не только в Умань и не только на еврейский новый год. И не только из Израиля — со всего мира!
Как я уже отметил, женщина занимает особое, почетное место в еврейской традиции. Поэтому не принято подвергать женщин трудностям паломничества – далекому путешествию, проживанию в чужом месте, пребыванию в скоплении большого числа мужчин, находящихся в состоянии эмоционального религиозного возбуждения.
Отсутствие женщин среди паломников это знак не дискриминации, а наоборот – искренней заботы.
Ну, это абсолютно естественное явление для маленького города, куда в одночасье прибывает огромное количество людей. Коммунальные службы Умани в такие дни просто не успевают убирать территорию – тем более, что там днем и ночью полно людей.
Собственно, возьмите для сравнения, например, большой футбольный матч на современном стадионе. К концу игры туалеты там всегда имеют не самый аккуратный вид – как бы сотрудники арены ни старались поддерживать порядок, слишком много народу производит отходы. Так и в Умани порядок наводят уже потом, когда основная масса народу уже покидает город. Это в порядке вещей. Фотографии замусоренных улиц могут вызывать у публики какие-то эмоции, но здесь нет ничего страшного и специфически еврейского.
Конечно. Мы в такие дни находимся в постоянном контакте с руководителями Министерства внутренних дел, с местными властями – от губернатора до мэра. Координируем разные вопросы – логистики, безопасности, документов. Кроме того, из Израиля регулярно прибывают полицейские, спасатели, парамедики и другие специалисты. Это очень важный момент, и о нем никогда не забывают.
То же касается и вопросов здоровья, особенно – в ситуации пандемии коронавируса. Еврейский закон обязывает заботиться о своем здоровье и соблюдать все требования врачей.
Еврейский календарь – лунно-солнечный, каждый месяц начинается в новолуние. Это очень точный календарь, в котором не теряются дни: варьируется количество дней в месяцах и месяцев в году. Собственно, первый месяц года в календаре – это весенний месяц Нисан. Но счет лет идет, начиная с седьмого месяца – Тишрея, который приходится на сентябрь-октябрь. День 1-е Тишрея и есть праздник Рош а-Шана, еврейский новый год.
Согласно Торе, Рош а-Шана это день, в который Всевышний сотворил первых людей – Адама и Еву, то есть, это день рождения человечества. Летоисчисление ведется с начала сотворения Б-гом мира, наступающий год будет 5782.
Слова Рош а-Шана означают «голова года». То есть, это есть начало нового года, нового годичного цикла человеческой жизни. Очень важно в канун праздника подвести итоги предыдущего года, отдать долги, завершить незаконченные дела, попросить прощения у тех, перед кем мы вольно или невольно провинились.
Поэтому мы больше молимся и слушаем звуки шофара – бараньего рога, в который трубят как символ пробуждения совести и возвращения к Б-гу.
Рош а-Шана как духовный праздник дает нам дополнительные силы от Всевышнего. На новый год мы, так сказать, качаем духовные мышцы.
А на уровне ритуала и обычаев устраивают праздничную трапезу, где на столе обязательно должна быть фаршированная рыба с головой и хвостом. Когда ее едят, то говорят: чтобы в новом году мы были в голове, а не в хвосте. Также обязательно едят яблоки, макая их в мед – чтобы новый год был хорошим и сладким. Гранат или виноград на праздничном столе, фрукты с большим количеством зерен, символизируют пожелание многочисленности еврейскому народу. Есть ряд и других ритуалов, но главное, повторяю – духовный смысл праздника, молитва и общение с Всевышним.
Ну, и Рош а-Шана открывает целый цикл осенних новогодних праздников, куда входят также Йом Кипур (Судный день), Суккот (праздник кущей) и Симхат-Тора (Радость Торы, праздник завершения годичного цикла чтения Торы и начала нового цикла). Но снова подчеркиваю: речь идет не о банкетах с танцами и развлечениями, а о молитвах и работе души.
Практически каждый еврейский праздник имеет свои специфические блюда. Например, на Песах это маца, на Хануку – пончики, на Пурим – треугольные коржики «гоменташн» и так далее. На Рош а-Шана, как я уже сказал, на столе должна быть фаршированная рыба, яблоки с медом. Все праздничные блюда помимо гастрономического эффекта обязательно имеют духовный смысл, свою символику.
Ну, а в обычной жизни евреи стараются кушать вкусно и разнообразно, но главное – кошерно. Кашрут – обязательное и строгое условие питания для еврея. Принципы кашрута обозначены в Торе и сформулированы нашими мудрецами. Основные правила кашрута – это запрет на смешение мясных и молочных блюд, на употребление в пищу некоторых запретных видов животных, птиц и рыб, на то, чтобы в пище была кровь, и ряд других запретов. Про свинину, конечно, знают все: это тема множества шуток и анекдотов, но на самом деле ограничений гораздо больше.
Кошерные продукты в силу строгого контроля за их изготовлением всегда полезны для здоровья. Правила кашрута проверены тысячелетним опытом многих еврейских поколений.
Да как бы все еврейские праздники отмечают весело. Важно понимать, что наши праздники – не повод для застолья с шампанским, тортиком и апельсинами. Главное здесь – духовная основа, религиозный смысл, связь с Всевышним и многовековой историей еврейского народа. Еврейские праздники – всегда повод того, чтобы взглянуть на себя со стороны, повод для осмысления, анализа, очищения, засвидетельствования перед Создателем своей верности еврейской традиции. А ритуалы, символы, атрибуты, меню – все это вторично.
Новый год — возможность для самоанализа, возможность попросить прощения, и даже там на могиле праведника в Умани — кроме веселья, многие плачут, рыдают и раскаиваются, прося у Всевышнего прощения.