• Головна
  • Анатолий Денисенко. Атеист поневоле...

Анатолий Денисенко. Атеист поневоле

26.04.2012, 16:20
Анатолий Денисенко. Атеист поневоле - фото 1

Итак, книга повествует нам о человеке, который утратил свою веру в Бога и в церковь, занимаясь религиозной журналистикой. Автор говорит, что о себе, как о том, кто «перескочил из евангелической церкви в пресвитерианскую, а потом в католический приход». Конечным пунктом его духовного пути стал «атеизм поневоле», а он сам деистом-скептиком.

Рецензия на книгу: Лобделл Уильям. Теряя веру. Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни. М.: Эксмо, 2011. 416 с. ISBN 978-5-699-52388-7

Атеист поневолеЧто я понимаю под богословским феноменом издательства «Эксмо»?

По той причине, что это моя первая рецензия на книгу издательства «Эксмо», я хотел бы уделить несколько абзацев тому, чтобы рассказать, что собой представляет это издательство и сам раздел «Религия», в рамках которого и был сделан перевод книги о которой пойдет речь дальше. Стоит согласиться с тем, что московское издательство «Эксмо» бесспорно остается одним из наиболее успешных издательств России. Как известно продукция этого издательства занимает 20 % российского книжного рынка и обладает крупнейшим в России авторским портфелем, а это ни мало, ни много, а целых 8 000 наименований. «Эксмо» является лидером по тиражу издаваемых книг в России, а также лидирует на рынке художественной, развлекательной, прикладной и детской литературы.

Однако «Эксмо» примечательно еще и развивающимся быстрыми темпами литературным направлением «Религия». Я называю это богословским феноменом издательства «Эксмо». «Богословским» я считаю этот феномен по той причине, что именно благодаря разделу «Религия. История религии. Молитвенники» многие современные христиане смогли более тесно познакомиться с работами современных богословов, библеистов и религиоведов. Среди авторов такие имена, как: Бокем, Фридман, Армстронг, Борг, Кроссан, Райт, Брюггеман, Олсон, Бультман, Эрман, Эванс, Клейборн, Сельманович, Дженкинс, Ястребов и т.д. Итак, самое крупное светское издательство России выпускает одни из самых интереснейших книг по богословию: новейшие тренды, великие имена. Разве это не феномен для российского общества? Трудно назвать другое русскоязычное (светское) издательство, которое делало бы что-то подобное!

В одном из своем интервью руководитель отдела «Религия» Андрей Богословский отметил, что «миссия издательства «Эксмо»: повышение интереса к чтению как к важнейшему фактору развития национальной культуры, традиции и интеллектуального потенциала страны». С уверенностью могу сказать, что десятки книг, с пометкой «Религия», которые попали в библиотеки духовных семинарий, а также в руки самих верующих, глубочайшим образом влияют на понимание духовности, оттачивают подход к интерпретации текста и формируют богословские взгляды христианина XXI столетия. Поэтому такие цели как, повышение интереса к чтению богословской литературы действительно достигнуто. А это влечет за собой развитие богословской культуры, традиции и формирует интеллектуальный потенциал современной Церкви.

О чем эта книга?

Книга Уильяма Лобделла «Теряя веру. Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни» — одна из первых на русском языке, затрагивает «неудобные» вопросы относительно темной стороны христианского мира. Секс-скандалы в Католической Церкви, шарлатанство религиозных целителей, наивные верования таких групп, как мормоны, невозможность совместить веру в Бога с тяжкими страдания ми невинных людей, заставили журналиста одной из самых влиятельных американских газет «Лос-Анджелес Таймс» (Los Angeles Times) проверить на прочность свою веру и узнать о себе нечто новое. По словам самого автора, восемь лет, которые он посвятил религиозной журналистике стали для него испытанием веры.

Книга «Теряя веру» — это честный, а порой даже очень откровенный разговор, который можно суммировать так: «давайте поговорим о религии без каких-либо табу». Ну, возьмем, например, проблему педофилии в католицизме, о которой пишет автор. Разве это не актуальная тема? Известно, что только по судебным искам, жертвам, которые еще в детстве подверглись сексуальному растлению, в общей сложности было выплачено более миллиарда долларов. «В докладе, представленном епископами США в феврале 2004 года, сообщалось, что начиная с 1950 года 4392 священника — 4 % всех клириков — растлили не менее десяти тысяч несовершеннолетних. Поскольку этот доклад епископы составляли сами, а многие жертвы так и не заявили о себе, можно с уверенностью сказать, что даже эти огромные цифры занижают масштаб скандала. Меня больше поразила другая цифра: лишь два процента священников, надругавшихся над детьми, были приговорены к тюремному заключению. Это позволяет представить и мощь церкви, и масштаб “заговора молчания”» (с. 211).

Или вот еще одна проблема, также бросающая тень на христианство — индустрия теле-проповедничества (с. 281-290). В сентябре 2004 года газета «Лос-Анджелес Таймс» провела расследование и написала, что в 1998 году Пол Крауч (президент телесети «Trinity Broadcasting» известной, как ТБН, которая сегодня владеет более чем 16 крупными телесетями, более чем 15 тысячами кабельных сетей, 7,5 тысячами эфирных станций и вещается через 77 спутников) тайно заплатил Лонни Форду, бывшему сотруднику ТБН, $ 425 000, чтобы формально урегулировать и покончить с якобы неправомерным судебным иском. Форд обвинял Крауча в том, что, тот, посредством шантажа, склонил его к гомосексуальной связи. И хотя Форд привлекался за преступления связанные с наркотиками, все же дыма без огня не бывает. Если бы не другие расследования Лобделла о хозяине ТБН, в которых он вынес на свет информацию относительно пристрастия Крауча к алкоголю и его, в буквальном смысле этого слова, несметных богатствах, то может быть и можно было бы согласиться с тем, что журналист — это «нечто среднее между папарацци и сплетником». После того как журналисты смогли обнаружить у Пола и его супруги Джен (Крауч) особняки, ранчо, дюжину домов по всей стране и прочие земные сокровища, я действительно понимаю, что и среди журналистов есть те, кто не просто гонится за дешевой популярностью или грязными деньги, а, кто движим желанием наконец таки пролить свет на то что именно вытворяют некоторые современные «отцы» церкви (с. 157).

Итак, книга повествует нам о человеке, который утратил свою веру в Бога и в церковь, занимаясь религиозной журналистикой. Автор говорит, что о себе, как о том, кто «перескочил из евангелической церкви в пресвитерианскую, а потом в католический приход» (с. 253). Конечным пунктом его духовного пути стал «атеизм поневоле», а он сам деистом-скептиком. Всему этому предшествовали восемь лет расследований преступлений церкви. Не протяжении этого периода автор задавался вопросом «если церковь испорчена — не бросает ли это тень на Бога?» (с. 206). Все сильней и сильней его «смущало то, что христианские организации — те, которыми якобы руководил Сам Бог, — часто оказываются испорченнее своих светских «собратьев» (с. 241). В конце концов он приходит к разрыву с религией, описывая это событие так: «мой долгий медовый месяц с христианством был окончен» (с. 239).

Стоит ли читать эту книгу?

Я советовал бы прочитать эту книгу пасторам, задача которых день и ночь заботиться о душах людей и быть предельно аккуратными в том, что они делают. Они, в отличие от врачей, оперирующих плоть, несут гораздо большую ответственность перед Богом, так как их «скальпель», однажды примененный не по назначению, может навсегда искалечить человека. И никакая пластическая операция здесь уже не поможет. Знать о репортажах Лобделла также будет полезно студентам и преподавателям богословских заведений. Так, например, профессор богословия из семинарии Фулера в Пасадене, Калифорния даже включил статьи автора в круг обязательного чтения для своих студентов.

Нанесет ли подобная книга ущерб Телу Христову? Скорее она принесет очищение! Подтолкнет ли она кого-то отвернуться от веры в Бога? Скорее отвернуться от идеализированной веры в институт Церкви! Можно ли так открыто писать о грехах Церкви в конце концов? Чистосердечное признание «своей» вины смягчает приговор! Может нам стоит закрывать рот подобным авторам и запрещать чтение подобных книг рядовым прихожанам Церкви? Ни в коем случае! Здесь я хочу стать на сторону автора и задаться очень справедливым риторическим вопросом: «Почему верующие, которые требуют права на свободное самовыражение и терпимость со стороны тех, кто с ними не согласен, сами не обращаются так же с критиками религии?»

Почему я не «теряю» свою веру, постоянно слыша о грехах Церкви?

Я думаю, что потерять веру просто невозможно. Ее можно добровольно оставить. Мы теряем кошелек в общественном транспорте или свой багаж в аэропорту. Веру мы может оставить по собственному желанию. Разница между «потерять» и «оставить» на самом деле огромна. Она заключается в том, что потеря происходит независимо от нас, вне нашей воли. Оставляем же мы что-либо по собственному желанию, то есть — это не происходит вне нашей воли. Я думаю, что слово «отказ» (от своей веры), лучше всего характеризует то, что произошло с автором. Здесь сразу же напрашивается вопрос о том, а была ли вера у Лобделла, а если все таки была, то что эта была за вера? Здесь сразу же на память приходят послания апостол Павел, которые он в первом веке н.э., писал церкви, находящейся в греческом городе Коринф. Если бы Лобделл сегодня писал статью о грехах подобной церкви, то он не только потерял бы веру в Бога, но и веру в человечество. Вот некоторые из этих грехов: в собрании есть споры и разделения; молодой парень блудит с женой своего отца; брат, имея проблему с другим братом, идет и подает на него в суд; искаженное представление о браке; пища, над которой колдовали и приносили ее каким-то идолам вкушается без зазрения совести; апостольский авторитет ставится ни во что, а основатели церкви презираются; некоторые члены церкви поклоняются каким-то идолам; жена не признает главенство мужа; во время таинства Причастия люди делятся на группы по социальному статусу, объедаются и напиваются; дары Духа Святого действуют хаотически; отсутствует любовь; во время служения беспорядок: кто-то ходит, кто-то кричит; сбор десятин и пожертвований на дело служения происходит только после упорного убеждения, а не добровольно. Независимо от такого списка проступков, апостол Павел обращается к Коринфнской церкви такими словами: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат, церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, — так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор 1:1-7).

Церковь свята не потому, что ее члены поступают безупречно, она свята, так как Избравший её является Святым, что является извечной проблемой «между бытием и должествованием, между данностью и заданностью» (Теодор Шнайдер. Во что мы верим. Изложение апостольского символа веры. М., 2007. С. 442.). Короче говоря, не наша честность делает Церковь святой, а тот факт, что она избрана Богом. Лобделл спутал связь данности и заданности, и вынес суждение о дарящем на основании наблюдений за одаренным.

Выводы

То, что автор «потерял» свою веру, наблюдая за поведением «служителей Божьих», должно нас чему-то научить. Это должно нас научить, прежде всего, следить за своей верой и не быть «соблазном» другому человеку. Насилие над детьми, о котором говорится в книге, как-то по-новому воскрешают в памяти слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18:16). «Если мы хотим привлекать людей к христианству, лучше всего привлекать их не навязчивым личным примером», — говорит Лобделл (с. 57). Это подталкивает нас к тому, что мы всегда должны помнить слова Франциска Ассийского: «Проповедуй Евангелие непрерывно и если нужно — используй слова». «Мало говорить о самом Иисусе, необходимо и вести себя соответственно», — утверждает автор (с. 108). Стоит обратить внимание на слова человека, утверждающего, что он потерял веру: «Умеренных верующих (в том числе и себя самого) я начал воспринимать как людей, не вполне верящих радикальному, бескомпромиссному Евангельскому слову. Мы вовсе не посвятили свою жизнь Христу. Мы собираем сокровища на земле, а не Небесах. Мы не сходим с привычного пути, чтобы помочь бедным или принести реальные жертвы во Имя Христа. Наше христианство — какое-то «христианство-лайт», удобная и приятная вера, для которой в нашей жизни отведено немногим больше одного утра в неделю» (с. 123).

Книга Лобделла должна научить нас также бороться против греха. Цель борьбы, «заключается именно в том, чтобы таких случаев (например, случаев сексуального насилия священников над детьми и шарлатанства теле-евангелистов) больше не было — или хотя бы стало как можно меньше» (с. 149).

Об авторе

Анатолий Денисенко, магистр теологии, преподаватель Украинской Евангельской Семинарии Богословия (Киев)

 

Джерело: Релігія в Україні