Created with Sketch.

АВТОМАТ В РУКАХ ХРИСТИЯНИНА

11.07.2014, 11:08

Не зважаючи на неабияку гостроту проблеми, на безліч різного роду міркувань з приводу участі чи неучасті християн у військових діях, остаточної ясності в цьому питання досі немає. Пропоную зацікавленому читачеві статтю одного з протестантських пасторів, яка, твердо ґрунтуючись на Слові Божому, на мій погляд, здатна підвести нас до правильних висновків. Віктор Котовський.

  Не зважаючи на неабияку гостроту проблеми, на безліч різного роду міркувань з приводу участі чи неучасті християн у військових діях, остаточної ясності в цьому  питання досі немає. Пропоную зацікавленому читачеві статтю одного з протестантських пасторів,  яка, твердо ґрунтуючись на Слові Божому, на мій погляд, здатна підвести нас до правильних висновків. Віктор Котовський.

    Начну с заявления: я всегда считал себя пацифистом. И считаю. Но пацифизм мой, скорее,  врожденный, чем приобретенный. То есть, я просто не смогу убить человека. И все же считаю, что на вопрос, можно ли христианину брать в руки оружие, сложно ответить однозначно. Первое, что мы слышим со стороны пацифистов в ответ на вопрос «Можно ли воевать?», это напоминание Божьей заповеди «Не убивай» (Исх.20:13).     Но в той же самой книге, буквально через несколько абзацев, мой взгляд выхватывает из текста не менее строгую заповедь: «Ворожеи не оставляй в живых. Всякий скотоложник да будет предан смерти. Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх.22:18-20). А как же быть с 6-й заповедью? Как согласовать два взаимоисключающих повеления? Я уже не говорю о подвигах Давида, о котором сказано: «Нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деяния 13:22). Какие хотения в первую очередь исполнял муж по сердцу, всем известно. Подводя итог жизни, Давид признается своему сыну: «У меня было на сердце построить дом во имя Господа, Бога моего, но было ко мне слово Господне, и сказано: «ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови...» (1 Пар.22:7-8). Учитывая вышеизложенное, мне, как пацифисту, для отстаивания своих убеждений приходится идти на компромисс с логикой.
    Можно, впрочем, возразить: это был Ветхий завет, а в Новом ничего подобного нет. Отнюдь. Величайший из пророков, Иоанн Креститель услышал по сути тот же вопрос, над которым мы ломаем голову: «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Луки 3:14). Мне хочется подсказать Предтече: скажи им, что воевать нельзя, путь сдадут оружие и идут к своим семьям, проповедуют, крестят, благотворят... Но не слышу поддержки своему порыву. Как бы мне этого ни хотелось.
     Апостол Петр скорее всего поддерживает Иоанна Крестителя в этой мысли, говоря: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, – ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет.2:13-15. Выделено мной). Для наказания преступников правители обычно посылают воинов. Или милицию. Во всяком случае, людей, имеющих оружие. И, соответственно, могущих им (оружием) воспользоваться. Петр не только не осуждает подобную перспективу, но призывает такому правительству покоряться. Ему в этом вопросе оказывает поддержку и Апостол Павел: «…ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч...» (Рим. 13:4). Первое, начальник – Божий слуга, второе, меч он носит не напрасно. Совершенно очевидно, для чего ему нужен этот меч!
     «Христос – наивысший авторитет! Что нам Иоанн Креститель, Апостол Петр или Павел», – скажет кто-то. И будет прав. Прав в том, что Христос – всё во всем! Не Петра ли осадил Спаситель, когда тот отсек ухо первосвященническому рабу: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мт.26:52). Здесь обращает на себя внимание два момента. Во-первых, наличие у ученика Христа меча. Я бы на месте Учителя, как истинный пацифист, заставил Петра немедленно избавиться от ненужной игрушки. К этому можно добавить комплимент в адрес мастерства, с которым ученик Христа воспользовался оружием. Отсечь ухо и при этом на расчленить человека пополам сможет не каждый. Нужна тренировка. Как минимум. Во-вторых, слова Спасителя о том, что нападающий «мечом погибнет», свидетельствуют о том, что у защищающегося всё же может быть в руках меч.
    Такую расстановку сил Христос приводит и в другом случае: «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение...» (Лук.11:21). О каком оружии говорит Иисус? Не о том ли, которым можно поразить нападающего, принеся вред не только его здоровью, но и жизни?! Рассуждая над словами Сына Божьего, Которой для меня всё в всем, я вновь не могу возразить Ему, как пацифист, при этом не пытаясь договориться с логикой. Мне проще и честнее признать, что Он дал право защищать свой дом с оружием в руках, наделил этим же правом верховную власть, использующую воинов «для наказания преступников», и повелел отдавать кесарю кесарево. Таком образом, даже если я не беру в руки оружие, но при этом исправно (по повелению Христа) плачу налоги, то я должен признаться себе в том, что часть моих налогов идет на содержание армии, закупку вооружения и всего прочего, что связано с возможным убийством.
     В комментариях к посту о пацифизме один человек написал мне: «Принимая ту или иную сторону в войне, человек уже в ней участвует, с оружием ли, без ли. Нет разницы! Поэтому Христос и говорит о том, что гневающийся убивает в сердце – о прощении, и о неосуждении. Формально не взять в руки оружие – это одно, а отказаться желать неприятностей другим – совсем другое. Можно и с оружием в руках быть пацифистом и христианином, а можно и никогда не коснувшись оружия быть насильником и убийцей».
     Служа в советской армии, я часто стоял перед дилеммой: защищать себя или нет. В ответ на мои молитвы Господь устроил всё таким образом, что защищать себя силой мне не пришлось. Я твердо стоял на Христовой истине: «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мт.5:39) и все, окружающие меня это знали. Однажды, когда один из сослуживцев выразил желание проверить мою веру на деле: «А давай я тебя ударю и мы посмотрим как ты исполнишь сказанное в Библии», я ему сказал: в Слове Божьем, кроме всего прочего, написано: «Не оставайтесь должными никому ничем...» (Рим. 13:8) и «какою мерою мерите, такою отмерено будет и вам» (Марка 4:24). Под громкий смех присутствующих экспериментатор ретировался.
    Когда речь идет лично о тебе, принимать решение легче. Проще «не противиться злому», пережить обиду, «проглотить» оскорбление... Но когда речь идет о ближнем, а еще, не дай Господь, беззащитном, то вопрос становится гораздо острее. Спаситель сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). В начале сентября 2004 года именно это место вспоминалось мне чаще всего, когда я слышал о трагедии в Беслане. Там люди, имеющие оружие в руках, обученные в высшей степени боевому искусству, Воины с большой буквы закрывали своими телами детей, давай возможность расстрелять себя в упор. Могу ли я осудить их за то, что они защищали слабых с оружием в руках? Повернется ли язык обвинить их в чем-то?
    Степень зла в сердцах некоторых людей настолько высока, ненависть настолько буйна и неуправляема, что остановить их можно только оружием. В противном случае Господь просто бы запретил его использование. При этом, стремление к миру, сохранению его поставлено Вседержителем на максимально приоритетный уровень: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мт.5:9).
     И все же. Если кто-то неотступно будет требовать от меня однозначного ответа на поставленный вопрос, то я скажу ему, что для меня это вопрос веры. Если мы верим Господу настолько, что не пошевелим перстом для защиты нашего дома, близких и детей, доверив всё это Ему, то слава Богу! По вере нашей да будет нам. Но при этом, оставаясь честными, нам нужно признать, что порядок Господь наводит в мире в том числе и с помощью людей, носящих оружие. Оружие, способное убивать. Нравится нам это или нет.

   Закончить мне хочется словами Давида, который, используя оружие, все же надеялся на Бога: «Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день» (Пс.24:4-5).

    Андреас Патц, гл. ред. г-ты «Международная христианская газета».

Читайте також