В действительности, Theot?kos является с человеческой точки зрения титулом дерзким. Некая женщина - и вдруг Богородица. Можно было бы сказать: как это возможно?
Дорогие братья и сестры,
11 октября 1962 года, сорок восемь лет назад, Папа Иоанн XXIII торжественно открыл Второй Ватиканский Собор. 11 октября тогда отмечался праздник Божественного Материнства Марии, и, с помощью этого жеста, с помощью этой даты, Папа Иоанн желал вверить весь Собор в материнские руки, материнскому сердцу Богородицы. Мы тоже начинаем 11 октября, и мы тоже желаем вверить этот Синод, со всеми его проблемами, со всеми вызовами, со всеми надеждами, материнскому сердцу Богородицы, Матери Божией.
Пий XI ввел этот праздник в 1930 году, тысячу шестьсот лет спустя после Эфесского Собора, узаконившего для Марии титул Theotókos, Dei Genitrix. В этом великом слове - Dei Genitrix, Theotókos, - Эфесский Собор выразил все учение Христа, Марии, все учение об искуплении. И поэтому стоит задуматься немного, на момент, над тем, о чем говорит Эфесский Собор, о чем нам говорит этот день.
В действительности, Theotókos является с человеческой точки зрения титулом дерзким. Некая женщина - и вдруг Богородица. Можно было бы сказать: как это возможно? Бог вечен, Он - Творец. Мы являемся творениями, мы ограничены измерением времени: как может творение быть Матерью Бога, Вечного, если все мы находимся во времени, все мы - творения? Поэтому понятно, что на Соборе возникло сильное возражение, в частности, против этого слова. Несториане говорили: можно говорить о Christotókos, Христородице, да, но не о Theotókos, Богородице: Theós, Бог, - Он по ту сторону, выше событий истории. Но Собор решил так, и тем самым показал замысел Бога, величие того, что Он сделал для нас. Бог не остался замкнутым в Себе: Он вышел из Себя, Он настолько, так радикально соединился с этим человеком, Иисусом, что этот человек Иисус есть Бог, и если мы говорим о Нем, то всегда одновременно говорим о Боге. Это не просто родился человек, имеющий отношение к Богу, но в Нем на земле родился Бог. Бог вышел из Себя. Но можно сказать и противоположное: Бог увлек нас в Себя, так, что теперь мы уже не вне Бога, но находимся внутри, в самом сердце Бога.
Аристотелевская философия, как мы хорошо знаем, говорит нам, что между Богом и человеком существуют лишь невзаимные отношения, безответная связь. Человек взывает к Богу, но Бог, Вечный, пребывает в Себе, Он не изменяется: Он не может иметь сегодня одни отношения, а завтра другие. Он пребывает в Себе, у Него нет отношений ad extra. Все это очень логично, но повергает в отчаяние: значит, у Бога нет отношений со мной. С воплощением, с событием Theotókos все радикально изменилось, потому что Бог вовлек нас в Себя, и Бог Сам по Себе является связью и дает нам участвовать в отношениях внутри Себя. Так мы находимся в Его бытии Отцом, Сыном и Святым Духом, мы находимся внутри Его пребывания в отношениях, мы находимся в отношениях с Ним, а Он реально создал отношения с нами, пожелав родиться от женщины и быть всегда Самим Собой: это великое событие. И таким образом мы можем понять глубину поступка Папы Иоанна, вверившему соборное собрание, Синод, центральной тайне, Матери Божией, Которую Господь вовлек в Самого Себя, а вместе с Ней и всех нас.
Собор начал с иконы Theotókos, а завершил тем, что Папа Павел VI признал за Богородицей титул Mater Ecclesiae. И эти две иконы, которые начинают и завершают Собор, являются внутренне связанными между собой, они, в итоге, являются одной единой иконой, поскольку Христос рожден не как один из многих. Он рожден для того, чтобы создать Себе тело: Он рожден, - как говорит Иоанн в главе 12 своего Евангелия, - чтобы всех привлечь к Себе и в Себя. Он рожден, - как говорят Послания к колоссянам и к ефесянам, - чтобы примирить с Собою мир, Он рожден как первенец многих братьев, Он рожден, чтобы воссоединить вселенную в Себе, поскольку Он является Главой большого Тела. Там, где рождается Христос, начинается движение примирения, начинается время призыва, созидания Его Тела, святой Церкви. Theotókos, Матерь Божия является Матерью Церкви, поскольку Она - Матерь Того, Кто пришел, чтобы воссоединить нас в Свое воскресшее Тело.
Св. Лука помогает нам понять это в параллели между первой главой своего Евангелия и первой главой книги Деяний Апостолов, которые повторяют одну и ту же тайну на двух разных уровнях. В первой главе Евангелия Святой Дух нисходит на Марию, и таким образом Она рождает и дарит нам Сына Божия. В первой главе книги Деяний Апостолов Мария находится в центре учеников Иисуса, которые молятся все вместе, испрашивая нисхождения Святого Духа. Так, из Церкви верующей, с Марией в центре, рождается Церковь-Тело Христа. Эти два рождения являются единым рождением Christus totus, Христа, объемлющего Собой весь мир и всех нас.
Рождение в Вифлееме, рождение в Тайной Вечере. Рождение Иисуса Младенца, рождение Тела Христова, Церкви. Это два события, либо одно единое событие. Но между ними реально стоят Крест и Воскресение. И только через Крест лежит путь к тотальности Христа, к Его воскресшему Телу, к универсализации Его бытия в единстве Церкви. И таким образом, имея в виду, что только от зерна, упавшего в землю, рождается затем богатый урожай, от Господа, пронзенного на Кресте, исходит универсальность Его учеников, соединившихся в это Его умершее и воскресшее Тело.
Помня об этой связи между Theotókos и Mater Ecclesiae, наш взор устремляется к последней книге Священного Писания, к Апокалипсису, где в главе 12 появляется именно этот синтез. Жена, облеченная в солнце, с венцом на голове из двенадцати звезд и с луной под ногами, рожает, и кричит от болей и мук рождения. Здесь тайна Марии является тайной Вифлеема, выросшей до вселенских размеров. Христос рождается вновь и вновь в каждом поколении и таким образом принимает, собирает человечество в Самого Себя. И это вселенское рождение осуществляется в крике на Кресте, в мучениях Страстей. И этому крику на Кресте принадлежит кровь мучеников.
Таким образом, теперь можно бросить взгляд на второй Псалом этого Третьего Часа, - на Псалом 81, где описывается часть этого процесса. Бог стоит в сонме богов - еще считающихся в Израиле богами. В этом Псалме, очень сжато, в пророческом видении, показано падение богов. Те, что казались богами, ими не являются и утрачивают божественный характер, падают на землю. Dii estis et moriemini sicut nomine (cfr al 81, 6-7): ослабление, падение божеств.
Этот процесс, который осуществляется на протяжении пути веры Израиля, и который здесь сжато приведен в одном единственном видении, является реальным процессом истории религии: падением богов. И, таким образом, преобразование мира, познание истинного Бога, ослабление сил, господствующих над землею - это болезненный процесс. В истории Израиля мы видим, как это освобождение от многобожия, это признание - «Только Он есть Бог» - осуществляется с большой болью, начиная с пути Авраама, ссылки, Маккавеев, до Христа. И в истории продолжается этот процесс ослабления, о котором говорит книга Откровения в главе 12; она говорит о падении ангелов, которые не являются ангелами, божествами на земле. И он осуществляется реально, именно во время зарождающейся Церкви, где мы видим, как кровью мучеников развенчиваются божества, начиная с божественного императора, освобождаются от всех этих божеств. Именно кровь мучеников, боль, крик Матери Церкви заставляет их падать и, таким образом, преобразует мир.
Падение это является не только плодом познания, что они - не Бог; это процесс преобразования мира, который стоит крови, стоит страдания свидетелей Христа. И, если мы внимательно посмотрим, то увидим, что этот процесс вовсе не окончен. Он осуществляется в различные периоды истории все новыми способами; также и сегодня, в этот момент, когда Христос, единородный Сын Божий, должен родиться для мира с падением богов, родиться с болью, с мученичеством свидетелей. Вспомним о великих силах истории сегодняшнего дня, вспомним о безымянных капиталах, порабощающих человека, которые больше не являются чем-то, находящимся во владении человека, но скорее безымянной властью, которой служат люди, ради которой людей мучают и даже убивают. Эти капиталы обладают разрушительной силой и являются угрозой для мира. Вспомним также о силе террористических идеологий. Прикрываясь именем Бога, они творят насилие, но это не Бог: это ложные божества, с которых следует сорвать маски, чтобы все увидели, что это не Бог. И затем - наркотики, сила, которая подобно прожорливому зверю тянет свои щупальца по всей земле и разрушает: это божество, оно ложное, и должно упасть. Или еще - предлагаемый общественным мнением образ жизни: сегодня, якобы, все живут так, брак утратил свою ценность, целомудрие больше не считается добродетелью, и так далее.
Эти господствующие идеологии, которые навязывают себя с такой силой, являются божествами. И в боли святых, в боли верующих, в боли Матери Церкви, частью которой мы являемся, эти божества должны упасть, должно осуществиться то, о чем говорится в Посланиях к колоссянам и ефесянам: престолы и власти падут, и подчинятся единому Господу Иисусу Христу. Об этой борьбе, в которой мы находимся, об этом ослаблении богов, об этом падении ложных божеств, которые падают потому, что являются не богами, а силами, разрушающими мир, говорит Апокалипсис в главе 12, с помощью таинственного образа, для которого, мне кажется, есть несколько прекрасных толкований. Там говорится, что дракон пустил из пасти большую реку воды вслед за бежавшей женой, чтобы сбить ее с ног. И кажется неизбежным, что жена должна утонуть в этой воде. Но земля поглощает эту реку, и она не может повредить. Думаю, что образ реки легко поддается толкованию: это те самые потоки, которые управляют всеми, и которые желают заставить исчезнуть веру Церкви, которой, кажется, больше нет места перед силой этих течений, навязывающих себя в качестве единственной рациональности, в качестве единственно правильного образа жизни. А земля, поглощающая эти течения - это вера простых людей, которая не позволяет опрокинуть себя этим рекам и спасает Матерь, и спасает Сына. И поэтому Псалом гласит, - первый Псалом Третьего Часа, - что вера простых людей есть истинная мудрость (ср. Пс 118,130). В этой истинной мудрости простой веры, которая не позволяет поглотить себя водам, находится сила Церкви. И мы вернулись к богородичной тайне.
Есть еще одно слово, последнее, о чем мне бы хотелось сказать сегодня, в Псалме 81, "movebuntur omnia fundamenta terrae" (Sal 81,5), все основания земли колеблются. Мы видим это сегодня, с климатическими проблемами, угрожающими основаниям земли, но это происходит из-за нашего поведения. Колеблются физические, внешние основания, потому что колеблются основания внутренние, духовные; колеблются нравственные и религиозные основания, колеблется вера, дающая праведную жизнь. И мы знаем, что вера является основанием, и, в конечном счете, основания земли не могут колебаться, если остается твердой вера, истинная мудрость.
Далее Псалом гласит: "Восстань, Боже, суди землю" (Пс 81,8). Давайте и мы тоже скажем Господу: "Восстань, Боже, прими землю в Свои руки, защити Свою Церковь, защити человечество, защити землю". И давайте вновь вверим себя Богородице Марии и помолимся: "Дева, великая уверовавшая, открывшая землю небу, открой же и ныне двери, дабы одержала верх истина, воля Божия, которая есть истинное благо, истинное спасение мира". Аминь.
Перевод: София Халходжаева, Agnuz
© Copyright 2010 - Libreria Editrice Vaticana