В эти дни в Кейптауне проходит Третий всемирный конгресс участников Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Первая встреча состоялась в 1974 году и вселила большой энтузиазм в сердца участников.
Лозаннский конгресс в Кейптауне: подведение итогов или новая страница?
В эти дни в Кейптауне проходит Третий всемирный конгресс участников Лозаннского движения за всемирную евангелизацию. Первая встреча состоялась в 1974 году и вселила большой энтузиазм в сердца участников. Второй конгресс проходил в Маниле в 1989 году на фоне начавшегося распада социалистической системы, его планы на будущее также были оптимистичными. Казалось, что история закончилась – победила не только демократия, но и христианство как ее союзник. Тогда мало думали об антихристианском потенциале секуляризированной демократической культуры и реальной опасности панисламизма.
Третья встреча уже задолго до ее начала была названа исторической, поскольку подводила определенный итог широкой и активной миссионерской деятельности второй половины двадцатого века и приоткрывала новую, сложную для понимания страницу миссии.
В Кейптауне заговорили о христианстве как меньшинстве, о вызовах нового атеизма и секуляризма, о наступлении агрессивного ислама, о глубочайшем кризисе западного христианства. Героями конгресса стали представители Азии, Африки, Латинской Америки. Программа отразила глубинные смещения в структуре, географии, культуре, богословии мирового христианства. Его центр сместился с Севера на Юг (от богатых к бедным) и с Запада на Восток (от уравнивающего вестернизированного глобализма к глобализму многообразия - этнокультурной сложности, контекста и аутентичности, конфликтной разности, плодотворных неосинтезов).
Примечательно, что в программе нашлось место лишь для одного участника из Евразии – миссионерки Ширинай Досовой. Была представлена личность, но не был представлен суммарный опыт, концепции миссионерской работы в бывшем СССР. Евразия становится белым пятном на миссионерской карте мира. Причиной этого могут быть неутешительные результаты и отсутствие ярких лидеров, интересных для аудитории мирового масштаба.
Внимание евангельского сообщества сегодня приковано к Китаю, где церковь жестоко преследуется, но при этом удивительно успешна в своей проповеди. Сотни делегатов из Китая не смогли приехать на конгресс, так как их лишили паспортов.
Конгресс собрал более четырех тысяч делегатов, из которых 1600 участников представляли образовательную и научную среду. Такой интеллектуальный потенциал был собран впервые для активных дискуссий о будущем евангельского движения и его миссии в мире.
Новым трендом в миссии, по словами многих спикеров конгресса, становится христианство как образ жизни – не в отрыве от жизни мирской, но в ее гуще. Быть миссионером не значит ехать куда-то, но быть там, где христианин уже живет и работает. Такая интеграция христианства в естественный порядок жизни открывает новые перспективы миссии, но еще нуждается в богословском осмыслении, детальной интеллектуальной проработке, так как пока с трудом вмещается в привычную матрицу мышления большинства евангельских христиан, особенно из бывшего СССР.