Created with Sketch.

Что такое жизнь?

06.07.2015, 23:00

    Что такое жизнь и кто может её объяснить? Под жизнью, в данном случае, я подразумеваю не ту, о которой говорят как об игре, с людьми вместо актёров, и проходящая у каждого из нас со временем, а сам феномен жизни, феномен существования.

  В своё время Фридрих Энгельс, справедливости ради надо сказать, имевший к науке не совсем прямое отношение, дал ответ, или так ему показалось, заявив, что жизнь – это существование белковых тел. Этот ответ понравился и удовлетворил атеистическую науку, так как в нем не нашлось места ни Богу, ни бессмертной душе, и, водрузив его на шест, гордо понесла перед собой. Но, если нет Бога, то откуда эти белковые тела появились и начали, вот так запросто существовать? Ответ напрашивается сам собой – появились сами собой. Из ничего. Проблема только в том, как же это доказать? Взяли сосуд, выкачали из него всё (показалось что всё), и стали с интересом наблюдать, а не появится ли там какая нибудь жизнь. Этот эксперимент с треском провалился, не оправдав затраченных усилий и атеистических надежд. Так как оказалось (удивительно, но факт!), что жизнь из ничего появится, не может. Впрочем, не только жизнь.

    Современная наука все-таки даёт ответ, не давая его. Судите сами. Определение звучит так: «Жизнь – это накопление отрицательной энтропии». Все в мире стремится к уравновешиванию температур, и всегда теплое отдает свою температуру холодному. Но жизнь на Земле существует, вопреки этому, происходит обратное этому и вовсе немыслимое – холодное отдает теплому (накопление отрицательной энтропии). Поэтому говоря популярно жизнь можно уподобить закипанию чайника на холодной плите. А ещё более популярно, жизнь – это просто ЧУДО!

  А каков, христианский ответ на вопрос о жизни?

  В одной из самых древних книг Библии описывается история праведника Иова. История его бедствий, страданий, и, в конце концов, триумфа. Большинство объема книги составляет разговор главного героя с тремя друзьями и молодым человеком по имени Елиуй. Все четверо обвиняли Иова, видели его виновником собственных бед, апеллировали к Божьей справедливости, Его могуществу и величию. Особенно молодой Елиуй сделал акцент в своей речи на этих качествах Божества. Но после того как иссякли все аргументы этих людей, с неба, из бури, к Иову заговорил Господь. Если читать внимательно, то можно не заметить большой или принципиальной разницы между речью Елиуя и словами Творца. Бог также, в основном говорил о своём могуществе. Не ответил Иову на все его перед тем поставленные небу вопросы и претензии. Но, после того как Бог закончил говорить, Иов сказал: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя, поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6). Иова убедили не, сколько слова Бога, сколько Он Сам. Фундаментальная разница между выступлениями людей и Бога не то ЧТО было сказано, а КТО сказал. Для «что» всегда есть предел в понимании человека, а беспредельного Бога он способен воспринять глубиной своего духа.

  Ещё одна беседа. На этот раз между прокуратором Иудеи Понтием Пилатом и Иисусом Христом. Когда Сын Божий упомянул об истине, Пилат спросил Его: «Что есть истина?». Для него этот вопрос был риторическим, подразумевающим отсутствие ответа, образованный римлянин наверняка знал слова Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю», и если великий эллин не знал истины, то кто же этот гонимый всеми иудей, чтобы знать её? Пилат вышел, не дожидаясь ответа. А зря. Перед ним был Тот кто не просто знал истину, а являлся ею самой. Ключевые для ответа слова, принадлежат Иисусу Христу: «Я ЕСМЬ ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ» (Иоан. 14:6).

  Мой вопрос о жизни и вопрос Пилата об истине, поставлены не совсем правильно. Не «что есть жизнь?», а «Кто есть жизнь?». Не «что есть истина?», а «Кто есть истина?». Только так поставив вопросы, мы найдем на них ответы. Ответы во Христе. Это не религиозная риторика, язык символов, или абстрактная величина, а отображение самой реальности.

  Только Бог имеет жизнь в Самом Себе, всё остальное что Им сотворено взаимозависит и зависит от Него же. Человек не самодостаточен. Ему чтобы жить приходится, заимствовать энергию для тела у таких источников как солнце, воздух, вода, пища. Душа нуждается в любви, дружбе, признании, а дух черпает жизненную силу в общении с Богом, как любящим Отцом. Настоящая жизнь – это не просто бытие, ведь его имеют и бактерии и улитка, а полнота, она же возможна только в Боге. Можно существовать, удовлетворяя потребности тела, такой человек в Библии назван «плотским». Можно к этому добавить интеллектуальную и эстетическую потребности, и получим «душевного» человека. Но это все эрзац, псевдо реальность. Да, возможно как то существовать (улитка не чувствует свою ущербность по отношению к человеку), и даже существовать вечно, ведь смерть это не исчезновение. Но именно существовать.

  Николай Бердяев выводит идею о двух свободах: свобода в выборе добра и зла, и свобода в добре. Состояние во зле философ даже не называет свободой. Так и здесь, то бытие даже не называется жизнью, ведь только: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Иоан. 3:36). Всё остальное не объект и даже не фотография, а только темный негатив.

Читайте також