Может, из-за тех, кто мимо дорогущих авто не хочет дальше к храму продвигаться, и попускает Господь нам все эти громкие телескандалы?..
Тема «попов на мерседесах» для меня — идея-паразит. Живет силами «хозяина», растет как на дрожжах, перебирая на себя всю мыслительную энергию. При этом настойчиво подавляет другие — намного более конструктивные мысли и задумки.
И ведь ничего же не изменится оттого, что я там себе надумаю! Как ездили, так и будут ездить. И телефоны публично не захоронят, и дорогие часы в Днепр не выбросят, и обувь из крокодиловой кожи обратно в магазин не сдадут. Зачем тогда ломаю себе голову и расстраиваюсь от очередных сюжетов и злобствующих комментариев в сети?
Ничего. Сотни тысяч людей в Киеве именно так и ездят. Каждое утро имею удовольствие передвигаться по столичным дорогам — не то, что обычные Жигули не встретишь, уже даже «тойота кэмри» как отстой выглядит. Каждый третий — внедорожник, каждый второй — «порш кайенн», «лексус» или «инфинити», на худой конец.
Приезжающие иностранцы за голову хватаются: такая роскошь просто под открытым небом для них — как для постсоветского ребенка бесплатная прогулка в Дисней-ленде. У многих на родине, например, по словам одного знакомого поляка, только в салонах такое изобилие и разнообразие. А у нас — из дома шаг ступи — и мировые лидеры автопрома представлены взору твоему более чем широко и разнообразно…
Меня в принципе не смущает человек на дорогом авто или дорого одетый. У всех свои источники финансирования, каждый в наше время выживает, как может. Замечено неоднократно: часто те, кто больше всего ноют о безденежье и «как им на всё не хватает», то, глядишь, машину новую купят, то квартиру на более габаритную поменяют, то дачу приобретут. Не живут наши люди на одну зарплату, все «крутятся», как умеют.
Одному знакомому батюшке подарили дачу под Киевом, добрым людям она оказалась в какой-то момент не особенно нужна. Другому — машину большую, потому что у него много детей, живут они от храма далеко, и друзья, любя и заботясь, подогнали к его окнам, как говорится, «здоровенный черный джип». А еще одного священнослужителя духовные чада под разными предлогами на Святую Землю и к прочим святыням регулярно вывозят. Сам он средства все раздает, и на себя, в том числе, себе на поездку, не потратит. Вот они и придумывают всевозможные поводы: мол, без Вас не поедем, благословите нас сопровождать.
Любовь к священнику, особенно к духовнику, действительно, очень просится излиться в щедрой благодарности. Тот, у кого с деньгами туго, вынужден довольствоваться лишь горячей молитвой и, возможно, посильной трудовой помощью. А те, кому позволяют средства, уж не сдерживают себя.
…Вот батюшка, возрождающий храм. Живущий с матушкой в крохотных двух комнатках с тремя детьми. Строящий храм-красавец, жемчужину областного центра. И ездящий на таких старых Жигулях, один дряхлый вид которых повергает в хроническое уныние. Служба и постройка храма у замечательного пастыря и духовника — на первом месте, и видя, сколько всего в церкви делается, и сколько работы еще предстоит впереди, понимаешь, что до замены своих старых Жигулей на что-либо более удобоваримое для езды у него еще долго руки не дойдут...
Не замечает общество настоящих пастырей, их невидимого глазу подвига молитвы и бесконечных духовных бесед с запутавшимися, уставшими от самих себя и всех вокруг духовными чадами.
Обращает внимание только на лоск, на мобильники «верту», на высокомерные взгляды, которые «упакованный» служитель Божий бросает на «простой народ» — свою паству.
И что, сказать обществу «поди прочь, ты — бездуховное»? Выгнать взашей журналистов, снимающих дорогие иномарки в Митрополии, задающих неудобные вопросы? Запретить к показу на ТВ и к выкладыванию в Интернет все ролики, ранящие наше православное самолюбие?
Хорошо бы, конечно, если б так, но только вряд ли возможно сие. А потому смотришь телесюжеты, в которых Церковь представляется в виде более чем неприглядном, читаешь комментарии, оставляемые на YouTube под видеороликами, и только и остается, что зубами скрежетать: такой позор, и в который раз!
И так жаль, что только такими нас и видят, что только эти язвы и замечают. Ведь в Церкви столько всего хорошего есть, но кто из светских захочет это увидеть, если для того нужно в храм зайти. А человек на подходе к храму уже о крутую иномарку взглядом споткнулся и дальше идти не захотел.
Этот вопрос очень, очень часто приходится слышать от людей воцерковленных. Остается представить только, как остро стоит он у невоцерковленных.
Может, из-за тех, кто мимо дорогущих авто не хочет дальше к храму продвигаться, и попускает Господь нам все эти громкие телескандалы? Общество остро, непримиримо заявляет о том, что не хочет верить проповеди о нестяжании, если сам проповедующий настяжал уже больше некуда. Что не хочет ограничивать себя, если те, кто к этому призывают, банально не могут отказать себе в чрезмерной, не по статусу роскоши.
А разве нет среди наших священнослужителей действительно тех, кто за всем блестящим гоняется? Кто меняет машину не потому, что прохудилась, а потому что уже в продаже модель поновее и попрестижнее. Кто тратит средства на вещи «имиджевые», и, бравируя покупкой, не забывают упомянуть, как много денег выложил за ту или иную безделушку. Или не встречаются экземпляры, позволяющие себе мобильный телефон за много тысяч гривен, когда в храме банально уже давным-давно пора кадило закопченное заменить?
Те, кто невольно оказываются их героями, или могут ими стать впоследствии, имеют вот такую своеобразную возможность увидеть реакцию на себя со стороны окружающих людей. Если брат смущается, возможно, по слову апостола, нужно постараться его не смущать?
Тем, кто в Церкви, нам, мирянам, эти скандалы показывают нашу готовность либо покрыть открывшуюся «наготу» брата христианской любовью, либо же последовать примеру ветхозаветного Хама. Ведь не секрет, что многие принялись зубоскалить в сети, смакуя подробности неприятной ситуации, в которую попал собрат по вере.
Кто-то один, впечатлившийся, продаст дорогое авто, пересядет на машину более простую и дешевую в обслуживании. Но большинство ведь не поменяется. Люди в Церкви — такие же, как и люди в обществе, хоть общество и хочет видеть среди верующих исключительно идеальных представителей и сплошь одни только примеры для подражания.
Если уж и менять ситуацию, то, скорее всего, не своими руками и полагаясь не на свой близорукий ум. Ведь можно всю жизнь потратить на борьбу с «Мерседесами в Церкви» и ни на йоту не улучшить ситуацию.
А можно положиться с доверием и смирением на волю Того, Кто создал Церковь Свою и поставил в нее служителей, которых Сам избрал. Молитвенно испросив помощи у Главного и Единственного Сердцеведца, доверить ЕМУ «разруливать» ситуацию, как ЕМУ будет угодно. А самим заняться тем, что больше всего нам подвластно — собой. Себя проверять, свои слабости бороть, свои страсти преодолевать. С Божьей помощью достигать этой самой перемены ума, которая зовется сладким словом — покаяние.
А там глядишь… Ведь давным давно уже всяческими науками доказано и жизнью проверено — изменяешься ты, изменяется и мир вокруг.