Created with Sketch.

Дети и церковь: где найти выход тревогам?

08.10.2012, 04:22

Когда я смотрю на детей верующих родителей, я отчетливо вижу три различные категории людей

Почему-то меня все время тянет размышлять на скользкие и проблемные темы. Сегодня увидела трогательную сцену: подросток лет пятнадцати выходит на покаяние в церкви. Он падает на колени и закрывает лицо руками. В этот момет прекращается пение, все присутствующие встают. Один из пресвитеров подходит к нему, кладет руку на плечо и молча ожидает какое-то время, потом проговаривает молитву. Мальчик быстро встает и уходит.

Тем, кто знает нюансы евангельской духовной жизни, ясно, что этот молодой человек кается не впервый раз. Может, даже и не во второй. Это видно по тому, что присутствующие не поют поздравительных псалмов, нет "фанфар" радости, как бывает когда "заблудшая душа впервые находит Господа".

И вот я задаю себе вопрос: в чем этот мальчик из верующей семьи чувствует себя таким виноватым перед Богом? Очевидно, что его что-то, как говорится, "грызет". Угрызения совести становятся сильнее во время собраний, когда звучат призывные проповеди или особенно прочувствованные песни. Но по существу, в чем может состоять его греховность? Что он такого натворил в таком юном возрасте?.. Конечно, я могу ошибаться, но мне почему-то показалось в тот момент, что ничего особенно он не сделал. Интуитивно это чувствую. Просто живет в атмосфере гипертрофированных моральных требований, которые налагают на него родители и церковь. В атмосфере, которая изначально формирует тревожную и закомплексованную личность...

Когда я смотрю на детей верующих родителей, я отчетливо вижу три различные категории людей: первая из них - очень хорошо адаптированные, приспособленные к жизни в церковном сообществе. Такие становятся лидерами служений, проповедниками или женами проповедников, или, во всяком случае, церковными конформистами, не желающими "терять спасение".

Вторая категория - те, которых "шатает", "неустойчивые в вере", так сказать. Странное дело, они у меня вызывают особенное сочувствие. Такие дети на каком-то этапе жизни столкнулись с жестокостью или непониманием по отношению к себе или со стороны родителей, или со стороны церкви, которая не прощает слабостей и ошибок. Подспудно они не хотят верить в то, что Бог так же жесток к ним, как и люди, но и оспорить этого не могут, не хватает богословско-интерпретаторской хватки. Поэтому они всю жизнь пытаются быть частью Тела Христового, но всегда чувствуют себя грешниками. Их периодически, что называется, "тянет в мир". Они не хотят принимать церковь такой, как она есть, но им не под силу ни изменить ее, ни покинуть.  Мне кажется, таков и этот мальчик.

Ну, и треться категория - бунтари. Они обычно уходят. Но уходят по-разному - иногда тихо, не споря, просто пытаются жить своей жизнью, как можно меньше соприкасаясь с общиной и верующими родственниками. Таких меньшинство. Значительно чаще уход сопровождается спорами, конфликтами, иногда скандалом. В таких случаях человека постоянно мучают сомнения и угрызения совести из-за того, что он "огорчил родителей", которые "постоянно за него молятся" и не хотят отпускать "в мир", за то, что не оправдал чьих-то ожиданий. Даже если эти угрызения удается заглушить, часто у таких людей не складывается жизнь. Иногда они бывают склонны к асоциальному, девиантному поведению. Это выглядит как месть религиозному сообществу за постоянно навязываемое чувство вины..

Все-таки, человек неспособен полностью отделиться от среды воспитания, это печать, которую он будет нести на себе всю жизнь...

Читайте також