Created with Sketch.

Горе победителям

17.05.2011, 11:25

С каждым годом празднование все помпезнее, подготовка все более дорогостоящая, парады все телегеничнее, а провокации – все неотвратимее, дешевле и предсказуемее. Зачем «русскому единству» надо было праздновать «свою победу» во Львове? До Берлина на билет не хватило? Или визы не дали?

Последние годы день победы вызывает у меня подозрение, что боевые действия то ли не закончились, то ли снова «вероломно, без объявления войны» на нас кто-то напал. Или, возможно, что-то. Когда война заканчивается, обычно, горе побежденным. Но у нас и с победителями что-то не все в порядке. То ли пословицы врут, то ли война на самом деле так и не закончилась – лишь прекратилась на время. А значит, о победителях говорить рано. Во всяком случае, нам.

С каждым годом празднование все помпезнее, подготовка все более дорогостоящая, парады все телегеничнее, а провокации – все неотвратимее, дешевле и предсказуемее. Зачем «русскому единству» надо было праздновать «свою победу» во Львове? До Берлина на билет не хватило? Или визы не дали?

Да потому что ЭТА война – ИХ война – закончилась не там. Вернее, она и не думала заканчиваться. Мира все нет. Ибо кому он нужен? На мире много не заработаешь.

Казалось бы, церкви не стоило бы поддерживать сомнительные идеологические игры – в виду отвратительности самих игр, а не сомнений в победе и ее ценности. Победа в руках нынешних политиканов – и отечественного, и российского разлива – стала символом совсем не торжества добра и свободы. Это не удивительно - СССР не слишком органично смотрится в качестве воплощения добра и свободы. Да и сам День победы – 9 мая 1945 года – не стал днем окончания войны на нашей земле, продолжавшейся еще почти десять лет и, кажется, не закончившейся до сих пор.

Что, конечно, ничуть не умаляет значения победы над нацизмом. Но ее ли мы празднуем? Много ли было в эти дни сказано о том, какое именно зло было повержено? Нет, речь шла о чем угодно, только не об ужасах войны, не о жертвах и преступлениях нацизма. Речь шла о красных флагах. О «великой державе». О «единстве». Муссировалась какая-то нелепая ностальгия о мифическом «былом могуществе» и его сомнительных атрибутах – от танковой мощи до кровавого диктатора. Праздник этот стал поводом «зарисоваться» перед СМИ и выбить денег «на гражданские акции» для разноцветной идеологической швали.

О политических и экономических выгодах, приносимых войной, написано и сказано немало. Значительно интереснее то, что с каждым годом все активнее в эту ежегодную «войну за нашу победу» включается священноначалие РПЦ и единомышленники. Великая Отечественная (ни в коем случае не «Вторая Мировая») при их участии становится по-настоящему «священной войной» - войной освященной. В прямом смысле слова – в том числе. С каким глупым упоением упоминалось в новостных телесюжетах о «30 литрах свяченой воды», потраченных на военную технику, участвовавшую в параде! Освящение орудия убийства уже не вызывает у телезрителя дрожи. После освящения баллистических ракет танки для парада – просто детская песочница. Телезритель наш - человек закаленный. Хотя, что касается 30 литров свяченой воды, даже он понимает - ого.

За подобными сводками «о надоях и урожайности» совершенно теряется тот факт, что речь идет об освящении того, что, по сути, происходит от дьявола.

Смешанные чувства вызывают «православные изюминки», которые уже не первый год подаются ко Дню победы. В прошлом году это был иконописный парафраз на «Чудо святого Георгия о Змии», на которой святой ничтоже сумняшеся нанизывал на копье не мифическое чудище, а живую человеческую плоть – немецких солдат. В этом году в иконописи увековечили уже совершенно апокрифическое чудо - явление Богородицы Сталину. Таким весьма опосредованным образом совершилось освящение еще и образа генералиссимуса. А что? Народ любит своего героя.

Сюжет «явления Богородицы Сталину», похоже, так долго держался «под полой» по той простой причине, что очень уж плохо «влезает» в христианские представления. Конечно, Евангелие описывает божественные явления закоренелым грешникам. Но здесь, в отличие от «пути в Дамаск», например, вслед за явлением не следует покаяние и обращение на Путь истинный. Да о покаянии и речь не идет: Богородица, согласно этому сюжету, просто заключает сделку с людоедом - ты открываешь церкви, а мы обеспечиваем победу. Тебе. Начиная с того, что это просто историческая ложь – победа над нацизмом принадлежала не только СССР и уж конечно не лично Сталину. Заканчивая тем, что Силы Небесные не могут идти на компромисс – сделки, как правило, характеризуют прямо противоположное ведомство.

Кому и зачем понадобилось наделить Сталина чертами боговдохновенности? Чтобы наглядно воплотить образ народа-богоносца-победителя? Неужели никого почище не нашлось?

Помимо решительного шага в поддержку Сталина (что вполне согласуется с нынешним курсом кремлевской власти), этот апокрифический сюжет добавил кирпичик в «православную мифологию» Питера. Согласно этому сомнительному «преданию», Богородица пообещала  Сталину, что город «не будет взят». Что ж, не сдавать «колыбель революции» любой ценой - был личный приказ генералиссимуса. Ценой стали, в частности, жизни мирного населения Северной столицы, умиравшего от голода и холода в блокадном городе. Так значит, эта страшная «жатва Сатаны» была освящена Богородицей? Говорят, героизм солдат – прямое следствие идиотизма военачальников. А что сказать о невольном героизме мирного населения?

Но «апокриф» не противоречит официозной версии представителей РПЦ: трагедия блокадного Ленинграда была-де связана как раз с тем, что он был «колыбелью революций», свергнувших царя и приведших к власти безбожников. Кара Божья на головы невинных – от стариков до детей в колыбелях – вот как объяснил эту трагедию лично предстоятель Русской Церкви. Как и все ужасы Второй Мировой не просто так пали на головы наших дедов и прадедов – но были вполне обоснованной «карой». Патриарх вообще любит поговорить на эту тему – вот и в дни памяти жертв Чернобыльской трагедии напомнил, за что нам все это…

Что ж, понятны затруднения церковнослужителей, которым надо объяснить обывателю, как и почему Милостивый Господь попускает горе, беды, войны и несправедливость. Это трудно сделать убедительно и в то же время просто. А массы, сидящие у телевизора и краем уха прослушивающие радионовости в маршрутке, хотят простых ответов. В том числе (и в первую очередь) на весьма сложные и иногда принципиально безответные с точки зрения христианина вопросы. Почему Господь попустил? Почему забрал ребенка у любящих родителей? Маму у маленьких детей? Почему попустил бомбардировку Дрездена и Хиросимы? Почему Чернобыль и блокада Ленинграда?

Вы думаете, телезритель удовлетворится ответом «не знаю» и пояснением в том смысле, что чудны дела Господа, неисповедимы Его пути, непостижимы помыслы? Во всяком случае, патриарх так не думает. А он человек опытный – знает, с чем и с кем дело имеет.

Поэтому в его ответах все получается проще пареной репы: гибель множества мирных людей в блокадном Ленинграде – Божье возмездие за 17-й год, ужасы Второй мировой и сталинский террор – возмездие за безбожное разрушение церкви. Тут же включаются клевреты: землетрясение в Японии и авария на Фукусиме, торнадо в Америке (список можно дополнять)  – кара Божья за всяческую их западную и восточную бездуховность.

Возможно, все это поднимает реноме священноначалия и работает на интересы церкви – она знает ответы на отчаянные вопросы, а тот, кто знает, кого и за что карают, может знать и как кары избежать. То есть делайте, что сказано, и будет вам лепота. Хотелось бы ввернуть что-то про протестантскую этику – но эта аналогия в данном контексте хромает на обе ноги. Потому что здесь мы имеем дело уже не с верой. Ведь стоит исключить непостижимость Господнего промысла, как вера вскоре превращается в суеверие. В готовность держаться за простые рецепты, вместо того, чтобы полагаться на Его бесконечную мудрость, приняв как основу то, что нам ее никогда не постичь. «За что?» - вопрос всегда безответный. И если кто-то в ответ выскакивает, как чертик из коробочки, и объясняет ваше горе «карой небесной», это не христианство – это, давайте будем говорить прямо, кликушество.

Но попробуйте объяснить это так, чтобы «пипл схавал»! Это практикующему христианину трудно объяснить. Тем более, когда вопрос «за что» рвется у него из самого сердца. А тут многотысячная аудитория. И требования формата – три минуты сюжет, из них полторы отъедает болтовня корреспондента. Медиакультура требует простоты,  ясности и эффектности. Поэтому наиболее выигрышно выглядят именно суеверия –  астрологические прогнозы, «живая вода», сеансы телегипноза, выступления  политтехнологов и прочие фокусы. 

Поэтому не стоит обижаться на патриарха Кирилла за ту легкость, с которой он сыпет «карами Божьими» по любому поводу. Он вынужден сообразовываться с форматом. И пытается делать это с максимальной пользой для церкви. В представлении суеверного телезрителя (а телезрители в подавляющем большинстве именно суеверны) он представляет не просто какой-то земной полугосударственный департамент, но саму Небесную канцелярию. Даром, что при этом  христианство сводится к поиску простых и действенных рецептов для Града Земного - патриарх и не скрывает, что очень озабочен обустройством  именно земного Отечества. Наверное, в его представлении это такой специфический «русский путь» к Граду Небесному.

Поэтому святой Георгий на иконе протыкает животы людям, а Никита Михалков в утомительных «Утомленных солнцем – не-помню-сколько» не слишком тонко намекает на то, что Германию постигла «кара Небесная». «Великие победы» необходимы творцам великих идеологических проектов. Борьба за мир продолжается – за «русский мир». Потому решающие сражения инсценируются не в Берлине, а во Львове. И в основу «православной мифологии» ложится не космополитический образ «союзнического триединства», а образ Богородицы, приобретающей плакатные черты Родины-Матери – «святой Руси».

Побежденным, по определению, горе. Их удел разбираться в себе и каяться. Но война, кому-то приносящая выгоду, никому не приносит счастья. Вот и победителям – тоже горе. Их удел – самоупоение, обожествление своих кровавых вождей и оправдание людоедского режима «великими деяниями», зачарованность прошлым и нежелание критически подумать о настоящем ради будущего. Наличие коллективной «национальной гордости» здесь не соседствует с разделенной «национальной виной». Народ-победитель не чувствует ответственности за свою поддержку террора и упоение генсеком-людоедом, за свою трусость и стукачество, за молчаливое терпение и молчаливое предательство, за готовность давать взятки и продаваться за малую мзду. Такой народ максимально далек от идеи покаяния и примирения. А духовные вожди народа, вместо того, чтобы побуждать его к испытанию совести, а лучше вообще забыть о коллективном – и героизме, и вине - и заняться каждой человеческой душой, подбрасывают мифы о «народе-богоносце», «очистительном горниле страданий», из которого народ вышел чистым и святым. А святому в чем каяться?

Побежденный национал-социалистический режим был осужден, партия разогнана и запрещена. Коммунистический режим, ничуть не менее кровавый, теперь стягивает на себя всю славу победы во Второй мировой войне и продолжает боевые действия, потрясая своими поблекшими атрибутами перед идеологическими соперниками. Которые с готовностью соответствуют. Гонорар пополам. И все они выглядели бы вполне клоунами на зарплате. Если бы не Богородица.

Катерина ЩОТКІНА

"Релігія в Україні", 14 травня 2011 року (рос.)

Читайте також