Эта статья является своеобразным продолжением ранее опубликованного исследования "Тайный код древних надгробий". Здесь мы также рассмотрим декор старинных мацевот, но речь пойдет не столько о закодированной в барельефах информации, сколько об истории, генезисе и происхождении изображений и сюжетов.
Предмет исследования - несколько весьма любопытных памятников XVIII и самого начала XIX веков, сохранившихся на старинном еврейском кладбище Сатанова. Последнее является одним из самых интересных еврейских некрополей не только в Украине, но и всей Восточной Европе, а древнейшее из обнаруженных здесь погребений датируется еще 1555 г.
Сатанов, кладбище XVI-XX веков
Напомним, что в еврейской традиции орел (и двуглавый тоже) символизирует Г-спода, а абсолютно некошерный заяц - страх Б-жий. Соответственно изображение на памятнике зайца в когтях у орла означает, что покойный (покойная) жили в страхе божьем всецело отдавая себя в руки Всевышнего. Композиция довольно распространенная, более того – традиционная и встречается не только на мацевот, но и в росписях синагог, книжных миниатюрах и проч.
Орел, клюющий зайца. Нижнее фото - фрагмент памятника на могиле Енты дочери "учителя нашего раввина р. Ехезкеля", ориентировочно - первая половина XVIII века.
Корни этого сюжета уходят в седую древность, а аналогичное изображение впервые встречается на монетах священного города Олимпии еще в V веке до н.э. - то есть 2,5 тысяч лет тому назад! В V-III в.в. до н.э. орлов с зайцами в когтях регулярно чеканили на монетах Олимпии, Акрананта и Сиракуз (Сицилия), Пандоссии (Южная Италия), Коринфа и т.д.
Сложно сказать, каким содержанием и смыслами наполняли эту композицию древние греки. Не исключено, что близкими к более позднему еврейскому значению.
У античных эллинов орел тоже был воплощением и символом верховного Б-жества. В данном случае - Зевса. Последнего традиционно изображали с орлом, сидящим на руке, плече или у ног. Крылатый хищник также выступал безжалостным исполнителем воли верховного владыки Олимпа. Достаточно вспомнить терзаемого гигантским орлом мятежного Прометея. Для древнего грека Громовержец и Орел были тождественны. По этой причине аверс античных монет часто украшало изображение Зевса, а реверс - орла. Чаще всего птица изображалась сама по себе. Реже с добычей - зайцем, змеей, дельфином и т.д. О причинах появления в когтях дельфинов и змей - опустим. Это отдельная тема. Остановимся на зайцах.
В "монетном" случае косоглазый выступает в роли жертвы. Если шире - жертвы богам. В языческой традиции регулярные жертвоприношения были обязанностью каждого богобоязненного человека. Соответственно орел-Зевс с жертвой-зайцем в когтях тоже символизировала богобоязненность и служение божеству.
Античные монеты V-III веков до н.э. с изображением орла, терзающего или несущего зайца
Любопытно, что спустя полтора тысячелетия древний античный сюжет опять вернулся на европейские монеты. На аверсе денариев польского короля Владислава II Изгнанника (правившего в 1138-1146 гг) также видим орла клюющего зайца, но о значении этой композиции можем только догадываться.
Денарий польского короля Владислава II Изгнанника
Второй "прошедший сквозь века" сюжет украшает весьма примечательную мацеву, установленную на могиле где покоится "Старец, учитель наш, рав..." по имени Хаим, умерший в 1788 г. Барельеф интересен уже тем, что здесь изображено сразу 5 (пять) орлов - четыре обычных и один двуглавый. Присутствуют здесь и терзаемые птицами длинноухие зайцы, о которых рассказывалось выше. "Б-гобоязненный" сюжет подтверждает эпитафия, гласящая: "Здесь похоронено человека простого и прямого, боявшегося Господа...".
Покойный был из коэнов, о чем свидетельствует изображение рук, сложенных в особом жесте. Последние тоже уникальны, хотя изображение "благословение коэнов" на мацевот - вещь тривиальная. Но здесь эти руки выступают еще и в качестве венчающей двуглавого орла короны. Подобные руки-короны на мацевот больше нигде не встречаются.
Изображение же двуглавого орла с зайцами в лапах довольно распространенное. Например, подобное некогда украшало знаменитую Ходоровскую синагогу.
Двуглавый орел с зайцами в лапах. Ходоровская синагога.
Значение этого сюжета абсолютно идентично случаю с "обычным" орлом - богобоязненный человек в руках Господа. А вот история - намного древнее чем у сюжета с одноглавым "коллегой". Своими корнями этот сюжет уходит к неоднократно упомянутому в Торе народу хеттов. Одним из символом государства хеттов и был двуглавый орел, в том числе и с зайцами в лапах. В частности барельеф с таким изображением украшает одного из каменных сфинксов, охраняющих врата Хаттуса - древней столицы Хеттского царства, существовавшего с XVIII по XIII до н. э. То есть этому сюжету как минимум три с половиной тысячи лет!
Орлы и зайцы из Хаттуса и Сатанов
У хеттов двуглавый орел был символом солнца и всезнания. Заяц - воплощал луну и ночь. Последнее связано с тем, что многие народы видели в темных пятнах на лунном диске изображение именно этого животного - знаменитого Лунного Зайца (действительно похоже). Двуглавый орел, заметим, появился еще у шумеров, но именно хетты дали ему возможность подержаться за зайцев.
Сфинкс с орлом хеттов, Хаттуси.
В этом случае мы видим орла (Солнце) побеждающего зайцев (Луна, ночь). То есть в широком смысле торжество света над тьмой, добра над злом, а в более узком, - победа царя над врагами. Что вдвойне интересно, орлино-зайцевый барельеф в Сатанове даже стилистически очень похож на своего древнего предшественника с Хаттуса!
Напоследок расскажем еще об одном чрезвычайно интересном "заячьем" сюжете с насыщенной и древней историей.
"Три зайца" на надгробии женщины важной, скромной, госпожи Ривки дочери "учителя нашего раввина Элиэзера Зусмана"
Изображение-головоломка с тремя бегущими по кругу зайцами в еврейском сакральном искусстве тоже довольно традиционное. На первый взгляд, каждый заяц здесь самый обыкновенный. Четыре лапы, куцый хвост и два длинных уха... Но одновременно каждый из зайчиков совершенно безухий — его уши принадлежат соседям! Такие зайцы довольно часто встречаются в декоре синагог (той же Ходоровской, например) или как украшение манускриптов. А вот на мацевот заячье трио - редкость. Такие памятники можно увидеть только в Сатанове и соседних с ним Городке и Смотриче.
Медальон "три зайца" на пюпитре из Сатановской синагоги
Прежде чем попасть на берега Збруча косоглазые совершили довольно длительное и утомительное путешествие
Свой поход длинноухие начали с Дуньхуаня. Это город в одноименном оазисе, что в пустыне Гоби, китайская провинция Ганьсу. Оазис известен тем, что здесь берет свое начало знаменитый Великий Шелковый Путь. Именно по нему зверьки и припрыгивали в Европу. Кроме того, на окраине Дуньхуана расположен памятник Всемирного наследия ЮНЕСО, древний буддистский пещерный монастырь Цяньфодун.
Пещерный монастырь Цяньфодун - родина "Трех зайцев"
В пещерах Цяньфондуна и были найдены самые древние изображения "заячьей головоломки". Известно более десятка фресок, датированных VI-Х веками н. э. Скорее всего таких изображений было гораздо больше, а самые первые были намного древнее. Но учитывая, что пещеры выдолблены в мягком песчанике, - самые старые тоннели и залы разрушены обвалами.
Мчащиеся по кругу зайцы в буддистской традиции символизировали бессмертие, бесконечность и бег времени, а также традиционную в этой религии реинкарнацию душ. Кроме того, образованный ушами треугольник символизирует триединство Неба, Земли и Человека. Сами зайцы в отдельности символизировали хранителей бессмертия. Следует заметить, что в Восточной традиции заяц весьма почитаемое животное и в его честь даже назван один из годов 12-летнего цикла.
От пещер Цяньфодуна заячье трио "попрыгало" на Восток и Юг. С буддистскими монахами этот сюжет проникает в Японию, на Тибет и в Индию. Одновременно по Шелковому Пути куцехвостая троица отправилась в длительное путешествие на Запад. Об одной из "промежуточных" остановок на этой нелегкой дороге ярко свидетельствуют украшенные заячьей головоломкой монеты, отчеканенные в 1265-1282 г.г. чингизидом (т. е. потомком Чингиз-хана) Абака-ханом, правившим государством Хулагидов (территория современных Ирана и Кавказа). Таких же зайчиков на своих монетах в 1281-1282 годах чеканил и еще один чингизид – Хубилай-хан.
Зайцы на фресках монастыря и на монете чингизидов.
Далее был исламский Ближний Восток, где сюжет "три зайца" стал очень популярным в арабском декоративно-прикладном искусстве. Значение символа здесь оставалось таким же, как и у буддистов. В самом конце XIII века зайцы наконец проникают в Западную Европу и тут же массово "разбегаются" по континенту, что твои кролики по Австралии.
В христианской Европе древний буддистский символ получает новое значение и становится воплощением ...Святой Троицы. Если присмотреться - то становится понятно почему. Каждый зайка - сам по себе, но все вместе - они одно целое. Кроме того здесь наложилось первичное значение - бесконечность, бессмертие, единство Неба, Человека и Земли.
Еще одна мацева с тремя зайцами. Сатанов, начало XIX века.
Изображение "склеенных" общими ушами зайцев становится популярным украшением в декоре христианских храмов. В немецком Падерборне зайцы даже стали символом города. Главным историческим и духовным памятником Падерборна является величественный готический собор в честь Девы Марии и святых Либориуса и Килиана. Изюминка храма - "окно трех зайцев". Оно датируется началом XVI века. Сегодня "три зайца" являются таким же символом этого города, как "писающий мальчик" - Брюсселя, Св. Владимир - Киева или Дюк - Одессы.
Окно "трех зайцев" и украшенная зайцами городская бонна в 25 пфеннигов,1920 г.
Когда именно буддистско-исламско-христианская заячья троица "прошла гиюр" - сказать сложно, но уже в XVI веке они занимают полноправное место в еврейском сакральном искусстве. Естественно с изменением, а точнее дополнением внутреннего содержания. В еврейской традиции кроме бега времени, бесконечности и бессмертия души три зайца стали символизировать еще и трех патриархов - Авраама, Ицхака и Яакова.
Не исключено, что в иудаизме, как и в буддизме, бегущие зайцы также стали визуальным воплощением понятия о реинкарнацию души. В Каббале существует понятие "Гилгул" (гильгуль)— переселение души умершего в живое тело или даже в камень, иногда многократное - т.е. реинкарнация. Это рассмотрено в книге знаменитого раввина Ицхака Лурии "Шаар ха-гилгулим" (Врата реинкарнаций), составленной его учеником раввином Хаимом Виталем. Реинкарнация эта происходит не всегда, а в отдельных случаях. Например, чтобы дополнить какую-нибудь недостающую для полного исправления души заповедь, или же для помощи другим — показать им путь и помочь в их исправлении.
P.S. Безжалостное время постепенно уничтожает уникальнейший Сатановский некрополь. Сегодня, при всем желании, уже не найти значительную часть потрясающих мацевот XVII-XVIII веков, которыми можно было полюбоваться еще в девяностых. Причина банальна - кладбище находится на холме и грунт здесь, пусть и медленно, но "ползет". Стела сначала наклоняется (это видно на фото), а после падает и хорошо если не раскалываясь. Проходит несколько лет и шедевр древних камнерезов "съедает" земля.
Сегодня этим потрясающим памятником 1799 г. можно полюбоваться только на фотографии (фото The Center for Jewish Art )
Автор давно вынашивает идею о проведении в Сатанове международного молодежного летнего лагеря, в котором бы приняли участие студенты Украины, Израиля, Западной Европы и США (чем больше стран - тем лучше). При чем, чтобы это были не только евреи. От Украины, например - студенты исторических факультетов.
Сатанов - курортный поселок, здесь есть где разбить палатки, есть где отдохнуть, есть на что посмотреть. Чудесная природа, чистые воды Збруча, потрясающие пейзажи...
Отдых, естественно, должен быть совмещен с полезным и интересным делом - приведением уникального некрополя в порядок - укреплением еще не упавших стел, очисткой памятников от мха, лишайников и уродливых белил. Упавшие стелы нужно извлечь из под слоя дерна и, по возможности, поставить. Обломки - собрать в одном месте. Под руководством опытных специалистов по иудаике провести каталогизацию.
Результатом такого лагеря станет не только приведенное в порядок уникальное кладбище и возвращенные людям шедевры древних мастеров. Еврейская молодежь сможет прикоснуться к истории своего народа и внести посильный вклад в сохранение его культурного наследия. Украинские студенты-историки (будущие учителя), смогут ближе ознакомиться с историей и культурой народа, веками жившего рядом с украинцами, а потом донести эти знания до своих учеников. Общая работа и отдых представителей разных национальностей также будут способствовать укреплению межнационального мира.