Created with Sketch.

Миссия милосердия

13.07.2010, 10:40

«Я люблю бездомных», — сказала мне католическая монахиня Агнешка. Чтобы понять, что именно стоит за признанием в любви к обездоленным, в минувшие выходные я отправилась в ночлежку и детский центр, говорила с бездомными и ела у костра вместе с «трудными» детьми, ставшими завсегдатаями центра «Каритас-спес».

Бездомные, одинокие беременные женщины, беспризорные, дети из неблагополучных, неполных, бедных и временно находящихся в трудных ситуациях семей — эти люди, проживающие в Бердянске, больше 10 лет назад стали объектом внимания общественной организации «Каритас-спес». Приехавший в Украину 12 лет назад католический священник Здислав Зайонц не предполагал, что, помимо организации прихода и строительства костела, ему придется создавать ночлежку, кормить наших бездомных, заниматься воспитанием наших детей, вычеркнутых украинской школой из нормальной жизни с пометкой «трудный».

Не правда ли, для облегчения собственного отношения к проблеме, многие из нас объединили всех этих людей в одно необъединяемое целое, назвав их «асоциальными элементами», а причины потери жилья, которые у каждого — свои, назвали просто «способом жизни»? «Я люблю бездомных», — сказала мне католическая монахиня Агнешка. Чтобы понять, что именно стоит за признанием в любви к обездоленным, в минувшие выходные я отправилась в ночлежку и детский центр, говорила с бездомными и ела у костра вместе с «трудными» детьми, ставшими завсегдатаями центра «Каритас-спес».

Субботний обед

Не совсем чистые и не совсем трезвые, от 20 до 100 человек бездомных в разное время года приходят каждую субботу в сквер за домами, расположенный на бульваре Гайдара, чтобы получить хлеб и большой пол-литровый пластиковый стакан горячего супа. Одиннадцать лет подряд по субботам свежесваренный обед сюда привозит полевая кухня «Каритас-спес». Перед получением пищи, которая является для многих из приходящих основной и единственной горячей едой на несколько дней, они исправно выстраиваются в очередь и ждут, когда все вместе прочитают «Отче наш»…

Потом, сидя прямо на траве, они с жадностью поглощают суп. Подходит отец Здислав. Его тут же окружили люди, который пришли за едой. Называя его «отцом» они просят поговорить то с одним, то с другим. Одна из женщин протягивает раздатчице обрезанную пластиковую бутылку:
— Налейте сюда. Это — в больницу, — говорит она.
— Можно и мне еще? — раздались голоса.

Можно, всем можно. Не отказывают никому. Пока едят бездомные, подтягиваются люди из близлежащих домов. У них явно есть жилье, но точно также явно, что нет средств есть досыта. Они пришли со своими кастрюльками.
— Дадите мне супа? — спрашивает пожилая женщина.
— Да. Давайте, во что, — отзывается раздатчица.

Отец Здислав протянул мне стакан:
— Хотите попробовать? — улыбается. — Говорят, что мы кормим бездомных «какой-то похлебкой»…
Я согласилась. Суп с картошкой и макаронами, заправленный луком и морковью, был вкусным.

— Хотите поговорить? — обращаюсь к одной из женщин с травмированной рукой. Не дождавшись очередного вопроса, она сказала:
— Я так благодарна отцу Здиславу. Он помог мне лекарствами, когда я потеряла руку, и едой помогает всегда. Я так ему благодарна, спаси Господи, за все…
— Меня зовут Галина. Я прихожу сюда часто, — говорит вторая женщина без возраста, очень худая. — Мне отец Здислав помог одеждой. И не только мне. Многим здесь. Если бы не эта еда, я не знаю, что бы делала.
— Вы католичка? — поинтересовалась я.
— Католичка? Нет, я не католичка, я православная… За все мы благодарны Богу, слава Богу за все…
— А я к пятидесятникам хожу, — включилась в разговор еще одна пришедшая поесть, — сюда прихожу несколько месяцев. Зимой хорошо, что еда горячая.
— А я никуда не хожу, — отозвалась женщина, сидевшая на траве. Доедая суп, она добавляет: — Я к Здиславу прихожу. Без этой еды умерла бы, или не знаю, что…

Мужчин, с жадностью доедавших картошку со дна пластикового стакана, разговорить не удалось.
— Можно с Вами поговорить наедине? — на меня смотрит молодая женщина. — Не смогли бы Вы дать мне 10 гривен? Там, где я живу… То есть, я не из Бердянска, но мне надо заплатить…Я сама из Енакиево. Я уехала, убежала оттуда… — слезы стоят в ее глазах.
— А где же Вы живете здесь? — протягиваю ей деньги.
— В подвале… Там надо платить. Спасибо.

За моей спиной отец Здислав в это время разговаривает с уже немолодой женщиной.
— Я приехала из Чернобыля. Не было ни жилья, ни работы. Вот отец помог, — обратилась она ко мне. — Мы здесь никому не нужны.

Субботник на Пионерской

А на утопающей в буйной майской зелени территории центра «Каритас», который расположен на Пионерской, шел субботник. В парке «Каритас-спес», где больше 10 лет находилось никому не нужное здание детского сада, рассыпаны глиняные фигурки гномиков и зверюшек. Много цветов. Есть детская площадка. Все дышит любовью к людям. В здании центра, сделан ремонт, занимаются дети. Не только и не столько католики, а все дети, родители которых обратились в центр за помощью.

Как рассказал о.Здислав, они попросили прийти помочь привести в порядок двор и парк родителей детей, занимающихся в центре. Пришло больше 60 семей — родители с детьми.

— Вся территория была в людях, — рассказала сестра Эва, — пришло очень много. Все — с детками. С каждым годом их у нас становится все больше и больше. Мы хорошо поработали. Всего за два часа мужчины сменили песок в песочнице, а это — три куба, — рассказывает монахиня Эва. — Дети помогали родителям убирать территорию. Это — родители тех детей, которые занимаются у нас. Представляете, пришли семьи и все дружно работали! Это очень хорошая возможность побыть семье вместе, вместе провести время за общей работой.

После субботника все собрались вокруг большого костра есть приготовленные на нем колбаски, казавшиеся и мне необыкновенно вкусными.

Для «Каритаса» нет «трудных» детей

— Мы, взрослые, — говорит сестра Агнешка, — должны ежедневно спрашивать себя, что мы делаем для того, чтобы подарить детям счастливое детство. Все наши взрослые удачи и неудачи выплывают из детства, из среды, в которой мы чувствовали любовь и родительскую заботу или ощущали нехватку такой любви. Дети — это благодать, это — будущее наших корней и будущее Украины. Поэтому это — самое большая ценность.

Пашка и Наташка

— Мы занимаемся всем и несколькими направлениями сразу, — рассказала монахиня Агнешка. — И приходится браться за все, потому что люди идут и идут к нам со своими проблемами. Обычно, организации выбирают для работы определенные направления. Мы же не хотим никому отказать. Мы кормим бездомных, занимаемся с трудными детьми, помогаем беременным женщинам справиться с одиночеством, помогаем другим людям, попавшим в беду. Но, к сожалению, иногда приходится отказывать, так как абсолютно всем нуждающимся помочь мы просто не в состоянии. Но мы очень радуемся, когда кто-то, глядя на наши дела, тоже стремится помочь нуждающимся.

Две истории людей из многих, которым помог «Каритас» — история Пашки и Наташки.
26-летний Павел вернулся после второй отсидки. Первый раз — ограбление магазина, второй  — кража мобильного телефона. Пришел в центр «Каритас-спес» и попросил поработать за еду и жилье. Пашка не знает своих родителей. С младенчества — в приютах и в интернатах. Выпускник нашего интерната. Ни работы, ни жилья. Улица. Тюрьма. Такова его жизнь.

— Я не хочу больше туда, — говорит он мне. — Хочу работать, жить нормально. Даже не выхожу с территории, чтобы не было искушения снова украсть. Попробую начать другую жизнь.

Сестра Агнешка говорит, что все им довольны и очень переживает за Пашку.

Наташа оказалась 49-летней женщиной. Она не видит и не может ходить. Ее оставили в центре, потому что ее выгнал собственный сын. «Каритас» сделал все возможное, чтобы облегчить ее участь.

— Мы собрали анализы с большим трудом, потому что Наташа — слепая и неходячая, — говорит сестра Агнешка. — У Наташи — целый ряд сопутствующих заболеваний и она считается бездомной при наличии сына. Наташа совершила в жизни много ошибок, но сейчас она — больная и нуждается в ежедневной заботе. Поэтому на эту ситуацию стараемся ответить. Как сообщили врачи, Наташе осталось жить несколько месяцев. Так как она является православной христианкой, в последний путь ее подготовил православный священник, которого мы специально для этого пригласили к ней.

Наташа или Наташка, как ее называют ласково в центре, не помнит, сколько ей лет и очень хочет домой. Она надеется, что сын приедет за ней, несмотря на то, что, собственно, и выгнал мать после смерти отца. Наташа с мужем работала на «Азовкабеле». Там же сейчас работает сын. В 30 с лишним лет она оказалась ненужной ему.

— Когда людям нужна помощь, мы оказываем ее не спрашивая, католик ли он? — говорит сестра Агнешка. — У нас неоднократно бывали такие случаи, когда к умирающим людям мы приглашали православного священника, чтобы человек примирился с Богом перед смертью. Не все люди, которые помогают центру, католики. В Бердянске многие являются православными христианами. Но это не означает, что пришедшие к нам за помощью, будь то беременная женщина или бедная семья, бездомный или больной, — получают эту помощь в зависимости от его вероисповедания. Я люблю бездомных. На наших глазах люди, которые были бездомными, вернулись к жизни, сейчас работают, снимают жилье. Мы многим людям, которые приходили к нам в ночлежку, помогли вернуться к нормальной жизни сделать паспорта. То, чем мы занимаемся, это — наше призвание.

Воскресный обед

В воскресенье шел дождь. Однако к 14-00, чтобы получить горячий суп, в костел пришли около 50 бездомных. Они четко знают, что место и время такого обеда из года в год неизменно, поэтому собираются вовремя. На обед — гречневый суп и хлеб. Хлеб разносит монахиня католического Ордена Ноэми. Она монашествует и помогает бедным уже 13 лет. С миссией милосердия сестра Ноэми побывала в Белоруссии, России, Германии. В ноябре ее позвали на Украину, в Бердянск. Орден научил ее быть выносливой и милосердной. Через ее судьбу прошли тысячи бездомных, голодных, больных. Она помогает людям. Говорит, это — ее призвание.

В Польше, откуда приехали в Бердянск монахини: сестра Елизавета, сестра Ноэми, сестра Эва, сестра Ангешка, при католических приходах работает 129 женских Орденов, объединяющих более 25 000 монахинь, которые учат милосердию женщин, способных ради помощи нуждающимся и обездоленным на волонтерских началах помогать там, где их помощь будет нужна. Сестра Ноэми, еще будучи школьницей Беатой, готовилась стать швеей. В 21 год она поняла, что ее призвание — служить Господу, помогая людям. 20-летней Беаты больше не стало, а монахиня Ноэми ездит по призванию ее Ордена, куда зовут — помощь нужна всем: бездомным, молоденьким беременным, которых выгнали из дома, старикам, инвалидам.

Что важнее?

— Откуда деньги на обеды? — спрашиваю у отца Здислава Зайонца.
— Если у тебя мало денег — помоги тому, у кого их нет, — улыбается о.Здислав. — Находим. Помогают и бердянцы, и люди из других регионов, других стран. Мы рады любой помощи — деньгами, продуктами, одеждой.

Отец Здислав за 12 лет служения в Украине повидал многое, но ко многому так и не привык.
— В Польше тоже есть бездомные, — рассказывает о.Здистав. — Их немало и их тоже кормит церковь. В Германии — тоже. Но там нет проблемы с продуктами. Многие супермаркеты легко отдают продукты, у которых скоро истекает срок годности церкви. Попробовал обратиться с таким предложением в некоторые супермаркеты — сказали обращаться в Запорожье, Днепропетровск, так ничего и не получилось. Еще в Польше в магазинах выставляют тележки с табличкой — «Помоги бездомному». Человек знает, где они стоят — купил, например, хлеб себе и второй — бездомному. К вечеру этих тележек много и они полны продуктов.

«Деловой» попытался помочь «Каритас спес». Начали с обзвона бердянских производителей хлеба. Нужно 15 буханок, раз в два дня. Один руководитель отказал сразу, второй — обещал подумать. «Каритасу» нужны крупы, овощи, мясопродукты — продолжаем искать тех, кто может помочь.

Отец Здислав неохотно отвечает на вопросы о том, чем еще занимается костел и «Каритас». Говорит, что обеды — это только вершина айсберга, а рекламировать остальное не хочет по двум причинам. Опасается как наплыва нуждающихся в помощи, так и обвинений в том, что все это делается ради привлечения в католики. Глядя на то, кто приходит на обеды, становится понятно, что этот «контингент» — не самое «выгодное приобретение» католической церкви.

Отца Здислава удивляют аргументы тех, кто говорит, что христианство — это не столько кормить людей материальной пищей, а давать им только пищу духовную. Он считает, что духовную пищу не обходимо давать, но, при этом, не забывать и о материальных нуждах людей.

— Если человек умирает от голода, как узнать — угодно Богу, чтобы он умер или жил? — задает риторический вопрос отец Здислав. — Будет жить — может изменить жизнь. У нас есть случаи, когда бездомные, пожив у нас, находили жилье, работу. Был и другой случай. Ходил к нам мужчина, потом перестал. Спросили у других, где он? Говорят, а он там, в гаражах, умирает. Мы поехали, долго искали его между гаражами. Нашли в щели между двумя стенками гаражей, вызвали «скорую». И она отвезла его в больницу. Через три дня он умер… Но умер, как человек — в постели, среди людей, а не как животное, под забором. Его и похоронили как человека, а не объеденное крысами существо.

Отец Здислав благодарит всех, кто помогает в этой миссии милосердия: Управление труда и социальной защиты, центр «Забота», скорую помощь, многих врачей, милицию, граждан Бердянска. Все эти люди — разных вероисповеданий. Отец Здислав отдельно благодарит тех православных священников, которые не отказали прийти и приготовили нескольких умирающих бездомных в последний путь.

— «Спешите любить друг друга, потому что люди так быстро уходят», — сказал польский поэт Ян Твардовский, — говорит отец Здислав. И добавляет:
— «Люди говорят, что время — это деньги, а я Вам говорю: время — это любовь», — сказал архиепископ Вышинский. ?

Ірина АННІНСЬКА. - "Бердянск деловой", 20 травня 2010 року (рос.)

Читайте також