Created with Sketch.

На окраинах церковной империи

26.07.2010, 09:35

После распада СССР ощущение единства того пространства, которое принято называть «империей» – дореволюционной или советской, – сохранилось, пожалуй, только в Русской Церкви.

Монолитность русского православия и разнообразие политических реалий в странах СНГ

После распада СССР ощущение единства того пространства, которое принято называть «империей» – дореволюционной или советской, – сохранилось, пожалуй, только в Русской Церкви. Но насколько прочно это ощущение? Даже на словах все неоднозначно. С одной стороны, Патриарх Кирилл раз за разом говорит о наследовании независимыми славянскими государствами Святой Руси князя Владимира. С другой – бывая за рубежами России, подчеркивает, что Московский Патриархат учитывает фактор политического суверенитета этих государств.

На деле все еще сложнее. События последних двух недель на южных и западных окраинах СНГ, связанные с церковной жизнью и политикой, показывают, в каких сложных условиях, далеких от розового имперского мифа, приходится действовать Московскому Патриархату. В зависимости от обстоятельств официоз РПЦ то дистанцируется от инициатив местных епархий, то, наоборот, оказывает им всяческую поддержку.

Смена власти в Молдове лишила местную митрополию РПЦ благорасположения администрации, которым было отмечено президентство Владимира Воронина, зато дала возможности для более широкого политического маневра. Создается впечатление, что Кишиневская митрополия готова в полной мере участвовать в политическом процессе. При поддержке Кишиневского митрополита Владимира (Кантаряна) бывший министр обороны Молдовы Валерий Пасат за считанные недели стал одним из серьезных претендентов на президентское кресло на будущих выборах. Бывавшие в Кишиневе отмечают огромное количество плакатов, на которых митрополит и политик изображены вместе. В середине июня даже прошла информация, что Пасат намерен создать политическую православную партию, а Синод Молдавской Церкви его поддерживает. Правда, позже стало известно, что бывший министр обороны не создает новую партию, а возглавил существующую с 2006 года Партию гуманистов. Поддерживает митрополия и инициативы Пасата по введению повсеместного обучения основам православия в школах страны.

«Православная Церковь решает сама, когда, в какой форме и в каких целях вовлекаться в политический процесс. Многовековая история нашего православного народа знает множество примеров, когда подобное вовлечение Церкви имело благотворное влияние, заставляя политиков приводить свое поведение в соответствие с потребностями и жизненными интересами населения», – ответил Синод на протесты политиков западнической ориентации. А такие протесты последовали незамедлительно. Исполняющий обязанности президента Молдавии Михай Гимпу подверг критике Молдавскую митрополию за то, что она, по его словам, не самостоятельна, а является лишь «филиалом Русской (Церкви. – «НГР»)». «Церковь, которая поддерживает определенные политические силы, нарушает собственный устав», – заявил журналистам Гимпу. Первый вице-спикер парламента Молдавии, лидер альянса «Наша Молдова» Серафим Урекян призвал митрополита Владимира «подать в отставку». Также выразил свое возмущение Московскому Патриархату и бывший президент Владимир Воронин. Он был очень разочарован тем, что РПЦ поставила на будущих выборах не на него, а на нового кандидата, хотя экс-президент оказывал Московскому Патриархату существенную поддержку в соперничестве с Бессарабской митрополией Румынской Православной Церкви, которая с 1992 года вносит раскол в духовное единство православных молдаван.

Довольно скорая реакция последовала и с церковной стороны. Кажется, у Москвы появился еще один конкурент кроме Бессарабской митрополии. Министерство юстиции Молдовы сообщило журналистам, что в ведомство поданы документы на регистрацию автокефальной Митрополии, которая не будет зависеть ни от Русской, ни от Румынской Православных Церквей, но будет сотрудничать с Константинопольским Патриархатом.

Однако первую, совсем небольшую победу Русской Церкви в Молдове и связанным с ней общественным силам, несмотря на сопротивление оппонентов, все же удалось одержать. В конце июня правительство страны постановило, что школьники с 4-го по 11-й класс будут изучать православную культуру, правда, в факультативном режиме. Причем компромиссное решение принято, по словам министра просвещения Леонида Бужора, только после консультаций с различными религиозными организациями, в том числе и Бессарабской митрополией РумПЦ.

Если в Молдове Церковь с головой ушла в стихию свободной политической конкуренции, то в Украине при новом президенте она пользуется всеми преимуществами, какие дает близость к правящей партии. При этом власти иногда приходится выслушивать упреки в пристрастности новой украинской политики в отношении Церквей. Председатель Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий Юрий Решетников заявил на пресс-конференции 25 июня, что президент Виктор Янукович с самого начала пребывания в должности отметил свое одинаковое отношение ко всем имеющимся в Украине религиозным организациям. Решетников сообщил, что президент действительно отдает предпочтение Московскому Патриарху – но только как частное лицо своему духовному пастырю. Однако наблюдатели отмечают, что Янукович не участвует в мероприятиях других Церквей. Скажем, бывшие президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко демонстрировали свое внимание Киевскому Патриархату, Украинской Автокефальной Православной Церкви и Греко-Католической Церкви более явно. Как только Янукович стал президентом, сошли на нет попытки УПЦ МП наладить диалог с «раскольническими» Церквами. Начало этого диалога активно обсуждалось в СМИ прошлым летом.

Активисты националистического движения УНА-УНСО заявили 30 июня, что готовятся сорвать визит Патриарха Кирилла в Украину, запланированный на третью декаду июля. Священнослужитель Киевского Патриархата протоиерей Сергей Ткачук обратился к украинским радикалам: «Церковь призывает вас, нашу паству, проявить сознательность, мужественность и достойно встретить непрошеного гостя, который нагло, по-татарски рвется на нашу украинскую землю. Кирилл хочет построить в Украине «русский мир». Если мы этого не хотим – то мы не только не позволим построить в Украине «русский мир», но сделаем все для того, чтобы этот «русский мир» исчез». Сам Киевский Патриарх Филарет (Денисенко) в тот же день призвал Патриарха Кирилла не делать в Украине политических заявлений.

Даже там, где православных верующих совсем немного и они полностью отождествляют себя с Русской Церковью, Московский Патриархат ожидают трудности. В странную, загадочную историю оказалась замешана РПЦ в Закавказье. В городе Степанакерт, административном центре Нагорного Карабаха, 18 июня был заложен русский православный храм. В церемонии принимал участие сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Александр Васютин. Видимо, из-за сходства имен некоторые СМИ допустили ошибку, «отправив» в непризнанную республику епископа Бакинского и Прикаспийского Александра (Ищеина). Последовала резкая реакция МИД Азербайджана, а также Бакинской епархии. Вскоре после этого епископ Александр дал интервью информационному агентству The First News, в котором очень комплиментарно отозвался о политике властей Азербайджана в отношении религиозных общин. Видимо, это интервью, не упоминая напрямую об ошибке журналистов, должно было сгладить неприятное «послевкусие» от нее.

Разговор корреспондента «НГР» с зампредседателя ОВЦС МП игуменом Филиппом (Рябых) оставил впечатление, что в «церковном МИДе» также очень раздосадованы этим казусом. Однако игумен Филипп так и не ответил на вопрос нашего издания, зачем ОВЦС понадобилось отправлять своего сотрудника со столь неполиткорректной миссией, особенно на фоне того, что РПЦ на весеннем саммите религиозных лидеров в Баку представила себя в роли миротворца и посредника между азербайджанцами и армянами. Стоило ли создавать неловкую ситуацию ради духовных потребностей 200 православных верующих, которых насчитала в Карабахе местная русская община? В воздухе повис вопрос о координации деятельности между аппаратом Патриархии и местными епархиями, особенно в ближнем зарубежье, а также продуманности некоторых шагов РПЦ. Хотя освящал закладной камень русского храма не епископ, а другой Александр, но именно этот священник, по свидетельству одного из сайтов армянской диаспоры в России, еще в апреле высказывался достаточно резко в отношении событий 1915 года в Османской империи: «Это был не только геноцид армянского народа, это было убиение всего человечества»

Продолжая говорить о едином духовном пространстве русского православия, на деле РПЦ приспосабливается ко всему многообразию политических систем и ситуаций в тех странах, на которые распространяется ее омофор. Проблема в том, что политический маневр Русской Церкви не всегда удается, и не последнюю роль в этой неповоротливости играет взваленный ею на свои плечи тяжкий груз «имперского» мышления, подразумевающий снисходительное отношение к «малым сим» среди религиозных общин и организаций.

Андрей Мельников. — "НГ-религии", 21 липня 2010 року (рос.)

Читайте також