Created with Sketch.

Наша Церковь не боится испытаний

30.07.2010, 18:29

Визит прошел в новой политической ситуации, когда отношения между государственным руководством Украины и России носят уже не конфронтационный, а партнерский характер. Еще одной отличительной особенностью визита было его подробное освещение в украинских СМИ и, прежде всего, центральными телеканалами. Слово Патриарха Московского услышали миллионы людей, в том числе православные верующие, не принадлежащие к Русской Церкви.

Автор: Архиепископ Уманский Иоанн (Модзалевский)

РвУ: Закончился визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Чем этот визит отличался от его предыдущих визитов?

А.И.: Визит прошел в новой политической ситуации, когда отношения между государственным руководством Украины и России носят уже не конфронтационный,  а партнерский характер. Еще одной отличительной особенностью визита было его подробное освещение в украинских СМИ и, прежде всего, центральными телеканалами. Слово Патриарха Московского услышали миллионы людей, в том числе православные верующие, не принадлежащие к Русской Церкви.

РвУ: В преддверии визита Патриарха Кирилла официальные структуры РПЦ МП утверждали, что визит носит чисто пастырский характер. Насколько это подтвердилось в ходе визита?

А.И.: Официальный формат визита, конечно же, был пастырский. Святейший Патриарх проповедовал Слово Божие, совершал богослужения, общался с епископатом, священством, паствой. Вместе с тем некоторые заявления Святейшего имели политическое значение, будучи обращены к украинскому политикуму и обществу в целом.

Патриарх Кирилл – приверженец и популяризатор идеологии «русского мира». Он рассчитывает, что популяризация в обществе единых духовных традиций православия будет способствовать реинтеграционным процессам в постсоветских странах. В частности, политическому сближению Украины, России и Беларуси.

Однако, ситуация в России и Украине различна. И те идеи, которые с одинаковым воодушевлением воспринимаются в Москве, Петербурге и Новосибирске, вызывают различную реакцию в Донецке, Киеве и Львове. Это связано с региональным разнообразием Украины, с тем, что страна все еще находится в состоянии цивилизационного выбора.

Сейчас проходит процесс осмысления визита – высказываются эксперты, свои оценки дают представители и лидеры конфессий, поэтому говорить сегодня о его формате, о том, насколько в нем была значима пастырская доминанта, а насколько политическая – преждевременно.

РвУ: Как Вы прокомментируете Обращение Синода РПЦ МП к так называемым «раскольникам», значит, в том числе и к Вам ?

А.И.: Нам отрадно, что священноначалие Русской Церкви сделало такое заявление. Отрадно, что оно свидетельствует о том, что Патриарх и Священный Синод имеют твердое желание уврачевать раскол в Украине. Однако, мы надеемся, что это заявление не будет последним, и что в ходе дальнейшего обращения к украинской проблематике Русская Церковь не только будет говорить о воссоединении, но и предложит реалистические, жизнеспособные модели преодоления разделения.

Некоторые эксперты Московского Патриархата полагают, что в Украине может сработать так называемый «болгарский вариант», что для восстановления церковного общения достаточно лишить Киевский Патриархат и УАПЦ юридического статуса. Это – глубокая ошибка. Политический фактор не является основополагающим в возникновении церковных разделений в Украине, его роль не стоит переоценивать.

Конечно же, так легче представлять себе ситуацию, глядя из Москвы, но на самом деле это не соответствует действительности. Церковное разделение – это результат цивилизационного разнообразия Украины, различных культурных предпочтений, ориентаций на различные традиции мирового Православия. Западная и Центральная Украина не просто хотят иметь свою поместную Церковь. Духовенство и паства этих регионов ориентированы на опыт европейского Православия, пастырский опыт Константинопольского Патриархата.

Заставить миллионы людей насильно вернуться в Русскую Церковь – задача не из легких. Вернее, она вообще нереалистична. Ее невозможно решить, не прибегая к репрессивным средствам – насильственному изъятию храмов, арестам духовенства и тому подобное. Ситуация в Болгарии была иной. Альтернативная патриарху Максиму Церковь не была многочисленной. Ее возникновение и развитие скорее было результатом внутрицерковной политической интриги. Там были ситуативные политические причины для разделения. А в Украине существует постоянный и объективный фактор – отличающаяся от России культурная, а, частично, и цивилизационная ситуация.

Украинская Автокефальная Православная Церковь и Киевский Патриархат – это миллионы людей. И заставить их поменять юрисдикционную принадлежность – невозможно ни для епископата, ни, тем более, для государства. Давление, насилие – вызывают только обратную реакцию. Наша Церковь не боится политического давления и испытаний, они только сделают нашу Церковь более сильной и сплоченной.

Таким образом, подводя итог, я хочу сказать, что мы с удовлетворением восприняли сам факт появления такого заявления, но ожидаем, что в дальнейшем оно получит свое продолжение. Как можно понять из Обращения Священного Синода, Русская Церковь готова в будущем рассматривать вопрос об адекватной форме воссоединения клириков и мирян УАПЦ и УПЦ КП к Московскому Патриархату. Но проблема не в том, что не найдена адекватная форма. Проблема в том, что наша паства не согласна на механическое присоединение к Русской Церкви. А что может сделать иерархия без поддержки и доверия паствы? Церковь не предполагает «диктатуры» епископата и «молчаливого смирения» паствы. Мы – единый евхаристический организм. И епископ, и рядовой член евхаристического собрания причащаются от одной Чаши.

РвУ:  Ваша Церковь решила на последнем Архиерейском Соборе возобновить диалог с УПЦ МП? Что конкретно делается в этом направлении и какова конечная цель диалога?

А.И.:  Цель нашего диалога с УПЦ как его видит наша Церковь – это не обсуждение условий, на которых мы можем войти в состав Московского Патриархата, а нормализация наших отношений, выработка дружественного формата отношений между нашими Церквами. Мы обновили состав нашей комиссии по диалогу и ожидаем, что до осени удастся провести новый раунд переговоров.

РвУ:   Также в одном из постановлений Собора говорится о том, что УАПЦ будет позиционироваться в ходе переговоров как Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Воспримет ли этот статус противоположная сторона без подтверждений из Константинополя и не означает ли это некоторого отказа от автокефалии?

А.И.:  Наша Церковь уже окончательно выбрала свой стратегический путь развития. Это – временное вхождение в состав Константинопольского Патриархата и ориентация на европейское православие. Никаких отходов от этого пути развития не предвидится. УАПЦ будет действовать последовательно и логично. Именно поэтому мы приняли постановление, из которого явствует, что поминовение Вселенского Патриарха будет осуществляться в нашей Церкви до момента получения канонической автокефалии. В диалоге важна честность. Мы действуем честно и открыто, демонстрируя своим партнерам по диалогу, что нашей целью в нем является не вхождение в состав Московского Патриархата, а нормализация отношений.

В отношении признания Константинополем. Мы не хотим, чтобы кто-то в Москве обманывал себя, что наша Церковь не сможет его дождаться. Мы будем ждать столько, сколько понадобится. Русская Церковь ожидала канонического признания 151 год, находясь в расколе. Мы не находимся в расколе. И видимое тому свидетельство – возношение имени Вселенского Патриарха Предстоятелем УАПЦ. Поэтому у нас нет никаких комплексов «канонической неполноценности», и нам не нужно «догонять уходящий поезд». Повторяю, мы будем ждать признания до тех пор, пока оно официально не будет провозглашено.

Теперь об автокефалии. Наша Церковь самопровозгласила Киевский Патриархат в 1990 году, но он – как и автокефалия – не был признан Константинопольским Патриархатом и другими Поместными Церквами. Поэтому на последнем Соборе мы и приняли решение, согласно которому наш первоиерарх Митрополит Мефодий будет осуществлять поминовение Вселенского Патриарха.

Это не означает, что мы отказываемся от своих канонических прав или автокефалии Украинской Церкви как стратегической цели. Наша цель иная – мы выработали канонический механизм, который позволяет нам выйти из церковной изоляции, находиться в видимом молитвенном и евхаристическом общении со Вселенским Патриархом, а через него и со всем мировым православием. УАПЦ уже прошла значительную часть своего пути к каноническому признанию. Теперь официальное вхождение нашей Церкви в состав Константинополя – это только вопрос времени. Мы будем терпеливо ждать, когда ситуация в мировом православии позволит Константинополю официально признать нас частью своего Патриархата.

РвУ: Каковы, по Вашему мнению, общие результаты визита Патриарха Кирилла в Украину? Какие могут быть последствия визита Патриарха Кирилла в Украину?

А.И.:   Визит Патриарха Кирилла стал событием для Украинской Православной Церкви. Глава УПЦ Митрополит Владимир является авторитетнейшим церковным иерархом  в Украине, и состояние его здоровья позволяет ему полноценно осуществлять свое служение как Предстоятеля. Вместе с тем, очевидно, что в Московском Патриархате проходят процессы поиска новых церковных лидеров, которые в будущем смогут претендовать на должность Предстоятеля УПЦ. Регионы, которые посетил Святейший Патриарх Кирилл в свою прошлогоднюю и нынешнюю поездки – это епархии, где осуществляют служение наиболее влиятельные в УПЦ иерархи. С этой точки зрения поездки Святейшего можно рассматривать как способ удостовериться в авторитетности и эффективности того или иного регионального церковного лидера. Дерзну предположить, что эта же тема – тема преемника – в той или иной форме затрагивалась и на встрече Патриарха с Президентом Украины. Поэтому я думаю, что главный результат визита Патриарха связан с внутренними проблемами в жизни Московского Патриархата в Украине.

Некоторые эксперты считают, что к визиту Патриарха было приурочен переход в УПЦ покойного Митрополита Львовского Андрея, скончавшегося в преддверии визита. Была даже высказана мысль, что смерть Митрополита Андрея, а также Архиепископа Самборского Феодосия (Пецины) – это акции «устрашения раскольников» со стороны движения за поместность.

Я действительно неоднократно слышал о том, что покойный Митрополит Андрей желает воссоединиться с УПЦ. Но я не думаю, что речь шла об индивидуальном переходе. У Митрополита Андрея был свой «униональный план», реалистичность которого могут оценить только те, кто был посвящен в его подробности. Что же касается владыки Феодосия, то он был аскетичным иерархом, который ушел с миром в душе, и ему были чужды мысли о какой-либо особой роли в церковной жизни. Он был верным сыном Украинской Автокефальной Православной Церкви, сохранял верность своему Предстоятелю и полагался не на политические комбинации, а на силу молитвы.

Однако, даже если бы мы представили себе, что во время визита был осуществлен переход группы иерархов УПЦ КП и УАПЦ в Московский Патриархат, то смею предположить, что такие «индивидуальные обращения» не изменили бы общей ситуации. Проблему церковного разделения не решить индивидуальными переходами. Чтобы преодолеть церковное разделение, необходимы постоянные усилия, желания услышать и понять друг друга, необходима молитва и духовная сосредоточенность. Единство Церкви не сводится к юрисдикционному единству. Наше единство не политическое, не идеологическое, оно – Христово, от Христа, Христом и во Христе.

"Релігія в Україні", 30 липня 2010 року (рос.)

Читайте також