Статья о Школе без стен, как о движении неформального христианского образования в евангельско-протестантских церквах Украины.
Приблизительно одиннадцать лет назад, на конференции «Богословское образование – 7» в Москве, был поднят вопрос о роли богословского образования в жизни церкви и общества. Эта тема вызвала оживление и дискуссию среди представителей богословского образования Евразии.[1] Это и понятно, ведь спустя первые 16 лет богословского образования в постсоветском контексте, (если делать отсчет от возникновения Одесской богословской семинарии[2], образование столкнулось с проблемой взаимопонимания с церковными сообществами из-за различия в ожиданиях между академией и церковью[3]. И как следствие, многие начали поиски решений в создавшейся ситуации напряжения. Именно тогда, впервые была представлена программа Школы без стен, разработанная Ассоциацией «Духовное возрождение» и стартовавшая в 2004 году.
Поиски модели взаимодействия между церковью и академией продолжаются и посей день. Академия пытаясь ответить на запросы церкви, учитывает также и современные стандарты для образования, церковь же ожидает от учебных заведений таких выпускников, которые бы соответствовали прежде всего высоким духовным стандартам, где не последнее слово занимает конфессиональность учебного заведения. Одной из усугубляющих препятствий в поиске модели взаимодействия являются серьезные проблемы богословских учебных заведений, связанные с поступлением молодого поколения в христианские ВУЗы. Студентов на стационар практически не хватает. Об этом говорит старший пастор одной из стремительно растущих баптистских церквей, Николай Романюк в своей публикации – «Перспективы богословского образования в ВСЦ ЕХБ. Взгляд».[4] И это приводит часто к тому, что церковные сообщества уже не берут во внимание учебные заведения, а ищут альтернативные возможности для подготовки лидеров через образование. По мнению Николая Романюка семинарии по настоящему не зависят от самих церквей.[5]
По мнению основателей Школы без стен, она не является альтернативой богословскому образованию, но многие ее так и воспринимают. Это видно из того, что на одной из богословских конференций ШБС отнесли к разряду альтернативного богословского образования.[6] Кажущаяся альтернативность, на самом деле рассматривается как возможность подготовки лидеров не в условиях семинарии или христианского университета, а в «полевых» условиях служения, активно участвуя в миссионерских, евангелизационных и социальных проектах, находясь на острие миссии, воплощая стратегическую инициативу влияния на общество.[7]
Актуальность неформального обучения
Актуальность Школы без стен, как неформальной и гибкой системы подготовки молодых лидеров служений не могли не заметить руководители национальных евангельских и богословских движений. Так Юрий Сипко, экс-президент Российского союза евангельских христиан-баптистов (2002-2010 гг.) говоря о Школе без стен, подчеркнул, что она является вкладом в христианство ХХІ века и «…выражает идею живого христианства, практической веры для молодых последователей Христа»[8]. Сергей Санников, президент Евро-Азиатской Аккредитационной Ассоциации обратил внимание на ключевые особенности данного образовательного движения - «Школа без стен – это стратегический, творческий и эффективный подход в подготовке молодежи в нашей современной реалии, чтобы стать христианскими лидерами следующего поколения…»[9].
С самого начала своего существования, Школа без стен избрала путь неакадемического образования, которое направленно на подготовку молодых лидеров нового поколения непосредственно в церкви для эффективного служения в церкви и трансформации общества. В этом плане, ШБС занимает свою нишу в христианском образовательном сообществе, не являясь альтернативой ни семинариям и университетам, ни колледжам и библейским институтам. Школа без стен – это не только попытка занять свое место в образовании, но и ответ на нужды церквей, нуждающихся в актуальном образовании, сфокусированном на молодежь и практическую, социально-ориентированную миссиологию. Целью Школы без стен – способствовать возрождению миссионерского движения и росту церквей мотивированием, оснащением и формированием молодых лидеров служения, как это заявлено в мотивационной брошюре ШБС.[10] В связи с этим Школа без стен является децентрализованной, гибкой и настроеной на влияние на местном уровне; доступной для студентов, находящихся на разных уровнях; чувствительной к реальности; чуткой к отношениям и социальной по конструкции; а также неразрывно связанной с церковью и управляемой местными лидерами.
В чем суть Школы без стен?
Школа без стен – это девятимодульная программа, которая может длиться от одного до двух лет. Основные девять модулей, могут чередоваться с другими учебными курсами, наработанными Школой без стен за последние годы.
Девять модулей Школы без стен сориентированы на миссионерскую и социальную задачи церкви и касаются ее миссии в городе, миссии христиан в профессии, социального и молодежного служения, вопросов взаимоотношений церкви и общества, а также основ благовестия и целеустремленного лидерства.
Учебный процесс в ШБС включают в себя не только лекционную, но и практическую, прикладную часть, таким образом фокусируя свое внимание не только на наиболее актуальные темы, касающиеся церкви, миссии, культуры и общества, но и на развитие навыков, отвечая тем самым на современные социальные вызовы. В итоге ШБС выглядит как инновационная образовательная программа, которая опирается на местную церковь и фокусируется на её росте; является достаточно гибкой, учитывает богословские и культурные особенности каждого региона, легко адаптируется и приживается; сконструирована исключительно для обучения молодого, подрастающего поколения лидеров, желающих нести «соль» и «свет» Евангелия в общество.
Немного истории
С чего все начиналось? Школа без стен появилась осенью 2004 года, как «пилотный» вариант в Запорожье, в региональном миссионерском центре Ассоциации «Духовное возрождение», а также в нескольких региональных центрах и уже с самого начала собрала 750 студентов. Уже буквально через год, интерес к программе был настолько велик, что количество региональных школ и количество студентов увеличилось настолько, что ШБС превратилась в образовательное движение, поражающее своей гибкостью, неформальным подходом, здоровой интеграцией церковности и академизма богословских учебных заведений. В 2005 году в Школе без стен училось уже полторы тысячи студентов.
По мнению инициаторов ШБС со стороны Ассоциации «Духовное возрождение» - «Идея Школы без стен изначально призвана служить обновлению миссионерского движения, стать вдохновляющим видением для каждой поместной церкви».[11] И это обновление выразилось в расширении миссионерского кругозора, проницательности и видения.
Ведь не секрет, что первыми, кто поддержали идею Школы без стен, были преподаватели христианских учебных заведений, колледжей и семинарий. ШБС ежегодно привлекает в свои ряды более двух тысяч студентов и ее география стремительно растет. Начавшись на Украине, ШБС пришло в Российскую федерацию, Беларусь, Молдову, Казахстан, Киргизстан, Узбекистан, Таджикистан и Азербайджан. На сегодняшний день Школа без стен, благодаря неформальному подходу в обучении, проводит свое обучение в 14 странах и насчитывает 1503 студента. Наибольшее количество студентов было в 2013-2014 учебном году.[12] Начиная с 2014 года, отметив свое десятилетие[13], Школа без стен фокусирует свое служение прежде всего в недостигнутых регионах и постсоветских странах Центральной Азии и Закавказья, что связано прежде всего с миссиологической перспективой Ассоциации «Духовное возрождение»/Mission Eurasia. Уже видно, что идеи «Школы без стен» осуществляются в евангельских церквах и без активного участия АДВ и миссии «Mission Eurasia».
Школа без стен пережила несколько стадий развития. В самом начале ШБС практически выглядела как колледж для церкви. Все учебные курсы по названию и содержанию напоминали учебную программу библейских колледжей и семинарий с целью охвата обучением той молодежи, которая по каким-то причинам еще не была охвачена традиционным христианским образованием. Первоначально программа подразумевала пять специализаций – проповедник церкви, преподаватель воскресной школы, руководитель молодежи, помощник пастора и помощник миссионера и была по сути своей внутрицерковной.[14] Все эти специализации подготавливали молодых лидеров к служению внутри церкви, восполняя ее нужды и запросы. Материалы программы Школы без стен были представлены на общем собрании ЕААА 24-27 октября 2005 г. в Москве.
Ориентир на внешний мир и общество появился позже, хотя в философии программы ШБС этот ориентир был прописан. Об этом заявлено в программе Школы без стен 2009 года – «По замыслу создателей ШБС, проект должен стать неформальным, осуществляться в партнерстве с Церковью и быть ориентированным на служение обществу».[15] Другими словами, изначально Школа без стен задумывалась как движение подготовки лидеров с острием, направленным на внешнюю функцию церкви, а не на ее внутренний ориентир.
В этот период происходит переосмысление Великого Поручения и необходимое добавление в философию благовестия, элемента преобразования и позитивных перемен на основе таких известных евангельских текстов, как Евангелие от Матфея 5:13-14, где говориться о христианских лидерах как «о соли и свете».[16]
Программа ШБС постоянно адаптируется и редактируется, чтобы быть эффективной и достигать поставленных целей. Сегодня Школа без стен больше похожа на мобильный тренинговый центр, где происходит подготовка лидеров в трехстороннем направлении – мотивация и мировоззрение, инструменты влияния, менеджмент и планирование.
Опыт Школы без стен
Время от времени, лидеры богословских учебных заведений стран Евразии обсуждает вопросы, связанные с развитием стратегического мышления в богословском образовании. Об этом говорилось на общем собрании ЕААА, которое состоялось с 21 по 24 октября 2013 г. в Киеве[17]. Параллельно с этим, в богословских учебных заведениях происходит смена поколений лидеров. Как было метко отмечено доктором философских наук Михаилом Черенковым – «Был этап пионеров, сейчас этап профессионалов»[18]. И здесь немаловажным фактором является связь с церковными сообществами. Ведь у образования всегда есть искушение оторваться от своих корней. В этом плане богословскому образованию может помочь опыт Школы без стен.
ШБС является неким «мостом» соединяющим церковь и академию, теорию и практику. Особенностью такого обучения является то, что оно проходит в церкви и для церкви, также студент не отрывается от своей работы, учебы, семьи, общества и церкви. Практически оказалось не нужным преодолевать сотни километров, чтобы учиться. Образование пришло в церковь и при этом не опустилось, а напротив, подняло церковь. Церкви, где проходит обучение становятся все более инновационными в своем служении обществу, понимая, что не только словом, но и делом нужно достигать людей. Кроме этого, программа составлялась таким образом, чтобы в ней не было тех курсов, которые практически оказываются не практическими в служении, или же являются чисто академическими курсами.
По пути гибкого формата Школы без стен пошел Луганский библейский колледж (до войны на Донбассе), который сделал последний набор студентов на базе поместных церквей и в соответствии с этим имеет шесть филиалов и более ста студентов по всей Луганской области[19]. Этот путь рассматривали также Кременчугская евангельская семинария (в недавнем прошлом Кременчугский региональный библейский колледж), которая кроме обучения в своих стенах теперь проводит обучение и удаленно – в Кировограде и Полтаве[20]. Филиалы КЕС (бывшая КРБК) были и раньше, но все они были за пределами Полтавской области. Теперь ситуация постепенно меняется и удаленный формат прикладного образования становится востребованным имея свои преимущества, а это серьезный шаг в сторону неакадемического и неформального богословского образования. Также гибкость программы приводит к практической ненужности развития инфраструктуры учебного заведения, и все финансовые вложения направляются непосредственно на человека – студента и преподавателя.
Выводы
Информативный способ образования, который доминировал раньше и делал акцент на теории, как основе прикладных знаний уже не имеет подавляющего числа сторонников, особенно в церкви. Ведь недостатка в информации нет. Издаются миллионы книг в помощь христианам-служителям, в постсоветских странах работают сотни учебных заведений. Но кроме информации нужно нечто, что побудит человека к действию, к посвящению, к жертвенности, к всему тому, что в христианстве называется служением. Информация должна вести к действию, поэтому христианское образование должно давать, прежде всего, те знания, которые будут позитивны и практически полезны.
Евангельские церкви всегда ценили эффективное образование и всегда находятся в поиске приобретения практических знаний.
Школа без стен – это неформальное обучение, направленное на подготовку молодых лидеров к служению. Основным ориентиром обучения является акцент на социальном благовестии и миссионерской работе, с целью влияния на общество через привнесение христианских нравственных ценностей. Поэтому практический ориентир и участие в социальных проектах и акциях является одним из важнейших элементов обучения, а краткосрочная миссия является главным фокусом обучения. Таким образом, формируется целостное восприятие жизни – как миссии и служения.
Стержнем обучения является формирование христианского понимания лидерства, основанного на примере служения Христа и сфокусированного на действенной помощи ближнему. В связи с этим, эффективное лидерство невозможно без наставничества и духовно наполненной жизни.
[1] «Богословское образование – 7» - http://www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/246-l-7r.html
[2] Тетерятников К. Перспективы воспитания служителей: прошлое, настоящее и будущее. //Традиция подготовки служителей в братстве евангельских христиан-баптистов. История и перспективы: Сборник статей. – М.: РС ЕХБ, 2013, - 244 с.
[3] «Богословское образование – 7» - http://www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/246-l-7r.html
[4] Романюк М. «Перспективы богословского образования в ВСЦ ЕХБ. Взгляд». Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011:286-294 с.
[5] Там же, - 289 с.
[6] «Традиционные и альтернативные формы богословского образования» - http://www.e-aaa.info/component/content/article/145--i/635-2012-10-09-05-50-39.html
[7] «Альтернативные формы образования: новый тренд или вызов времени?» - http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=220:2012-10-15-19-51-47&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50
[8] Школа без стен. Следующий шаг. – К.: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011. – 2 с.
[9] Transformed from Within. Russian Ministries` 2011 Annual Report. – 2012. – pp. 8.
[10] Школа без стен: Готовим к лидеству. Оснащаем к служению. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2013. – 2 с.
[11] Ассоциация «Духовное возрождение»: смелый шаг в будущее миссии. Форум 20. Двадцать лет религиозной свободы и активной миссии в постсоветском обществе. Итоги, проблемы, перспективы евангельских церквей. Материалы к дискуссиям. 2011: 411-415 с.
[12] «Мысли глобально, действуй локально» - под таким девизом прошла стратегическая встреча лидеров Школы без стен» - http://bez-sten.blogspot.com/2013/10/blog-post.html
[13] «Школе без стен – 10 лет» - http://bez-sten.com/index.php?option=com_content&view=article&id=352:-10-&catid=35:2010-06-10-06-19-20&Itemid=50
[14] Школа без стен: Программа. Учебные планы. Координация учебного процесса. Описание программы. – М: Ассоциация «Духовное возрождение», 2005 г., - 9 с.
[15] Школа без стен. Новое поколение лидеров для церкви и общества. – Одесса: Ассоциация «Духовное возрождение», 2009. – 9 с.
[16] Школа без стен. Следующий шаг. Пособие для координатора. – К: Ассоциация «Духовное возрождение», 2011, - 3 с.
[17] «Развитие стратегического мышления для богословского образования» - www.e-aaa.info/component/content/article/70-2008-07-05-14-00-11/673-2013-11-11-15-02-21.html
[18] «Эксклюзивное интервью с ректором ДХУ Михаилом Черенковым» - http://www.christianmegapolis.com/2012/07/2359
[19] «Юбилейный набор - добро пожаловать!» - http://yelisey.ru/?p=6426
[20] «История КРБК» - http://www.krbc.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BA%D1%80%D0%B1%D0%BA/