• Головна
  • Теми
  • О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла (2 частина)...

О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла (2 частина)

20.08.2010, 10:18
О жизни в Зазеркалье или несколько мыслей о визите Святейшего Патриарха Кирилла (2 частина) - фото 1
Помимо того, что визит Патриарха повлёк за собой виртуальный отток верующих из неканонических юрисдикций в УПЦ, ожидались и иные плоды.

Закінчення. Початок тут

5. О плодах первосвятительского визита и благочестии

Помимо того, что визит Патриарха повлёк за собой виртуальный отток верующих из неканонических юрисдикций в УПЦ, ожидались и иные плоды. Например, пресс-секретарь Одесской епархии, прот. Сергий Лебедев вот так выразил свои чаяния о плодах первосвятительского: «С прибытием Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла число прихожан в одесских церквях на треть увеличится. Я знаю множество случаев, когда визит патриарха людей настолько воодушевлял, что они из хладнокровных становились горячими и начинали активно посещали храмы. Надеемся, что и в этот раз религиозная жизнь в Одессе оживет и станет более активной» [1]. Что ж, тысячи верующих также искренне надеялись, что визит патриарха Кирилла вдохновит людей — не только в Одессе, но и по всей Украине — к активизации религиозной жизни, не на формальном уровне, а в изменении мировоззрения. Например, уменьшится число криминальных преступлений, уменьшится поток взяток, уменьшится число абортов и суицидов, пойдёт на спад алкоголизм, блуд, количество супружеских измен и брошенных детей, люди станут менее лицемерными, и попросту более добрыми в отношении друг друга и т.д. В конце концов, верующие перестанут выдавать самих себя за настоящих христиан, за христиан по преимуществу, при отсутствии именного того, что составляет преимущество христианства, как замечательно выразил это в «Трёх Разговорах» В. Соловьёв.

Однако Святейший почему-то не счёл важным вдохновлять людей в этих направлениях, считая первоочередной задачей построение Русского мира и, в частности, «единства исторической памяти». Ведь, напомню, по слову Святейшего, «самое главное, взгляд должен быть правильным на историю». А уж как нужно правильно думать сегодня, нам сообщат, ведь процесс привычный и испытанный. Знающие историю обоих народов, а не только своего, едва ли согласятся с тем, что мир и историю народы Украины и России воспринимают через единую ментальную призму. (С более подробным анализом концепции Русского мира и его ключевых постулатов можно ознакомиться в статье «Мы наш мы Русский мир построим» [2]).

Вот и свежий пример восприятия концепции «Киевского Иерусалима» разрушает всякие иллюзии относительно «единства исторической памяти». Идея Киевского Иерусалима была поднята Предстоятелем УПЦ митр. Владимиром. В своём докладе Предстоятель подчеркнул, что теории о Киеве, как втором Иерусалиме уже более 900 лет, «проходят столетия, меняется стиль и язык, но “киевская идея” неизменно соединяет град-Киев с трансцендентным опытом, провозглашая его “нашим небом”, “Небесным Иерусалимом” или градом, взятым на небо». Другой иерарх УПЦ раскрывает суть «киевской идеи»: «Это определенный взгляд на отечественную историю и судьбы духовной культуры. Киев содержит в себе энергию универсализма, это точка, где пересекаются две традиции, две истории: Русь и Византия, славянство и эллинизм» [3]. Идея, озвученная Предстоятелем УПЦ, была тут же с энтузиазмом подхвачена православными из других юрисдикций. Глава информационного отдела УПЦ КП епископ Евстратий подчеркнул, что в Киевском Иерусалиме отображена «идея противопоставления духовного влияния влиянию политическому. Рим – город политической мощи, город властный. Иерусалим – тоже город царский, но Царство это – не от мира сего, а с небес», а сам Киев есть «город, как точка притяжения народа, город-символ нации» [4]. А Архиерейский Собор УАПЦ и вовсе принял специальное обращение, в котором, во-первых, с радостью отмечается тот энтузиазм, с которым верующих церквей-«конкурентов» объединились вокруг идеи Киевского Иерусалима, а, во-вторых, подчёркивалась консолидирующая сила самой идеи: «Идея Киевского Иерусалима может стать, и уже стала объединяющей всех нас. […] Киев – новый Иерусалим – этот известный образ украинской культурной традиции, который содержанием своим связан с другими символическими обозначениями Киева (“Мать городов русских”, “русский Сион”, “город Премудрости Божией”), был и остаётся не только символической историософской формулой или идеологемой. Киев как Новый Иерусалим – это ещё и религиозный идеал, который на протяжении столетий определял духовные, культурные и социально-политические приоритеты народа Украины» [5].

Однако последователь патриарха археп. Ионафан (Елецких), судя по всему, не согласен ни со своим Предстоятелем, ни с братьями-украинцами, видя в идее Киевского Иерусалима плод измышлений националистов, и считая, что «Живым средоточием и символом Святой Руси (Русского Мира), выразителем глубинных чаяний Ее православных народов является […] апостольское служение любви Первосвятителей Великой Русской Церкви – Патриархов Московских и всея Руси. Теория же т.н. «киевоцентризма», исповедуемая украинскими националистами, – отмечает владыка Ионафан – всего лишь, оземленный тусклый отблеск высочайшего идеала Святой Руси. Православный Русский Мир, Святая Русь – это двуединый антипод ереси клерикального и политического национализма, носителями которого, к сожалению, являются лидеры автокефального раскола в Украине». О каком «единстве исторической памяти» можно говорить, если идея, безусловно консолидирующая народ Украины вне зависимости от конфессиональной принадлежности, политической принадлежности, региона проживания воспринимается почитателями Русского Мира, как нечто вредное?

Однако вернёмся к Святейшему. В речах не столько патриарха, сколько «посла Святой Руси» (как сам охарактеризовал себя Святейший) о Русском мире было гораздо больше, чем о Христе Спасителе и подлинных христианских добродетелях – плодах духа, кои есть: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23)

Вспоминаются слова апостола Павла: «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1 Кор. 3:11-13).

Что до усиления праведности паствы, угашения злобы и вражды в обществе по вдохновлённой проповеди Патриарха Кирилла, мы, быть может, узнаем из сводок МВД, Минздрава и других институций. Отметим сейчас лишь некоторые детали встречи Патриарха и поведения его паствы.

В Одессе дорогу для Патриарха усыпали лепестками роз, также была выстелена дорога из роз в Киеве. Примечательно и восприятие Патриарха верующими, точнее то, на что посчитали необходимым обратить внимание СМИ, в том числе и дружественные к Патриарху. «Я договорился о личной аудиенции в патриарших покоях. Планирую привести дочь, сына и жену, чтобы Патриарх ниспослал на них Божью благодать» [6], — сказал губернатор Одесской области Эдуард Матвийчук.

После того, как Патриарх прошёл по благоухающей дороге, верующие принялись собирать лепестки роз и стебли папоротника, по которым ступал Патриарх. «На них перенеслась частица его святости, — заявила паломница из России Виктория. — Я буду хранить папоротник дома, даже когда он засохнет, передам своим внукам как святыню». «А я чай заварю», — призналась другая паломница [7]. То же «христианское благочестие» проявили и паломники в Киеве, где дорога от входа в Лавру до Успенского собора была устлана лепестками желтых и красных роз. Поскольку верующих оградили от Патриарха металлическими щитами, паломники упросили курсантов собрать лепестки: «Я заберу эти цветы домой на память о приезде патриарха», — рассказала Ирина из Киева [8]. С грустью вспомнились слова Священного Писания: «и они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца» (Рим.1:25)

Митрополит Одесский Агафангел когда-то был возмущён (правда, по другому поводу) дороговизной мероприятий и отметил: «Лучше было бы те средства, которые намереваются потратить на эти мероприятия, отдать бедным и сиротам!» [9]. Интересно было бы узнать у владыки Агафангела, что он думает о смете затрат по приёму дорогого гостя на этот раз. Дело, впрочем, даже не в затратных оценках, а в том, что розовые лепестки — это больше из протокола встречи римских императоров-язычников, да и тем лепестки роз сыпали на голову, а не под ноги. Впрочем, известно строгое отношение Патриарха к проявлениям язычества. В частности, в Киеве он отметил следующее: «Сегодня перед лицом агрессивного безбожия, возрождающегося язычества мы сохраняем твердую и непреклонную веру в Бога и на ней пытаемся основывать и жизнь наших обществ, и нашу личную жизнь, памятуя о том, что справедливое устроение жизни общественной связывается с личной праведностью каждого человека» [10]. Так что остаётся лишь догадываться как сложно должно было быть Святейшему принимать почести, традиционные для языческого мира и наблюдать за торжеством идолического фетишизма, традиционно сопровождающего его в поездках (можно вспомнить прошлогодний визит Святейшего в Беларусь, когда верующие благоговейно прикладывались к его следам). В любом случае, Святейший не счёл нужным – быть может по своему смирению – поправить верующих и указать на конкретные факты возрождающегося язычества, но выразил искреннее восхищение паствой и тем количеством паломников, которые сопровождают его в богослужениях и встречах [11]. И всё же, несмотря на языческий привкус визита, будем надеяться, что увидим зримые проявления христианизации общества.

6. О любви христианской и Обращении к братьям

«Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря: “мир! мир!”, а мира нет»

(Иер. 6:14)

«Посланником любви должна быть мысль» – сказал Шекспир, и уж тем более, таким посланником должна быть мысль христианская. И Патриарх часто произносит слово согласно заповеди любви к ближнему. Например, на встрече с духовенством Днепропетровской епархии Святейший подчеркнул: «Наше слово не должно быть словом, исполненным злобы, клеветы и желчи, оно должно быть словом любви, обращенным к миру. Вот тогда люди сердцем своим будут безошибочно делать выбор, как они его делают уже сейчас» [12]. Однако почему же за многие годы проповедования слов любви в адрес братьев, с нами разделённых, количество этих братьев лишь неуклонно растёт (как было показано ранее)? Что ж, ответ пришёл там же, в Днепропетровске, из уст самого Патриарха, когда он описал этих самых братьев, разделённых с нами: «Никогда в расколе не будет подлинного милосердия и любви. Почитайте тексты, которые публикуют раскольники. Они исполнены злобы, клеветы, искажения фактов; людям приписывается то, чего они никогда не говорили. […] Мы говорим только о том, что всякое разделение Церкви — это создание такой общины, в которой нет радости и любви в глазах, а лица искажены злобой. А там, где злоба, — там поклонение не Богу, а диаволу» [13]. Иначе говоря, Святейший считает братьев, пребывающих вне единства со Святой Церковью, диаволопоклонниками. Что ж, в Одесской епархии эту мысль по традиции проводят ещё ясней: «И так называемые богослужения, которые они вместе совершают, это, фактически, сатанинские действия. Там на престоле вместо духа Божия пребывает лукавый, сатана» [14]. И митрополит Агафангел всегда стремится подчеркнуть, что «это люди, совершенно лишенные Духа Христова, Духа Евангелия, одержимые ненавистью к Москве, ко всему русскому, в корне всех их воззрений лежит ересь этнофилитизма» [15]. Известны его описания верных УПЦ КП и УАПЦ как «слуг дьявола» и «детей антихриста». Отметим, что менее 10 лет назад подобным образом представители РПЦ высказывались об РПЦЗ: «Зарубежная церковь имеет черты не только раскольнического, но и еретического сообщества»; «Поскольку в расколе нет благодати, то и таинства у зарубежников не совершаются»; «грех раскола, не исцеленный покаянием, неизбежно губит человека, и потому будем избегать тех людей, которые хотят нас лишить вечной жизни».

Примечательно, что примерно в то же время, когда Патриарх обличал злодействующих раскольников в «Южной Руси», духовный деятель «мирной и демократичной» Северной Кореи обличал злобу и сатанизм граждан с Юга, не желающих принимать миролюбивые и демократичные принципы Севера и обрести единство под началом Пьхеньяна.

«Пастор подчеркнул, что посетил Пхеньян как желающий истинного мира верующий, преодолев барьер раскола, чтобы воскресить «15 июня» (дата – символ единства Кореи – В.М.). Далее произнес: страдающий закоренелой концептуальной болезнью, имя которой – раскол и противоборство, «ктитор» Ли Мён Бак, плывя против течения истории, стремится по сатанинскому пути несправедливости и войны.

Верующим Юга и Севера необходимо добиться того, чтобы объединенными силами воскресили «15 июня» и изгнали внешние силы, и чтобы все члены нашей нации рука об руку шли по пути осуществления самостоятельного воссоединения страны, отметил пастор» [16].

Нет, все-таки в жизни случаются удивительные и такие красноречивые совпадения! А что до обличительной риторики, то вспоминается эпизод из жизни св. Силуана, о его беседе с одним архимандритом, который занимался миссионерством среди инославных. Старец спросил его, как он проповедует? Архимандрит, отвечал:

– Я им говорю: ваша вера – блуд, у вас всё извращено, всё неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь.

Старец выслушал это и спросил:

– А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он истинный Бог?

– В это-то они веруют.

– А Божию Матерь чтут они?

– Чтут, но неправильно.

– И святых почитают?

– Да, почитают, но с тех пор, как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?

– Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли слово Божие?

– Да, есть у них и церкви и службы, но посмотрели бы Вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие.

– Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера – блуд, то они вас не послушают… Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают Слово Божие, и прочее, но в том-то у них есть ошибка, и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них; и так все мы спасемся милостью Божиею… Бог есть любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает, а если порицать, то душа народа не послушает вас, и не будет пользы.

А ведь большинство обращённых к разделённым братьям текстов за последние 20 лет прозвучали именно с позиций такого архимандрита. Естественной же реакцией на то, когда говорят против собеседника, является защита, не поиск истины, а именно защита, и она лишь крепнет с каждый новым нападением. Ко всем таким «обличениям» появился крепкий иммунитет с улыбкой на устах.

И образ блудного сына, часто приводимый в контексте уврачевания раскола, увы, так и остаётся лишь образом, за которым ничего реально не стоит. Да, можно много говорить о боли, обидах, разгромах, об искреннем и вполне понятном желании справедливости (или даже возмездия), требовать покаяния и пр., но ведь у Отца, принимающего сына, причин для боли и кровоточивших ран было не меньше. И тем не менее, «когда он [сын] был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк.15:20). Отец не стоял в ожидании, декламируя с одной стороны слова любви, с другой – подчёркивая непоколебимость принципов, но побежал… Можно ли хотя бы даже приблизительно сравнить позицию Отца и классическую позицию многих наших церковников?..

Увы, не стало большим исключением и принятое недавно Священным Синодом РПЦ под председательством Патриарха Кирилла Обращение к православным христианам Украины, пребывающим вне единства со Святой Церковью [17]. Юрий Черноморец давал уже расширенный комментарий [18] на это обращение. Не станем повторяться, но обратим внимание лишь на некоторые тезисы Обращения.

(1)
Обращение акцентирует: «мы молимся о приближении того часа, когда уклонившиеся в раскол свободно и непринужденно пожелают вернуться в лоно Церкви». Если под церковью имеется в виду отдельная поместная церковь, РПЦ, то нужно осознать, что и в УПЦ КП, и в УАПЦ уже выросло не одно поколение, которое не отходило, ниоткуда не переходило; они пришли к вере, ко Христу, впервые прочитали Слово Божие и полюбили его именно в УПЦ КП и УАПЦ. И именно поэтому озвученный призыв вернуться в лоно РПЦ для большинства верующих неканонических структур звучит, по меньшей мере, странно, если не сказать провокационно. Получается, что Обращение направлено только на тех, кто перешёл в своё время из РПЦ.

Если же под Церковью подразумевается Церковь Христова вообще, любая поместная Церковь, то можно сказать, что молитва членов Священного Синода будет услышана, если братья из УПЦ КП или УАПЦ пожелают присоединиться, например, к Константинопольскому престолу, и, более того, Священный Синод РПЦ по слову своему должен содействовать такому решению: «Что может быть более желанным, чем возвращение отделившихся братьев в спасительную ограду Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви? (в данном случае не имеется в виду именно РПЦ – В.М.). Это было бы подлинное торжество Православия, торжество любви Христовой!». Обращение подчёркивает, приводя слова святителя Григория Богослова: «мы домогаемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас». Не станем судить о том, как сильно разлука с братьями терзает наших иерархов, и Патриарха в частности, однако надеемся, что словам эти лишены лукавства и продиктованы искренней любовью и в случае решения воссоединиться с Церковью Христовой через иной престол, Русская Православная Церковь, и Патриарх Кирилл в частности, будут всеми силами способствовать воссоединению таким путём.

(2)
Примечателен и другой пункт обращения: «Порою ставится вопрос о том, каким образом будут приняты в Церковь те, над кем последования Таинств, включая и Таинство Крещения, совершались в расколе. Как показывает многовековой церковный опыт, разнообразными путями действует Божественная благодать. […] Водимая Духом Божиим, <Церковь> рассудит о способах принятия своих чад». Какой вывод следует из этих слов?

Во-первых, следует помнить, что Дух дышит, где хочет (Ин. 3:8) и что Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, действует разными (!) путями, порой сокрытыми от человеческого разума, и оттого юридический универсализм и простота решений, на чём настаивают «ревнители», по меньшей мере, наивны, и вполне могут привести к хуле на Духа Святого, например в случае признания таинств неканонических групп «диаволоугодническими». Напомним, что в истории церкви не раз были случаи, когда таинства раскольников, будучи однажды признаваемые за пустоту или даже вред, впоследствии признавались «аутентичными благодатными православными таинствами». Не дополнялись или наполнялись, но именно признавались таковыми! Так было, например, и в случае с Болгарским расколом XIX века. В 1872 году все иерархи, клирики и миряне без исключения были преданы «вечной анафеме» Собором Константинопольской матери-церкви, и решение это было подтверждено предстоятелями всех церквей (кроме Иерусалимской). А спустя 73 года, в 1945 году, Вселенская Константинопольская патриархия издала томос, в котором признала все ранее совершенные таинства благодатными (включая и хиротонии) и благословила «автокефальное устройство и управление Святой Церкви в Болгарии», вручив его в руки тем, кто ещё вчера нёс на себе печать вечной анафемы. Подобное произошло и с Болгарским расколом XX века, когда на Всеправославном Соборе упразднялись все анафемы, провозглашённые на расколоучителей и клириков раскола, неканонически совершенные епископские, священнические и диаконские рукоположения были признаны действительными. Кроме того, в соборном решении сказано, что «совершенные ими противоканонические чинодействия объявляются аутентичными, действенными и преподающими благодать и освящение» (!). По решению Всеправославного Собора Болгарская признала и приняла в свою иерархию неканонически рукоположенных за годы существующего раскола епископов как равных.

Во-вторых, Обращение напоминает, что вопрос о способах принятия раскольников – дело суждения всей Церкви, а не компетенция какого-либо одного архиерея, пусть даже архиерея самой большой Украинской епархии, и обладателя двух панагий. И уж совсем абсурдными в контексте данного Обращения является определение благодати таинств в неканонических церквах методом голосования, подобно тому, которое произошло в Сумской епархии в марте 2009 года.

Наконец, в-третьих, Обращение содержит призыв изучать церковную историю, «многовековой церковный опыт», чтобы понять разнообразие и богатство путей действия благодати а также решения Церковных Соборов по данному вопросу. Например, I Вселенский Собор (325 г.) признаёт действительность хиротоний и передачу апостольского преемства у раскольников новатиан. На этом же соборе решено было принимать в сущем сане еретиков-раскольников мелетиан, включая самого расколоучителя еп. Мелетия. А Карфагенский Собор (411 г) постановляет принимать еретиков донатистов вообще без всякой дискриминации и равноправно делить с ними кафедры. Но, увы, примеры церковной истории остаются неслышимы. И снова звучат напоминанием слова Священного Писания: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: "не пойдем"». (Иер.6:16)

7. «Это не народ. Это хуже!! Это лучшие люди города!»

Вызывает недоумение непоследовательность Патриарха по некоторым украинским вопросам. Приведём лишь несколько примеров.

а. Политическое православие – компрометирует или защищает Церковь?

22 декабря 2007 года после многочисленных предупреждений Архиерейский Собор УПЦ издал специальную резолюцию [19], в которой осудил так называемое «политическое православие», и, в частности, организацию «Союз Православных Граждан Украины» во главе с Валерием Кауровым, параллельным являющимся главным редактором портала организации «Единое Отечество». Вдохновителем как «политического православия» в целом, так и организации «Единое Отчество» был и остаётся член политической партии, депутат Одесского областного совета митр. Агафангел. (Савин). Об этом свидетельствуют сами члены организации: «Все духовно-патриотические акции «Единое Отечество» проводит по благословению Владыки Агафангела, укрепляясь духовно его святительскими молитвами» [20]. Такое признание всецело взаимно: Митрополит Агафангел видит в организации «Единое Отечество» «защитников Церкви» [21], отзывается о ней и Валерии Каурове в самых добрых словах и регулярно награждает его благодарственными архиерейскими грамотами «за усердные труды во славу Церкви и Отечества».

Несмотря на дифирамбы митр. Агафангела в адрес своего подопечного Валерия Каурова, знавшие его люди высказываются совсем иначе. Например свящ. Дмитрий Помазанский, хорошо знакомый с Кауровым, характеризует его следующим образом: «В.Кауров зарекомендовал себя как человек безграмотный в вопросах Вероучения Православной Церкви, непорядочный, несдержанный, нравственно нечистоплотный, преследующий свои личные интересы, регулярно позволяющий себе грубые и оскорбительные высказывания в адрес духовенства и священноначалия. В результате каноническое Православие на Украине начинает отождествляться с политическими маргиналами, а его интересы объявляются интересами не духовного, а политического характера. Я считаю, что деятельность Валерия Каурова наносит существенный вред, поскольку каноническую Церковь в обществе начинают ассоциировать с его личностью, выставляя, её верных на посмешище, объявляя их психически, интеллектуально и нравственно неполноценными людьми» [22]. Другой человек, также знавший Каурова, о. Евгений Максименко, ещё более эмоционален: «Люди добрые! Господь принес меч, чтобы отделить зерна от плевел. Вот и мы обязаны снимать "розовые очки" и увидеть, кто есть кто. Нам не надо "засланников" из Российской Федерации, таких как Затулин и Фролов, но также и не надо лицемеров, как Кауров. Тысячу раз прав Блаженнейший Митрополит Владимир, что отказал этому прохиндею Каурову. У Каурова нет веры в Бога, там есть лишь тщеславие и фарисейство. Он действительно враг Церкви. Он – смутьян, который заслуживает сурового наказания за грехи, приводящие в смущение православных людей. И я, как священник, выступаю с этим обличением Валерия Каурова» [23].

Впрочем, ещё задолго до Собора, когда В. Кауров обратился к Блаженнейшему митрополиту Владимиру за благословением и с просьбой прислать на съезд его организации представителя Киевской Митрополии, он получил отказ. На прошение, подписанное «с глубоким смирением и почтением Вашего Блаженства смиренным послушником», митрополит Владимир ответил просто и чётко: «Сие не представляется возможным, так как Вы выступаете против нашей Церкви». Чуть позже глава Церковного Суда митр. Черновицкий Онуфрий в своём ответите на письмо Каурова заметит: «Вы компрометируете всю полноту Православной Церкви в глазах внешнего мира и вносите смуту и соблазн во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви».

Kirill-&-KaurovНо что не представлялось возможным для Предстоятеля УПЦ митрополита Владимира, оказалось возможным для (тогда еще) митрополита Кирилла. За несколько месяцев до решения Собора УПЦ митр. Кирилл вручил «председателю православно-патриотической региональной организации «Единое Отечество»» В. Каурову высокую награду РПЦ орден святого благоверного князя Даниила Московского «со вниманием к трудам на благо Святой Церкви» и добавил: «Я бы хотел поблагодарить Вас за Ваши труды и, вручая эту высокую церковную награду, сказать о том, что Ваши деяния имеют большое значение не только для Одессы, не только для Украины, но и для всей нашей Церкви. Вы, как руководитель одной из общественных организаций, много делаете для того, чтобы защитить Церковь от нападок, содействовать ее единству, содействовать сохранению всего ее Божьего наследия в нашей стране, нашем историческом наследии, а также, если говорить современным языком, как в Российской Федерации, так и на Украине» [24].

И уж совсем удивительно (или симптоматично?), что первыми мирянами, которых благословил нареченный Патриархом митрополит Кирилл стали… активисты «Единого Отечества» во главе с Валерием Кауровым.

Отметим также, что вдохновительно и патрон «политического православия» митрополит Агафангел политическая деятельность которого особенно усилилась за последние 5 лет, был за этот период многократно отмечен наградами РПЦ (в т.ч. орденом почёта), а также светскими наградами Российской Федерации. Ему была также присуждена Премия «Человек года-2008» в номинации «Религия» «за подвижническую просветительскую деятельность».

Так что на вопрос, чем является для Церкви «политическое православие», в Киеве и Москве ответили противоположным образом. Для Украинской Православной Церкви «политическое православие» есть служение Кесарю, явление вредоносное, компрометирующее Церковь Христову. В Московской Патриархии считают, что это явление есть великолепное орудие и благо для Церкви, содействующее «всему её Божьему наследию». Согласно же Священному Писанию, «блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи» (Пс.39:5).

б. Как призвать к открытости, чтобы не было диалога.

Патриарх Кирилл многократно призывал сделать всё для уврачевания раскола, и заверял, что «как Патриарх, в том числе и Украины, я буду делать все для того, чтобы народ воссоединился» [25]. Призывал к открытости и диалогу: «Мы положительно относимся к тому, чтобы единство Православия на Украине было восстановлено путем диалога между Украинской Православной Церковью и отделившимися от нее сообществами» [26]. Однако слова не обнаружили поддержки реальными делами.

В декабре 2007 епископат УПЦ КП и УАПЦ направил на имя предстоятеля УПЦ митр. Владимира обращения с просьбой о начале диалога. Блаженнейший митр. Владимир принял в своей резиденции представителя УПЦ КП арх. Димитрия (Рудюка). В декабре 2007 года на Архиерейском Соборе УПЦ Блаженнейший митр. Владимир выступил с докладом, где напомнил, что «преодоление раскола остается одной из наиболее актуальных задач Украинской Православной Церкви» и подчеркнул, что в этом процессе шаги навстречу «должна делать не только одна сторона... Нам вместе необходимо искать пути к преодолению раскола. С радостью отмечая углубление взаимопонимания, призываю как верных каноничной Украинской Православной Церкви, так и наших соотечественников, которые не имеют благодатного общения с Вселенской Церковью, без враждебности относиться друг к другу. Будем помнить заповедь Спасителя: “По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин.13:35)» [27]. Далее обсуждались тексты упомянутых обращений, и сам факт соборной дискуссии дружественного тона позволял надеяться на то, что диалог сдвинется с мёртвой точки.

Митрополит Агафангел, известный тезисом «нет и не может быть никакого диалога!» в скором времени после намеченных путей к диалогу и восстановлению единства сказал следующее: «Нам пытаются навязать “диалог” с раскольниками из т. н. “киевского патриархата”, “автокефальной церкви”. Они обратились к Архиерейскому Собору нашей Церкви с “посланиями”, в которых смеют еще ставить условия такого “диалога”. […] И нас пытаются заставить “считаться” с такими воззрениями раскольников? А в перспективе, грубо сломив всякое сопротивление, объединиться с ними в лоне некоей “единой соборной поместной украинской церкви”» [28].

Находит ли хоть какую-то поддержку Московской Патриархии сделанный в Киеве шаг по уврачеванию раскола и угашению вражды? Увы, нет. Зато митр. Агафангел награждается орденом святителя Алексия митрополита Московского «во внимание к усердным архипастырским трудам». В поздравительном адресе отмечается: «Вы мужественно и последовательно отстаиваете принцип каноничности. Неустанно призывая народ Божий к любви, терпению, миру и общественному согласию, Вы прилагаете особые усилия к тому, чтобы крепло церковное единство, а отношения между братскими народами Украины и России действительно были добрососедскими. […] Нам предстоит призывать народ Божий к любви, терпению, состраданию, миру и общественному согласию. И мне весьма отрадно сознавать, что Вы уделяете должное внимание этому служению, памятуя призыв Церкви: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Комментарии излишни.

Годом позже, 17 января 2009 года, на предсоборном собрании УПЦ митр. Владимир выступил с докладом, где усилил необходимость диалога: «Мы все устали от религиозной вражды. Как свидетельствуют тексты обращений УПЦ КП и УАПЦ, также и у наших братьев, пребывающих в этих конфессиях, есть желание найти выход из канонической изоляции, в которой они оказались. Призывая к общецерковному обсуждению проблем Украинского Православия, мы должны избегать тех опасностей, которые часто преследуют нас на этом пути. Главная из них – это политизация церковной жизни. Наша Церковь дистанцируется от каких бы то ни было политических сил. Она принципиально осудила так называемое «политическое православие», представители которого пытались принести в церковную ограду определённые политические идеологии, и под прикрытием Церкви фактически занимались политической пропагандой» [29]. А вот далее на собрании происходит демарш «одесской группы» против своего Предстоятеля. В частности, идея создания двусторонней комиссии для поиска единства вызвала яростный протест со стороны митрополита Агафангела и его сторонников. И сам митрополит, и его викарный епископ Алексий прямо заявили: «Комиссия нам не нужна», что было усилено объяснением, что диалог с раскольниками может принести вред Церкви, что все желающие уже определились, где им находиться: в канонической Церкви или в расколе, и УПЦ ныне не должна стремиться к возвращению в свое лоно тех, кто пребывает в составе неканонических церковных объединений [30]. Программа Предстоятеля УПЦ была сорвана.

Быть может, священноначалие в Москве стало на сторону митр. Владимира, или осудило поведение митр. Агафангела, обратившись к нему с увещеваниями? Увы, всё произошло прямо противоположным образом. Ни единого положительного слова не было сказано в адрес миротворческих начинаний Предстоятеля УПЦ, зато митр. Агафангел удостаивается самых громких дифирамбов со стороны местоблюстителя Московского Патриаршего престола митр. Кирилла. Демарш митр. Агафангела и его труды по недопущению реального уврачевания раскола замечают и светские власти Российской Федерации, награждая его Орденом Почёта «за заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций, дружбы и сотрудничества между народами России и Украины».

Митрополит Агафангел, между тем, призывает «не позволить "волкам в овечьей шкуре" разрушить единство Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом. […] Защитим же православную веру от нашествия иноплеменных, от волков в овечьей шкуре – от лжебратии, от раскольников, навлекших на себя анафему и погибель». И всё же, несмотря на демарши и недобрые, провокационные в отношении митр. Владимира статьи, выходящие – удивительно – всё из тех же недр Одесской епархии, 2 октября 2009 года проходит первая официальная встреча между представителями УПЦ и УПЦ КП. Её результатом становится угашение вражды и призыв к взаимному уважению сторон: «следует отметить, что любой диалог предусматривает взаимное уважение сторон. Поэтому сегодня мы должны преодолеть конфронтацию, которая, к сожалению, всегда огорчала наши отношения с УПЦ КП. Собор епископов Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года призывал верующих “с христианской любовью и без враждебности относиться к нашим братьям и сестрам, которые, верим, временно находятся вне спасительного ограждения Церкви”». Пресс секретарь Предстоятеля УПЦ прот. Георгий Коваленко отмечает, что состоявшаяся встреча – «это продолжение курса УПЦ на возобновление единства украинского Православия. Мы вступаем в диалог не только с УАПЦ, но и с Киевским патриархатом. И надеемся на плодотворный диалог. УПЦ начинает этот диалог ради возобновления единства украинского православия». А вот мнение участника встречи, сотрудника ОВЦС УПЦ, прот. Николая Данилевича: «Прежде всего – важно встречаться. Важно обсудить проблемные вопросы, которые существуют между нами, – канонические и экклезиологические. И обсудить пути их решения. Основные вопросы, которые будут затрагиваться в диалоге, – это, наверное, будут вопросы признания таинств, вопросы действительности их хиротоний и вопросы регулирования канонического статуса УПЦ КП» [31].

И если участники встречи отметили, что подготовка к диалогу происходит на основании «взаимной доброй воли сторон, без какого-либо внешнего давления или вмешательства» и указали, что «с целью плодотворной подготовки к диалогу, изучения разносторонних аспектов, которые имеют к нему отношение, признано считать полезным проведение круглых столов, конференций, встреч по данным вопросам, к участию в которых привлекать представителей обеих сторон», то Одесская епархия, подобного персонажу одного мультфильма, «всё равно против!» и с ответом не замедлила. Митрополит Агафангел, традиционно исповедуя принцип: «нет и не может быть никакого диалога», – разумеется, не видит причин для диалога и подчёркивает, что все действия должны быть направлены «на то, чтобы найти пути к осознанию своей греховности раскольниками, которые ушли от нас, они должны вернуться и принести покаяние». А секретарь Одесской епархии принимается увещевать против даже не официального диалога, а вообще против всякого общения даже на уровне круглых столов, потому что «когда люди садятся за круглый стол, то возникает иллюзия единства, которая относится к очень опасным явлениям».

Казалось бы, в таких условиях Патриарх Кирилл, человек, которого, по его же словам, терзает разлука с братьями, должен всеми силами поддержать начинания и содействовать дальнейшему диалогу и сближению сторон, воззвать к христианской совести митр. Агафангела, но нет. Нет ни приветствия участникам переговоров со стороны хоть кого бы то ни было из Московской Патриархии. Нет даже ни единого слова поддержки в адрес участников или Предстоятеля УПЦ, блаженнейшего митр. Владимира. Факт встречи или замалчивается вовсе, или высказывается настороженность и даже опасения в апостасии. Более того, один из основных участников переговорного процесса, руководитель ОВЦС УПЦ архим. Кирилл (Говорун) срочно отзывается из Киева в Москву на должность первого заместителя главы Учебного комитета, что расценивается, и участниками переговоров и аналитиками церковной жизни, как знак очевидного неудовольствия результатами встречи и демонстрация того, что продуктивный диалог Московской патриархии нежелателен. Между тем, митр. Агафангел со стороны московского священноначалия и патр. Кирилла в частности удостаивается уже традиционных дифирамбов «за укрепление мира, христианской любви, единства и крепкое стояние в истине». Несмотря на обнадёживающее начало и намеченные встречи, переговорный процесс был фактически прекращён.

Kirill-&-AgafangelСложно понять, то ли душевные терзания Патриарха от разлуки с братьями не так уж сильны, то ли ещё по каким причинам, но во время своего посещения Украины в 2010 году он ставит именно митр. Агафангела и Одесскую епархию в пример: «Хотел бы особо поблагодарить вас, владыка митрополит Агафангел, клир вашей епархии и весь верный народ за твердое стояние в вере Православной, за сохранение единства нашей Церкви в трудные и смутные годы гражданских нестроений на всем постсоветском пространстве. Мы знаем, что раскол больно уязвил жизнь Украинской Православной Церкви, но он не поколебал веры и верности благочестивого украинского народа. И примером такого твердого стояния в вере является Одесская епархия и одесская земля. Я низко кланяюсь всем вам и благодарю вас за это стояние. Верю, что Царица Небесная исполнит молитвы и просьбы каждого из вас и будет оберегать вас от всякого зла, как вы оберегаете Церковь-Мать от разделений и соблазнов» [32]. Близок к такой характеристике Одесской епархии оказался и ближайший сподвижник Патриарха Кирилла, председатель ОВЦС РПЦ митр. Волокаламский Иларион (Алфеев). В своём недавнем интервью скандальноизвестному «герою веры» В. Каурову он сказал следующее: «Я хотел бы пожелать того, чтобы православные Одесситы также твёрдо продолжали стоять на страже канонического Православия, подавая пример всей Украине и подавая пример всему миру» [33].

Примечательно, что по результатам исследования «греховности» областей Украины [34], приведённого издательством «Контракты» на основании статистических данных, наиболее погрязшей в «смертных грехах» областью признана именно Одесская. Так что по ироничному совпадению в пример православного благочестия священноначалием РПЦ была поставлена наиболее греховная область Украины.

«Одесская епархия – одна из мощнейших епархий в Украине, которой руководит харизматичный лидер, известный всему миру» [35] – высказалась недавно Игуменья Серафима (Шевчик). Что ж, то, что голубой подрясник митрополита Агафангела известен, при том очень хорошо известен и далеко за пределам одесской области – правда, с этим уж точно не поспоришь. Но оставим жизнь митр. Агафангела «без митры и жезла». Зададимся вопросом, чем вызвана активная поддержка Патриархом таких одиозных персонажей, как митр. Агафангел, прот. Андрей Новиков, Валерий Кауров и пр., а главное их деяний. Что это – неосведомлённость Святейшего или своеобразное состязание с Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим митрополитом Владимиром?

«Каждый визит патриарха Кирилла увеличивает количество сторонников независимости Украинской православной церкви. Пожалуйста, пусть он приезжает хоть каждый месяц, пусть даже поселится здесь. Мы будем рады этому, потому что он каждый день будет показывать, что такое Московский патриархат на самом деле – не УПЦ (МП) в Украине, а именно он и его окружение» [36] – отметил на пресс-конференции глава информационного отдела и секретарь синода УПЦ-КП епископ Евстратий (Зоря). С болью наблюдаем правоту этих слов. Попытка усилить свой авторитет пусть «удобными и быстрыми», но в действительности неправыми методами, искажая действительность, в конечном итоге приведёт, и уже приводит, к обратному результату. Но неужели Патриарх Кирилл не понимает, что такая демонстративная поддержка одиозных личностей, порой доведённая до гротеска «жизнь в зазеркалье», компрометирует не только его, но и РПЦ. И что причины в растущем в Украине недовольстве политикой Патриарха стоит искать не в неких «враждебных силах», а прежде всего, в своих действиях, уж очень часто противоречащих словам.

8. Послесловие

В Зазеркалье действуют иные законы, совершенно отличные от привычной реальности. Это мир искажения действительности и подмен, где никакие доводы из реального мира не имеют власти, где фактам, противоречащим собственным установкам и суждениям, просто не верят, а неопровержимые факты с лёгкостью отбрасываются, как ничего не значащая случайность. Мир, в котором злоречивый может ставиться в пример, как проводник мира и добра; невежественный еретик – как стоящий в истине; сервелист, меняющий свои убеждения с неимоверной быстротой на противоположные, – принципиальным деятелем, а знаменитый на весь мир своим безнравственным поведением – как подвижник благочестия и хранитель чистоты. «Стыдятся ли они, делая мерзости? нет, нисколько не стыдятся и не краснеют. За то падут между падшими, и во время посещения Моего будут повержены, говорит Господь» (Иер. 6:15). Но неужели это и есть те самые столпы Русского Мира, о котором говорит Патриарх? Опровержения этой мысли реальными делами патриарха найти, увы, сложно.

Как не вспомнить знаменитый диалог о подмене христианства из «Трёх Разговоров» Владимира Соловьёва:

Д а м а. Нет, вы к нему слишком строги. Конечно, они все какие-то изломанные, но зато и несчастные такие: нет в них никакой веселости, никакого довольства и благодушия. А ведь в Писании где-то сказано, что христианство есть радость о Духе Святе.

Г е н е р а л. Положение в самом деле тяжелое: Духа Христова не имея, выдавать себя за самых настоящих христиан.

Г [- н] Z. За христиан по преимуществу при отсутствии именно того, что составляет преимущество христианства.

Г е н е р а л. Но мне думается, что это печальное положение и есть именно положение антихристово, которое для более умных или чутких отягощается сознанием, что ведь в конце концов кривая не вывезет.

Г [- н] Z. Во всяком случае, несомненно, что то антихристианство, которое по библейскому воззрению - и ветхозаветному, и новозаветному – обозначает собой последний акт исторической трагедии, что оно будет не простое неверие, или отрицание христианства, или материализм и тому подобное, а что это будет религиозное самозванство, когда имя Христово присвоят себе такие силы в человечестве, которые на деле и по существу чужды и прямо враждебны Христу и Духу Его…

Так что, быть может, есть правда в словах арх. Ионафана, и кто-то действительно намеренно манипулирует сознанием православных верующих, вводя их и всё украинское общество в заблуждение, и пытается отвлечь от реальности, навязав правила зазеркалья.

Что ж, выводы оставим сделать читателям.


[1] http://eho-ua.com/2010/07/19/mnenie_posle_vizita_patriarkha_na_tret_uvelichitsja_chislo_prikhozhan_v_odesskie_cerkvi.html

[2] http://www.religion.in.ua/main/daycomment/3949-my-nash-my-russkij-mir-postroim-a-zachem.html

[3] http://www.zn.ua/3000/3690/69076/

[4] http://www.zn.ua/3000/3690/69076/

[5] http://uaoc.net/2010/07/16/zvernennja/

[6] http://www.religion.in.ua/zmi/ukrainian_zmi/5276-vstrecha-patriarxa-lepestki-roz-v-dzhakuzi.html

[7] Там же.

[8] http://www.segodnya.ua/news/14157972.html

[9] http://www.otechestvo.org.ua/main/20093/1418.htm

[10] http://www.segodnya.ua/news/14157972.html

[11] http://www.rus-obr.ru/days/7359

[12] http://www.interfax-religion.ru/?act=documents&div=1029

[13] http://www.patriarchia.ru/db/text/1229235.html

[14] http://sektainfo.ru/09/mar10.htm

[15] http://www.patriarchia.ru/db/text/363876.html

[16] http://www.naenara.kp/ru/news/news_view.php?0+25612

[17] http://www.mospat.ru/ru/2010/07/26/news23023

[18] http://www.risu.org.ua/ru/index/expert_thought/comments/36790/

[19] http://orthodox.org.ua/ru/aktualnoe/2008/03/05/2750.html

[20] http://www.otechestvo.org.ua/Links/eo.htm

[21] http://www.otechestvo.org.ua/main/20056/1501.htm

[22] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=59068

[23] http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=59068

[24] http://www.otechestvo.org.ua/main/20076/2512.htm

[25] http://www.patriarchia.ru/db/text/707493.html

[26] Письмо-ответ Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на имя Президента Украины В.А.Ющенко относительно вопроса диалога между православными в Украине и снятия анафемы с гетмана Ивана Мазепы.

[27] http://orthodox.org.ua/uk/pastirske_slovo/2007/12/22/2488.html

[28] http://www.patriarchia.ru/db/text/363876.html

[29] http://orthodox.org.ua/ru/pastyrskoe_slovo/2009/01/17/4443.html

[30] http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1888/

[31] http://podrobnosti.ua/society/2009/09/10/628041.html

[32] http://odnarodyna.ru/articles/14/1407.html

[33] http://www.otechestvo.org.ua/main/20108/0332.htm

[34] http://www.risu.org.ua/ua/index/all_news/community/religion_and_society/37166/

[35] http://eho-ua.com/2010/07/19/mnenie_posle_vizita_patriarkha_na_tret_uvelichitsja_chislo_prikhozhan_v_odesskie_cerkvi.html

[36] http://www.kyivpost.com/ua/news/society/detail/76178/

Володимир МЕЛЬНИК,

мирянин УПЦ (МП)

(в авторській мовній редакції)