Created with Sketch.

Один день в Почаевской Лавре

10.05.2003, 15:30

Петр ЧЕЧЕЛЮК — «Зеркало недели», № 16 (441), 26 квітня - 7 травня 2003 року (рос.)

«Почаївська лавра непідвладна руйнівній силі часу, тому вона стоятиме до Страшного суду та Другого пришестя Спасителя», — сказал мне высокий, с желтым как воск лицом, монах Иероним, едва я ступил на эту землю. С седой давности и по сегодня Почаевский монастырь является одной из самых почитаемых святынь для ежегодно посещаемых множеством паломников. В Украине он уступает разве что Киево-Печерской лавре. Благословенное пешеходное путешествие в Почаев у наших прабабушек всегда считалось наилучшим проявлением набожности православных, для которых регулярные посещения Почаева были внутренним залогом спасения. В сопровождении инока я зашел на территорию Лавры в 4 ч. 30 мин. утра. В обители, наиболее строгой по уставу и по внутренней жизни, дежурный монах проходил по коридору с колокольчиком и, звеня, будил братию на молитву. Так начинается день в монастыре. О духовности монахов говорить сложно: я это понял после того, как этот же инок рассказал о похоронах в 1969 году схимигумена Кукши, который при жизни был похож на ангела. Его иссохшее тело показалось необычайно тяжелым: оказывается, на нем под одеждой были одеты необычайно тяжелые железные вериги — цепи, которые он носил тайно. В них его и похоронили. В первые годы существования обители, как сказано в летописи того времени, с которой я познакомился в Кременецком краеведческом музее, «бед полны настали часы», татаро-монголы бродили огромными отрядами, разоряя и предавая мечу все, что встречалось им на пути. В 1607 году один из таких отрядов подошел к Почаеву. В той же летописи говорится, что некий монах проходил тогда по горе, «молитвы совершая». К монаху подскочил заметивший его татарин, ударил его саблей и обезглавил. Инок же взял в руки свою отрубленную голову и, донеся ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда предал дух свой Господу к общему изумлению… Ансамбль, который венчает высокий каменный мыс Кременецких гор над живописной долиной речки Иква, очень выразительно доминирует в ландшафте. Золотые купола невидимой силой на большом расстоянии притягивают к себе глаз путешественника. Если заглянуть в историю, то узнаем, что в Почаевской горе была природная пещера, в которой в средине XIV века поселились два отшельника-подвижника. Однажды летом один из них, творя беспрестанную молитву, поднимался на верх горы. И вдруг перед ним в огненном столпе явилась Богоматерь, стоявшая на камне. Потрясенный, он окликнул своего товарища, и оба пали ниц перед нею. Чудесный огненный столп видел и пастух Иван Босой, смотревший под горою стадо. Он тоже бросился наверх, но увидел только иноков, коленопреклонно славивших Богородицу. На камне же, на котором стояла Царица Небесная, все трое увидели след ее правой стопы, наполненный прозрачной водой. Это случилось около 1340 года, и к Почаевской горе с тех пор постоянно стекались паломники, чтобы получить исцеление по молитвам к Заступнице грешных. Целебная же вода в том месте не оскудевала — ее количество было всегда одинаково. История монашеской жизни на горе Почаевской исторически связана с татаро-монгольским нашествием. После разорения Киева и других городов на Волынь потянулись монахи. Конечно, пройдет еще немало веков, прежде чем здесь возникнет крепкая монашеская община со своим уставом. Предание говорит о том, что с началом татаро-монгольского нашествия, когда пал стольный Киев, вся верующая Древняя Русь вознесла свои молитвы Матери Божией, испрашивая Ее небесного заступничества. И по милости Божией молитвы эти были услышаны… В 1675 году во время так называемой Збаражской войны монастырь выдержал осаду турецкого войска. Известно, что шведский король Карл XII наложил значительную контрибуцию на волынские земли, расписав ее в том числе и на Почаевский монастырь с угрозой в случае неплатежа предать его огню и мечу. Игумен Иван Саевич стал под защиту гетмана Мазепы и вывез в Батурин все ценности, а те, что остались, в следующем году забрали саксонские отряды, разрушив даже хозяйственные постройки. В 1914 году в Почаевской лавре побывал царь Николай II. Он назвал эту местность «украинской Швейцарией». Советский правитель — Никита Хрущев — спустя 46 лет после батюшки-царя тоже проведал святыню. Глава тогдашнего государства зашел в Успенский собор в традиционной белой шляпе, со сложенными за спиной руками. После его посещения Лавру пытались закрыть. На Троицкий собор повесили большой амбарный замок. Но люди, сломав милицейскую «стену», сорвали его. После этого последовали репрессии. Монашеские кельи забивали досками и опечатывали, а монахов ловили и отвозили на автобусах в открытое поле, где оставляли со словами: «Идите, куда хотите, но в монастырь не возвращайтесь!». А вот что писал в докладе партийным органам о Почаевской лавре после приезда господина Хрущева директор местного музея атеизма: «Почаевская обитель в бурные военные и послевоенные годы служила прибежищем бродяг, проходимцев, искателей легкой наживы, авантюристов и уголовных преступников. Грустные кельи и полутемные коридоры монастыря всегда были свидетелями многих преступлений и мерзких поступков разных деклассированных элементов…». Но исторические факты опровергают этот «отчет». Почаевский монастырь занимался просветительской деятельностью, которая началась еще при князе Константине Острожском в XVI веке, напечатавшем в монастырской типографии «Острожскую Библию». Деятельность эта продолжается и сегодня, но только монахами Джорданвильского Преподобного Иова — монастыря США, куда в 1921 году эконом архимандрит Виталий вывез старинную Почаевскую типографию. Развитие центра живописи в Почаеве не в последнюю очередь тоже связано с деятельностью монастырской типографии, которая во второй половине XVIII столетия оставалась одной из самых больших в Украине. В ней работали такие выдающиеся украинские граверы, как Адам и Иосиф Гочемские, Теодор Стрельбицкий и другие. О характере живописных работ почаевских иконописцев второй половины XVIII столетия дают представление картины «Иоан Дамаскин и Максим Исповедник перед богородицей», «Притча о виноградарях», «Богослужение Иакова», которые сохраняются в Лавре. Много выдающихся людей в разные времена побывало в Почаеве. В XVIII веке его посетили Григорий Сковорода, Феофан Прокопович, Василий Григорович-Барский. Весной 1846 года в Почаеве побывал Тарас Шевченко — четыре акварели видов Почаева он сделал именно здесь, записав, кроме этого, еще три песни («Ой у саду, саду гуляла кокошка», «Гиля-гиля селезень», «Ой випила, вихилила»). На основании собранных местных фактов о гайдамацких восстаниях XVIII века он написал повесть «Варнак» и одноименную поэму. Почаевскую обитель можно было бы сравнить с чутким барометром, который на протяжении четырех столетий показывает все крупные перемены, происходившие в общественной атмосфере Западной Украины. За монастырскими стенами светится неугасаемая лампада просвещения, книжной мудрости, высокого религиозного чувства. Очень интересна библиотека обители: богословие, аскетика, сельскохозяйственная, историческая, географическая, мирская и духовная периодика, богатейший отдел справочников и энциклопедий, большое собрание древних рукописей. А Почаевская икона Богоматери стала движущей силой земной истории Почаевской обители — вот уже 400 лет она находится в обители, оставаясь своего рода средоточием ее молитвенной жизни. Это не только музейная реликвия, памятник, удивляющий нас своей стариной и неоспоримыми художественными достоинствами; когда подходишь к образу, все эти важные по-своему критерии затмеваются. Ибо наше телесное зрение уступает место духовному, воспринимающему лишь свет и благодатное тепло. И этот момент, когда при первых словах молитвы икона медленно начинает опускаться вниз, всегда полон какого-то затаенного и напряженного ожидания чуда. И думается, ожидание это никогда не обманывает… А еще всякий, кто хоть однажды переступал порог Почаевского Успенского собора, мог видеть здесь бронзовый позолоченный ковчег за латунной оградой. Это место, окутанное непостижимой тайной, словно вобрало в себя горячие молитвы нескончаемого потока молящихся, которые приходят сюда уже не одно столетие. Как видим, «…престолы возникают и падают, алтари же стояли и будут стоять. Взявшись учить историю, советская власть кончила тем, что превратилась в исторический выкидыш», — писал впоследствии Митрополит Московский Филарет (Дроздов). С прекращением притеснений в религиозной жизни Украины заметно увеличился поток паломников, посещающих Лавру. Уставные богослужения, святыни Лавры, жизнь и проповеди иноков раскрывают их душам подлинную красоту и истинность православия. Почаевская лавра успешно выполняла и выполняет свою исконную миссию — быть светильником Православия на границе с Западом. Всякий храм можно уподобить молитве. Эта молитва, заключенная в дереве или в камне, может быть «смиренной и тихой, как бы сливающейся с прочими голосами земли, но могла она стать звонкой и настоятельной, как бы возвышающейся среди прочих голосов и даже их заглушающей», — писал инок, пожелавший остаться неизвестным. Речь идет об Успенском соборе Почаевской лавры: обращенный со скалы в небо, он звучит мощным, стройным аккордом. Не даром русский самодержец Николай I, даже в камне уловивший скрытый дух непокорности, назвал в 1842 году Успенский собор «произведением дерзкой архитектуры». Не думается, что в словах царя звучало недовольство, скорее — восхищение увиденным. Есть соборы, поражающие своей строгостью. Успенский собор поражает богатством красок золота и лазури, богатством живописи, богатством линий, граней, ярусов, геометрических форм. А еще — богатством пространства, поместившегося под его сводами, массивными и в то же время устремленными вверх. Монастырь пережил за семь веков десять больших и малых войн, поднимался от абсолютного оскудения до изобилия пожертвований, переполнявших все подвалы и амбары зерном; от гонений и репрессий до высшей духовной славы. История Лавры — неопровержимое подтверждение хранящего его незримого Покрова Пресвятой Девы Марии. Поэтому, вероятно, прав инок, сказавший о его вечном существовании… Прошлое — неотъемлемая часть нашей культуры. Бережное к нему отношение укрепляет нравственное здоровье народа. Надо показать нашим детям: чтобы быть человеком православной культуры, следует много трудиться и много знать. Не надо церковной агитации и пропаганды. Нужна христианская история и христианская культура — это не миф, не легенды, не сказки. Это реальная, полная драматизма история. В сущности, вся человеческая история — свидетельства веры и неверия человека. Почаевская лавра — за время своего существования пережила несколько смен конфессиональной принадлежности и полную трансформацию первичного архитектурного лица. Но идеалы, несмотря на все исторические катаклизмы, были сохранены, и многие продолжают жить ими до сих пор. Камни разрушаются, идеалы — нет.
http://www.zn.ua/3000/3690/38352/

Читайте також