Created with Sketch.

Песнь о скифах или изгнание рабов

12.02.2011, 23:05

Когда скифы вернулись из похода в Переднюю Азию, который продолжался 28 лет, дома их ждал неприятный сюрприз. Как сказано у Геродота, за это время их жены сошлись с рабами, и возмужавшее поколение отпрысков этих рабов встретило вернувшихся героев копьями, стрелами и мечами. Для надежной обороны даже был выкопан ров, следы которого до сих пор сохранились на Керченском полуострове.

Когда скифы вернулись из похода в  Переднюю Азию, который продолжался 28 лет, дома их ждал неприятный сюрприз. Как сказано у Геродота, за это время их жены сошлись с рабами, и  возмужавшее поколение отпрысков этих рабов встретило вернувшихся героев  копьями, стрелами и мечами. Для надежной обороны даже был выкопан ров, следы которого до сих пор сохранились на Керченском полуострове.

Все попытки скифов одолеть сопротивление рабов  в бою терпели неудачу, пока один из воинов не проявил смекалку, предложив следующее: усмирить восставших не силой оружия, а более подходящим для них инструментом, а именно кнутом. Так было и сделано, и как только  скифы вышли против рабов, взяв в руки кнуты, те тут же отступили, спасаясь бегством. 

Остановимся на этой истории, пристальней, поскольку она может рассматриваться, как исходная точка (сингулярности) в  процессе дальнейшего исторического развития. 

И так, однажды все скифы, тысячи крепких мужчин, оставив свои семьи, отправились  в далекий  поход из Причерноморских степей  в Переднюю Азию, затянувшийся на 28 лет. С какой целью? В чем был их мотив? Просто грабить и облагать данью богатые оазисы древних земледельческих цивилизаций? Конечно, они это делали, но, несомненно, так же и то, что мотив их похода должен был заключаться в некой особой героической миссии. А иначе скифское братство мало чем отличалось бы от банды грабителей, но такая точка зрения, безусловно, является нигилизмом, распространившимся, вследствие материалистического подхода к изучению истории. 

Кроме того, этому знаменательному походу, очевидно, предшествовало определенное пророчество в среде самих  скифов, однако, упоминания о нем нигде не встречаются. 

 Известный советский археолог Руденко, занимавшийся раскопками скифских курганов на Алтае, в своих трудах писал, что такой миссией  скифского похода могла быть «помощь национально освободительным движениям»  Азии и в частности, Мидии. 

В пользу героической или  «божественной» миссии скифского похода говорит  Библия: « Я приведу на вас, дом Израилев, -  говорит господь, -  народ сильный, народ древний, языка которого ты не знаешь…Колчан его как открытый гроб; все они люди храбрые» (Иеремия, гл.5.) 

Получается, Сам господь направлял скифов, хотя как уже говорилось, у них, очевидно, было свое объяснение божьей воли. 

Главное -  в другом:  скифы, приняв участие в столпотворении народов, тем самым уже выполнили свою миссию, поскольку, не только  принесли дух свободы зарождающимся империям и деспотическим царствам,  но показали им воочию свободных людей, то есть себя самих. У Геродота сказано так: « 28 лет скифы владычествовали в Азии и своей наглостью и бесчинством привели все там в полное расстройство». Это значит, что принятых законов скифы не соблюдали, но не стоит спешить соглашаться  с моральными критериями.  Как правило, свобода и порядок, на стороне которого часто бывает расхожая мораль, не совпадают. Скифская община была демократией в подлинном смысле этого слова. 

 Многочисленные спекуляции по поводу  демократии в наше время только подтверждают, что мы забыли, в чем смысл этого идеала. Настоящая демократия это вовсе не народовластие и не права человека, демократия это сообщество свободных людей, где каждый равным образом уважает другого. Не потому, что так принято по закону, а исходя из природного человеческого достоинства, уважать свободу других людей. 

Не случайно Гомер в Илиаде называет скифов этих «удивительных доителей кобылиц,» «бедными и справедливейшими из мужей» 

Эти  слова древнего поэта очень точно характеризуют героев.

 Они были бедными в том смысле, что сознательно не накапливали материального богатства, не создавали оседлую цивилизацию с  поселениями и городами, но именно по этой причине духовно богатыми, и потому справедливыми. Духовное богатство скифов состояло в забытых нами универсальных человеческих достоинствах:  героизме, благородстве, жертвенности, отваге и храбрости, щедрости, непривязанности, способности жить в единении с природой. Их духовный космос, что свойственно вообще всем кочевникам, не ограничивался идентификацией с определенной материальной национальной культурой, и уж, тем более, с абстрактной идеей. Они верили в бессмертие, как следствие своего героизма, потому, что только герои достойны  вечности.  Нам  может показаться наивностью такая искренность чистого сердца. Но эта вера делала их бесстрашными и по-настоящему великими людьми. 

Как и положено кочевой вольнице, скифы принимали в свои ряды добровольцев, тех, кто желал следовать их примеру свободной жизни. Это обстоятельство являлось дополнительным поводом для ненависти со стороны правителей древних государств, на территории которых они «бесчинствовали». 

Последующий ответный поход персидского царя Дария на скифов только подтверждает эту точку зрения. Персы, придя с войной в Скифию, руководствовались скорее не местью, а желанием наказать скифов за их свободу, поскольку насущным для всякой империи является покончить с вольницей, постоянно угрожающей ее основанию. 

  Самый свежий пример -  наказание Чечни Россией. Если это не наказание, то тогда истребление, а иначе чем объяснить масштабы так называемой антитеррористической операции: десятки, если не сотни тысяч жертв, большинство из которых мирные жители, стертые с лица земли селения и города. 

Как известно экспедиция Дария в Скифию закончилась позорным поражением. Знаменательно, что именно совершенная свобода скифов сыграла в этом роковую роль. Скифы избрали тактику отступления и партизанской войны. Дарий тщетно взывал к скифскому царю Иданфирсу, убеждая сразиться, и укоряя в трусости. На что скифский царь ответил ему, что отступает вовсе не из-за страха, а просто следуя привычной жизни кочевников: « Если же вы желаете, во что бы то ни стало, сразиться с нами, то вот у нас есть отеческие могилы. Найдите и попробуйте разрушить их. И тогда узнаете, станем ли мы сражаться за эти могилы или нет… А за то,  что ты назвал себя моим владыкой ты еще дорого заплатишь.» Цари  же скифов услышав от Дария слово «рабство» пришли в негодование.  Когда две армии уже стояли друг напротив друга в боевом порядке, готовые к сражению, перед скифским строем вдруг выскочил заяц. Скифы, тот час же бросились за ним, расстроив свои ряды. Когда Дарий узнал, чем вызвано смятение во вражеском лагере, он сказал: « Эти люди глубоко презирают нас. Я сам вижу, в каком положении наши дела… Нужен хороший совет как нам безопасно возвратиться домой.» 

Теперь вернемся к рабству и рабам. Противопоставление рабства и свободы это не имущественное разделение на богатых и бедных, угнетаемых и угнетенных. Как уже говорилось, можно быть бедным, но свободным. Раб и свободный отличаются смыслом существования.  Сознание раба функционирует дискретно от наживы к наживе, или от зарплаты к зарплате, управляется жадностью и желаниями, не имеет значения, владеет ли он миллиардами или думает лишь о куске хлеба на сегодняшний день. Имперсональный господь или фюрер такого сознания это благополучие, которое провозглашается и объявляется главным смыслом существования.  Целью жизни свободного человека никогда не бывает благополучие. Его сознание целостно и смысл его жизни в расширении горизонта и степени свободы за счет познания истины.  Свободный человек, даже если сам богат, не станет ради своего богатства и положения унижать, подавлять насиловать  других людей. Свободный сам захочет сделать свободными других. И потому, он не станет преследовать оппонентов и может быть великодушен к врагам. Он не побоится потерять своего богатства. 

 Современная привычка богатых в материальном смысле людей оккупировать  руководящие посты и, таким образом выраженная, их претензия на общественное лидерство, ясно показывает, что они все еще остаются ничтожными рабами в духовном смысле. Они все делают наоборот: боятся потерять накопленное богатство, стремятся расправиться с оппонентами, не имеют великодушия к врагам, своей непомерной жадностью угнетают других людей, и разрушают планету. Рабы распространяют рабский менталитет, они всегда стремятся унизить других, потому что не знают другого способа возвыситься самим. Когда они овладевают миром, мир становится тюрьмой. 

 Скифский царь Анахарсис сказал сыну греческого царя:

«У тебя развлечения и полный кошелек, а у меня стрелы да лук, поэтому ты раб, а я свободный. У тебя много врагов, а у меня их нет вовсе. Если ты захочешь выбросить деньги взяться за лук и колчан и жить вместе со скифами, то и у тебя появятся все наши блага». 

Если лук в данном случае символ свободной жизни, то кнут, с которым скифы тоже не расставались это символ наведения порядка, и изгнания рабов с хозяйских мест, которые они заняли не по праву. 

Как и 2600 лет тому назад, перед нами снова задача освобождения, от рабского сознания и  материальной жадности самих себя, своей страны и мира вокруг. Для этого нам нужно глубокое духовное пробуждение и возрождение. Для этого нам нужны новые лидеры, которые сами являются свободными людьми. 

 И последний, так называемый гендерный вопрос: почему скифские жены сошлись с рабами?

Скорее всего, они боялись, что их мужья больше не вернутся и скифский род будет обречен на исчезновение. Им не достало мужества Пенелопы, сумевшей дождаться Одиссея из многотрудного похода на Трою. 

В наши дни, как и прежде, многое зависит от женщин. Отдадут ли они предпочтение рабам, женихам, спешащим на царский трон, или наберутся терпения, чтобы не только ждать, но и вдохновлять своих мужчин и царей, быть не просто формальными хозяевами - снабженцами, рабами мнимого благополучия, а героями сумевшими выполнить самое трудное – принести свободу своей земле, народу и всему миру.

 

Читайте також