Created with Sketch.

ПОКУШЕНИЕ НА ДУШУ. Открытое письмо Петра Винцукевича Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

15.08.2010, 16:24

Открытое письмо Петра Винцукевича Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу Є різновид приватних листів, на котрий не поширюється таємниця листування. Це так звані відкриті листи, які хоч і написані від однієї особи до іншої, але їхній зміст важливо донести до якомога більшої кількості читачів. Петро Вінцукевич, кандидат богословських наук, колишній ректор Волинської духовної семінарії, написав такого листа – «Замах на душу» – Патріархові Московському Кирилові, користуючись приводом його візиту в Україну 20–28 липня 2010 р. Автор зупиняється на трьох аспектах стосунків між Українським і Російським Православ’ям – історичному, канонічному й етичному, коротко аналізуючи кожен із них. Листа написано в полемічному, публіцистичному стилі, добірною російською мовою. Він буде цікавий усім, кому важливі міжправославні зв’язки, хто проявляє інтерес до минулого й сьогодення українського та російського народів.

Открытое письмо Петра Винцукевича Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

 

Ваше Святейшество!

Для того, чтобы Вы лучше поняли меня, – пользуюсь русским языком. Прежде всего разрешите представиться: я – православный христианин, бывший политзаключенный сталинских концлагерей. В середине 90-х годов – ректор Волынской духовной семинарии Киевского Патриархата.

Да! Мы с Вами в некотором роде, однокашники, а именно: я имел честь учиться там, где учились и Вы, – в Ленинградской духовной академии. К сожалению, меня вскоре отчислили, поскольку я как бывший политзаключенный не имел права на прописку в больших городах. Однако мне все-таки удалось закончить академию со степенью кандидата богословских наук в другом месте – в Катакомбной Церкви Патриарха Тихона. Говорят, Вы тоже претерпели какое-то там преследование, хотя это не помешало Вам сделать блестящую и быструю карьеру. Простите меня за то, что я назвал Вас своим однокашником. Поверьте, я напомнил о нашем пребывании в одной школе не для того, чтобы искупаться в лучах Вашей славы, а только для того, чтобы вы знали, что историю Церкви, христианскую философию и каноническое право знаю не хуже Вас, так что разговор будет серьезный. Конечно, Вы не обязаны вступать в полемику с каким-то там бывшим зэком, но Вы можете поручить это дело, скажем, своему митрополиту на Волыни, Нифонту, дабы он возразил мне, на что я очень надеюсь.

Ваше Святейшество! В своих проповедях в Одессе, Днепропетровске и Киеве Вы много говорили о единстве наших народов, каноничности и покаянии, поэтому позвольте разделить нашу проблему на три аспекта: исторический, канонический и этический.

Начнем с истории. Весь смысл Ваших доводов сводился к следующему: поскольку мы, украинцы и русские, единый народ, то претензии Украины на получение статуса Поместной Церкви не имеют смысла. Скажу сразу, тезис о единстве наших народов лишен научных оснований. Наши народы никогда не были этнически едины, мы оказались оккупированными более сильным в военном отношении соседом и пребывали в ненавистной нам империи триста лет. Довод о добровольном воссоединении – сказка, ибо московской стороной сразу же нарушались все условия этого военного договора: было уничтожено местное самоуправление, гетманщина, казацкое войско, а затем пошло-поехало: запрет печатать книги на родном языке, полное подавление национальной культуры и, наконец, грубое и вероломное уничтожение независимости самой древней восточнославянской митрополии. Такова цена так называемого воссоединения.

А было ли кровное родство наших народов? Посмотрите на карту Восточной Европы IX-X вв. – там четко обозначены славянские племена, жившие на территории современной Украины и Белоруссии: поляне, древляне, дреговичи, радимичи, кривичи, полочане, волыняне, а далее на восток и север обитали угро-финские племена с совершенно другой речью и культурой: чудь, весь, меря, черемисы, мордва, пермь, ям и т. п. На это указывает и Нестор-летописец («Повесть временных лет», 25.6). Эти племена никакого родственного отношения к славянам не имели. Слаборазвитые в социальном плане, не имеющие собственного самоуправления, они вынуждены были пригласить варягов, дабы те управляли ими («придите и правьте нами»). Киевская же Русь не имела нужды в такой помощи, потому что к этому времени стала настолько высокоразвитой и сильной европейской державой, что угрожала даже Византии. Это потом князь Олег, вероломно убив князей Аскольда и Дира, захватил Киев. Однако Ваш митрополит Агафангел утверждает: «Киевская Русь всегда была с Великой Россией. Киев без Великой России в отдельности от нее невозможен ни в коем случае». Смешно, правда? Что это? Полное невежество или неудержимая украинофобия, как у Лужкова и Затулина? Думаю, что и то и другое. Глупость всегда идет рядом с ненавистью и чванством. Да не было тогда Великой России, вообще не было никакой России, была Киевская Русь и ее жители – русичи.

Но давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны: если мы единый народ, если мы ваш народ, то зачем же вы уничтожали этот народ миллионами, разрушали нашу самобытную культуру, гноили в казематах наших патриотов, морили голодом, всячески унижали и продолжаете унижать? Спросите сейчас в русской глубинке, как они относятся к Украине и украинцам, – непременно услышите: «У, хохлы, бандеры». Я слышал это не раз. Статистика свидетельствует, что 60 % граждан России отрицательно относятся к Украине. Один герой Достоевского выразился так: «Я сделал этому человеку зло, поэтому и ненавижу его», вот и вы ненавидите нас потому, что сделали нам много зла.

Однако продолжим наш экскурс в историю. Только значительно позже, ввиду особых исторических условий (междоусобные брани и нашествие татаро-монголов) славяне стали проникать на восток и север – так вливалась славянская кровь в жилы перечисленных выше угро-финских племен. После разгрома Киева татаро-монголами центр тяжести социально-политической жизни переместился на более безопасный север, и началась эпоха постепенного возвышения Москвы. Итак, Ваш народ получил из Киевской Руси славянскую кровь, христианскую веру и просвещение. Не мне Вам рассказывать о том, кто первые просветители вашей земли, первые митрополиты и епископы. Назову только некоторых: Московский митрополит Петр (родом из Волыни), Иосаф Белгородский, Иннокентий Иркутский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович; даже Ломоносов получил образование в Киеве. Да, Киев – мать городов русских. А как вы относились к этой своей матери? Вы разоряли ее и унижали с первого дня, как только набрались силы. Приведу только один пример: сын Юрия Долгорукого (основателя Москвы) в 1169 г. на второй неделе Великого поста полностью сжег и разорил Киев, вырезал половину киевлян. Историк Костомаров пишет, что не было пощады ни старым, ни малым, ни церквям, ни монастырям; из города вывезли всё, что только можно: иконы, ризы, колокола; вывезли и знаменитую икону Вышгородской Божьей Матери, которая теперь почему-то стала вашей и называется Владимирской. Так вы поступали всегда – брали то, что хотели. Князя Андрея Боголюбского, этого разбойника, вы причислили к лику святых только потому, что он молился. В 1569 году Иван Грозный буквально залил кровью свободолюбивый Новгород, а потом долго молился. Да и в самом деле, почему бы вам не канонизировать Ивана Грозного, Петра І и Сталина, они ведь тоже очень много сделали для могущества России. Вы скажете, что многое построили в Киеве за время вашего господства. Да, вы многое строили нашими руками; нашими руками основан и Санкт-Петербург – там под гранитными плитами лежат кости многих тысяч казаков. Нашими руками вы и теперь качаете нефть в Тюмени и многое другое делается у вас трудолюбивыми руками украинцев. Но хватит об истории; как говорят, «история не в том, что мы носили, а в том, как нас пускали нагишом». Исходя из украинского опыта – так оно и есть.

Теперь обратимся ко второму аспекту – каноническому. В самом деле, трудно понять логику московских духовных отцов.

Почему, например, Польская Православная Церковь, насчитывающая всего лишь около двухсот тысяч прихожан, получила автокефалию, а почти пятидесятимиллионный народ, живущий в независимом государстве, обладающий колоссальной самобытной культурой, лишен этого права? Почему? Говорят, Украинская Православная Церковь не имеет на то согласия матери-церкви, то есть Московского Патриархата.

Подождите, мы только что говорили о том, что именно Киевская митрополия – самая древняя на Руси – была духовной матерью всех восточноевропейских славян. Как же это произошло, как дочь вдруг стала матерью, а ее мать – рабыней? Как это произошло, знают все, знаете и Вы, Ваше Святейшество, знают и много раз купленные вами восточные патриархи, стыдливо опускающие глаза, видя эту вопиющую несправедливость. А произошло беззаконие просто по принципу: купи – продам.

После так называемого воссоединения (1654 г.) московские вельможи не удовлетворились захватом светской власти в Украине, им нужна была душа народа. А где душа? В Церкви. Поэтому царское правительство и Патриарх (к тому времени Московская Церковь уже получила своего Патриарха, между прочим, тоже сомнительным путем) подняли вопрос о подчинении Киевской митрополии Москве. В 1686 году в Константинополь направилась московская делегация во главе с Никитой Алексеевым с целью вырвать согласие восточных Патриархов на ликвидацию независимости Киевской митрополии. Подкупленный богатыми дарами, Константинопольский Патриарх Дионисий пошел на эту сделку, и хотя впоследствии за это был лишен сана, но несправедливое решение осталось в силе. Теперь мы спрашиваем: упразднение независимой Киевской митрополии было актом правовым, законным, каноничным или нет? Молчите? Как просто и легко московская дочь купила себе материнское право, и с тех пор не отпускает на свободу свою поруганную и обездоленную мать-рабыню.

Но все это дела давно минувших дней. Ну а теперь имеет ли Украина право как отдельное, независимое государство на свою поместную Церковь? Да, имеет полное каноническое право, а Москва не имеет никаких законных оснований удерживать ее при себе, если не считать чисто политических соображений кремлевских политиков, и вы, Ваше Святейшество, работаете в унисон с ними. Поэтому творите Вы не дело Божие, а дело царское.

Напоминаю, каноническое право – совокупность церковно-правовых норм, утвержденных Апостольскими правилами, постановлениями Вселенских соборов, которые регулируют жизнь Церкви. Так, 34-е апостольское правило гласит, что каждый народ должен иметь своего первоиерарха, а это значит, что данное правило признает за каждым отдельным народом право на собственную независимую Церковь. 17-е правило IV Вселенского собора и 38-е правило VI Вселенского собора утверждают, что каноническим основанием для независимости той или иной Церкви является административно-территориальный раздел, то есть когда народ получает независимое государство. Даю это правило дословно на церковнославянском языке и по сборнику, изданному в Москве в 1876 году: «Аще царскою властию, вновь устроен, или впредь устроен будет град: то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел» (38 пр. VI Вселенского собора).

Спрашивается, что еще надо?! Правило будто специально написано для независимой Украины. Но для Москвы законы не писаны; они знают одно: хохлы вечно должны быть под ее рукой.

Да и вообще, совершенны ли эти канонические правила? Вы хорошо знаете, что многие из них устарели, потеряли смысл, и даже те, которые могут регулировать внутреннюю жизнь Церкви, никем не исполняются. Но это уже совсем другой разговор. Каноны – дело рук человеческих, они писалась с учетом определенной политической ситуации. Например, 7-е правило І Вселенского собора предусматривает первенство чести за епископом Иерусалимским. По-видимому, так оно и должно быть, потому что в Иерусалиме пострадал и воскрес Господь наш Иисус Христос, из этого города начала распространяться евангельская благая весть, здесь состоялся первый Апостольский собор. Но уже 3-е правило ІІ Вселенского собора отдает первенство чести епископу Константинопольскому. Почему? Очень просто – изменилась политическая обстановка в мире: Иерусалим пришел в упадок, а Византия возвысилась. Может быть, Константинопольского епископа назначил Вселенским Господь, и тот кому-то может дать автокефалию, а кому-то не дать? Но тут, как мы знаем, иногда решают вопрос богатые дары, а по-нашему – взятка. Вы-то хорошо знаете, сколько ваша патриархия выкладывает ему «на лапу» (извините за грубое слово), чтобы он проводил вашу политику. Но он и вас 141 год не признавал каноническими. Спрашивается, это было справедливо или нет? Не слишком ли мы кланяемся восточным патриархам? Ведь в нашем Киевском православии больше епископов, чем у Вселенского Патриарха приходов.

Если каноны пишутся людьми, то благодатность подается Богом. Так что напрасно ваши подчиненные постоянно твердят, что мы, дескать, безблагодатные. Если благодатность связана с каноничностью, то выходит, что и вы все эти 141 год были лишены благодати. Но разве великие подвижники вашей земли не доказали обратное? Думаю, хватит о канонах, я и так утомил Вас, Ваше Святейшество. Но все-таки в заключение хочу обратиться к третьему православному аспекту.

Ваше Святейшество! На Владимирской горке Вы призвали нас к покаянию. Да, Вы правы, покаяние – не слабость, а великая нравственная сила, способная обновить не только отдельного человека, но и все общество. Только, думается мне, процесс покаяния нужно начинать с самого себя – так заповедал нам Спаситель. Начните же это доброе дело с самого себя и от имени своего народа. Покайтесь за то, что триста лет тому назад незаконно, путем подкупа, шантажа и вероломства забрали себе самую древнюю на нашей территории митрополию; за то, что все триста лет унижали нас, разрушали нашу культуру, запрещали наш язык, заставляли наших детей умирать в империалистических войнах; за Соловки, за казематы для наших патриотов, за сталинские лагеря, за голодомор – за всё, за всё! Это вы должны просить прощения в украинцев и других народов за свои империалистические злодеяния. Вы должны просить прощения у польского народа, ибо ваши отцы расстреляли под Смоленском двадцать тысяч пленных поляков. Вы должны просить прощения у греко-католиков, чьих священников, в угоду вам, НКВДисты сгноили в тюрьмах. А почему бы Вам лично не сделать это и не показать пример христианского смирения и покаяния? Прислушайтесь к голосу вашего прекрасного поэта:

«Молитесь, кайтесь, к небу длани
За все грехи былых времен,
За ваши каинские брани
Еще с младенческих пелен!»

Где там! Москва не имеет обычая извиняться за свои черные дела: «Москва слезам не верит». А нам просить прощенья не за что. Мы не разрушали, а обогащали вашу культуру, не гнали вас в Сибирь, не морили голодом, не топтали вашу свободу. Ах, да! Все это делали не вы, а большевики! А большевики – это кто? Инопланетяне или какие-нибудь кочевники, ворвавшиеся на нашу землю и залившие ее кровью? Позвольте Вам напомнить слова не какого-то там бандеровца, а русского мыслителя Николая Бердяева, который писал, что большевизм – явление русское, национальное (см. «Истоки и смысл русского коммунизма»).

Я часто задаю себе вопрос: что же связывает ваше духовенство с коммунистами? Ведь факты вопиющие. Сотрудничество Московской Патриархии с богоборческой партией продолжается 85 лет, начиная от Сергия Страгородского и «до сего дне». Чего стоит речь Патриарха Алексия І над гробом Сталина: «Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой наш народ ощущал собственную силу... Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам... И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано нашей Церкви нашим Правительством… Память о нем для нас незабвенна и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, „в путь всея земли“, горячей молитвой... И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой горячей любовью возглашаем вечную память» («Журнал Московской Патриархии», 1953 г., № 4). И это говорил человек, сам отсидевший срок в концлагере. Видимо, правду говорят: «Битая собака вернее служит». Какая гадость! Послушайте, Вам не стыдно за свою Московскую Патриархию?!

С тех пор мало что изменилось; сотрудничество вашей иерархии с коммунистами продолжается. Не могу забыть, как ваш митрополит Агафангел, будучи депутатом Верховной Рады, защищал коммунистическую империю и статую Ленина, которую требовали снять наши патриоты, как он дружно голосовал с красными атеистами. Один ваш поп пристроил в иконостас портрет Сталина, – помните такой факт? Донецкий протоиерей Дмитрий Гапонов, освящая коммунистическую газету, сказал, что между марксизмом и христианством нет никакой разницы. Да? Вы тоже так думаете? А ваш митрополит Владимир (Сабодан) наградил духовным орденом первого коммуниста Украины Петра Симоненко. За какие такие заслуги перед Церковью?! Ваша горячая сторонница, «очень православная» Наталья Витренко, всякий раз возлагает цветы к памятнику Ленину в Киеве – этому злейшему врагу Христа. Вот такое ваше «православие». Почему все это происходит? Очень просто: коммунисты мечтают восстановить прежнюю политическую империю, а вы – духовную, вот ваши интересы и совпадают. А какой будет эта империя, красной или белой – вопрос второстепенный.

И еще хочу спросить: почему Вы так держитесь за нас, благодетель Вы наш? Я прожил в России пятнадцать лет, исходил многие ее районы и везде видел одну и ту же картину: разрушенные, обезглавленные храмы, превращенные «богоизбранным народом» в нужники. Такого не увидите в Центральной и Западной Украине. У нас в каждом селе церковь, любовно украшенная вышитыми рушниками. В Луцке проживает не многим более двухсот тысяч человек, но почти тридцать храмов по воскресеньям наполнены верующими. В вашей же глубинке на целый район одна церковь и та пустует. Вот где приложите свою духовную энергию, свои пастырские силы; научите свой народ хотя бы уважать святыни, а нас учить вере не надо – Украина молится.

Когда я дописываю это письмо, Вы летите домой, в Москву. Наверное, Вы вспоминаете свой визит и обольщаетесь тем, что видели и поняли Украину. Нет, вы ее не видели. Вы видели только следовавший за вами свой десант, лаврских кликуш, обеспеченных особыми пропусками, и продажных политиков – они всегда найдутся под рукой, а настоящей Украины вы не видели. Вот если бы Вы побывали у нас во время оранжевой революции, Вы бы ее увидели. Ничего, даст Бог, еще увидите. Ваш визит – это очередное покушение на нашу душу.

Ваше Святейшество! Тяжба наша долгая и потребует много сил, но мы найдем их. А знаете, кто победит? Нет, не те, кто окажется в более выгодном политическом и экономическом положении, не те, кто заручится поддержкой все тех же восточных патриархов и даже всего мирового Православия. Победят те, кто больше принесет жарких молитв к престолу Всевышнего, те, кто житием своим подаст пример правды, веры, надежды и любви. В конце концов победят убиенные вашей властью миллионы мучеников, кровь которых вопиет к Богу. Помните, будет еще суд Божий. Украина молится...

Читайте також