Created with Sketch.

ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС. Почему в Черкассах не выполняют указы президента?

30.09.2003, 10:37

Валерій ВОРОТНИК. — "Антенна", №20, 29 вересня 2003 року (рос.)

Тема межконфессиональных отношений — тонкая и деликатная. Доминирующим на территории Черкасской области есть, конечно же, православие. Однако сама область является полиэтнической и в религиозных убеждениях граждан царствует полнейший плюрализм. У нас представлены несколько ветвей православия, более десятка протестантских христианских церквей и, конечно же, римо-католики. В силу вполне объективных исторических причин, в 16-18 ст. в некоторой части области доминировала именно католическая церковь. Еще в 16 веке Правобережье, включая и Черкассы, входило в состав государства Речь Посполитая. Сегодня трудно объективно разобраться в тех далеких событиях. Был ли это гнет польско-литовских феодалов, как то утверждает история, писанная в советские времена, или украинские земли входили в состав сильного европейского государства, в котором доминировали вполне демократические традиции, был избираемый парламент (сейм) и избираемый король, — своеобразный аналог политического устройства современной Украины? Тем более что на алтарь взращивания украинской национальной идеи уже во времена независимости положено и само понятие исторической правды. Взаимоотношения украинского и польского населения, как-то: католиков и православных, в разные времена складывались не всегда безоблачно. Сегодня по какой-то причине в массовом сознании продолжает царствовать стереотип лишь негатива в межэтнических отношениях, при этом забывая, что после Данилы Галицкого в украинской истории наступил период интеграции в Европу; что украинцы и поляки были не только враги, но и товарищи по оружию, громившие вместе и татар, и турок, и русских, а в самом начале 17 века, в Смутное время России, вместе покорившие Москву. Многие годы, о которых постарались забыть большинство новоиспеченных радетелей украинского национализма, в Речи Посполитой царили мир и согласие. Возможно, именно это был очередной утраченный Украиной шанс остаться европейским государством. Однако рознь и амбиции, борьба за булаву заставили украинских политических лидеров тех лет выбрать другой путь — путь в кровожадную Азию, который в конце концов привел нацию к русским Соловкам и Колыме, путь, который завершился голодомором и Чернобыльской трагедией. Жизнь поляков в 18-19 веках не очень отличалась от жизни украинцев. Большая часть Польши, как и Украина, утратили суверенитет и к тому времени влились в состав Российской империи, где в одинаковой мере были чужды метрополии, считавшей их братьями младшими. Так и жили оба народа, перемешавшись и ассимилировавшись на огромной территории от Одера до Днепра. Однако даже во времена царизма свобода совести в какой-то мере уважалась. В 18-19 вв. число поляков и украинцев, исповедовавших католицизм, составляло достаточно большую часть населения. Практически во всех населенных пунктах правобережной части Черкасщины католических храмов было ровно столько же, сколько и православных. Теперь же большинство из костелов и часовен стерты с лица земли. Но и сегодня очень часто в облике хозяйственных построек ярко угадываются черты и фрагменты средневековой готики. Возьмем хотя бы Мошны, где в 20-е годы под мельницу переоборудовали католический храм. А в Городище в католическом соборе долгое время был склад, конюшня, а затем клуб. Впоследствии эту церковь местные власти передали православным. В райцентре не оказалось ни одного наследника католических традиций, пережившего Советскую власть... Смела и Черкассы ничем особенным в этом плане не отличились. Большинство храмов, как католических, так и православных, советская власть стерла с лица земли. Сегодня в областном центре лишь посвященным и узкому кругу прихожан известно место расположения католической церкви, представляющей в Черкассах ведущую в мире ветвь христианства. Недоумевают и иностранцы, побывавшие в нашем регионе. Ведь каждый ревностный христианин должен в воскресенье обязательно побывать в храме. Как объяснить польскому или итальянскому инвестору, который вкладывает в экономику области серьезные капиталы, что признанная в мире христианская Римо-Католическая Церковь действует у нас в условиях едва ли не подполья? И как вообще все это согласуется с законодательством современной Украины, декларирующим свободу совести и религиозных убеждений? Смеле повезло чуть больше Черкасс. В зелени центрального городского парка скрывается... Очень хотел сказать храм. Точнее — руины костела Успения Пресвятой Богородицы. Рядом с храмом расположен и так называемый «домик священника» — небольшое сооружение, входящее в единый с ним архитектурный комплекс и до прихода Советской власти являющееся собственностью католической общины. Оно находится в значительно лучшем состоянии, чем сам костел. Хотя как можно сказать «лучшем» в отношении вросшего в землю домика, где последний капитальный ремонт делался, наверное, во времена Никиты Хрущева... Да и то не из заботы об архитектурном памятнике, а из стремления к утилитарному его использованию. В домике этом испокон советской эпохи расположен Смелянский местный суд. Вот такие наследники божьей справедливости. А уже после обретения Украиной независимости, в 1993 году, перед центральным входом в костел местные власти установили памятную стелу, посвященную героям восстания против... польских феодалов. Вот такое смелянское понимание примирения и консолидации в обществе. Говорят, что консул Республики Польша, посетивший полуразрушенный храм, был немало удивлен такому соседству. Как будто в Смеле не нашлось иного места для установки стелы, кроме как возле польского костела и на месте католического кладбища. Вот такое у нас узколобое понимание национальной идеи... Достоверно известно, что храм был заложен в 1818 году и строился 10 лет. Когда воцарился тоталитарный режим, его постигла участь многих культовых сооружений. Он был закрыт и переоборудован в дом культуры. Здание было видоизменено, разрушены важные конструктивные элементы. Одно время из него хотели сделать ЗАГС, был даже составлен соответствующий проект в стиле советского социалистического модернизма. Но, к счастью, советская власть закончилась, и храм это, по всей видимости, спасло. В последние годы в нем располагалась районная библиотека, и ее сотрудники работали просто в ужасных условиях сырости и средневекового мрака. Последние несколько десятилетий руины костела привлекали местных кладоискателей, изрывших в поисках сокровищ времен феодализма все подвальные помещения и фундаменты храма. Только вот неизвестен ни один случай находки вещей более ценных, чем кости и деревянные фрагменты гробов нескольковековой давности. Не жили тогда католики богато на территории Российской империи, и не было у них необходимости прятать несметные богатства в катакомбах и подземных ходах. Все это — всего лишь романтическая легенда... Сегодня украинская Конституция гарантирует равные права всем религиозным течениям. В Украине существуют ряд законодательных актов, гарантирующих возвращение церквям собственности и сооружений, которые были отобраны у них в период строительства «светлого будущего». Правда, в большинстве случаев возвращать уже нечего... Римо-Католическую Церковь представляет в Черкассах отец Александр Гурский — молодой и энергичный священник, который на протяжении уже многих лет возрождает утраченные у нас традиции католицизма и дает возможность духовного общения католикам Черкасщины. Последние несколько лет он занимается возрождением костела Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, он вынужден констатировать факт непонимания, которое сложилось между католиками с одной стороны и черкасскими областными и районными смелянскими властями — с другой. — Почти три года мы не можем решить вопрос, связанный с ремонтом выдающегося памятника архитектуры национального значения — римо-католического костела Успения Пресвятой Богородицы в городе Смела, — рассказывает Александр Гурский. — Возвращали мы церкви храм почти три года, а теперь ничего не можем сделать по его восстановлению. Хотя в нашей ситуации все эти работы должно сделать государство. А государство сознательно этого не делает. Мы официально обращались и в облгосадминистрацию, и в министерство культуры, и к Президенту Украины, но все ответы сводятся к одному — мол, действительно, это памятник национального значения и финансирование его реставрации должно происходить за счет государства. Однако этого не происходит. Мы пытаемся вести ремонтно-реставрационные работы собственными силами, однако местные смелянские власти заявляют, что мы ведем незаконные ремонтно-строительные работы! Наша ситуация интересна и тем, что рядом с костелом находится еще одно сооружение. Это так называемый «домик священника». У нас есть заключение управления градостроительства и архитектуры ОДА, что этот домик и костел составляют единый архитектурный ансамбль. И коль так, то и правовой статус этих двух сооружений одинаков — они попадают под действие Закона «Об охране культурного наследия». Сегодня в этом помещении расположен суд, однако по закону его должны перенести в другое место, тем более что помещение аварийное и для суда мало подходит. Мы могли бы отреставрировать его в первую очередь и временно проводить в нем в период ремонта костела богослужения. Тот, кто был в храме, может сам убедиться в том, что невозможно одновременно осуществлять богослужение и проводить ремонт. Это и опасно для прихожан — ведь нельзя же находиться на стройплощадке большому количеству людей. Позиция чиновников крайне интересна. Все, начиная с уровня района до администрации Президента, понимают культурную ценность объекта, хорошо понимают, что нужно храм ремонтировать, но, несмотря на все наши мытарства, ситуация никоим образом не решается. Ваша газета когда-то писала о том, что власти долгое время не хотели нам возвращать костел. В конце концов это произошло. Но все наши старания добиться в соответствии с законодательством возвращения всего комплекса уцелевших сооружений пока не увенчались успехом. Мы вынуждены были обратиться в арбитражный суд с иском. Наши требования законны, однако их удовлетворить никто в Черкассах не стремится. Хозяйственный Суд лишь засвидетельствовал, что решение наших вопросов зависит исключительно от облгосадминистрации и лично от господина Лешенко как от гаранта Конституции в области. Поскольку законом Украины о свободе совести и религиозных организаций, который действует в контексте ст.35 Конституции, предусмотрено, что культовые сооружения и имущество возвращаются религиозным организациям решением местной администрации. И по завершении хозяйственного суда мы (в который раз) обратились с требованием возврата имущества. — Неужели чиновники так демонстративно могут игнорировать требования законодательства? — Суд решил отказать нам в иске, поскольку решение этого вопроса на основании ст.17 закона Украины «О свободе совести» является исключительно прерогативой облгосадминистрации. Мы обратились к губернатору как к последней инстанции, от которой зависит решение этого вопроса. После чего нам может остаться только опротестовать бездеятельность госслужащего в судебном порядке. Пока ответа нет. — Сколько человек насчитывает католическая община Черкасс? — Это более 200 человек. А церковь расположена в крошечном частном доме. Мы решили вопрос, чтобы все прихожане смогли побывать на богослужении, нам приходится его проводить... в три смены. Однако мы надеемся, что наши требования в конце концов будут услышаны и католики смогут удовлетворять свои духовные потребности и на Черкасщине... — Как обстоят дела с выделением земельного участка для строительства храма в Черкассах? Ведь до революции римо-католический храм был расположен в самом центре города, а сегодня ваши прихожане вынуждены ютиться в небольшом частном доме по улице Пионерской. Вы неоднократно обращались к городским властям... — Сегодня этот вопрос никак не решается. Городские власти остаются к нему слепы и глухи. Несмотря даже на то, что в подкрепление этих наших законных требований было письмо заместителя главы ОДА г-на Чабана к мэру и исполкому с просьбой выделить земельный участок, как это предусмотрено Указом Президента «О преодолении негативных последствий тоталитарного режима по отношению к религиозным организациям». Ведь существование костела в центре Черкасс подтверждено архивно. В справочнике «Весь город Черкассы» за 1913 год под редакцией Айзенштейна сказано, что костел находился по улице Смелянской. Тогда она располагалась между современными улицами Фрунзе и Ильина. Нам еще удалось подтвердить архивно, что в 1923 году костел Святого Николая еще существовал. В дальнейшем его судьба теряется. Наши требования нашли понимание в областной администрации, но не нашли поддержки в мэрии Черкасс. Мы ведь не требуем вернуть нам именно наш земельный участок и снести сооружения, расположенные на нем! Коль католики являются полноправными гражданами Украины, костел в Черкассах расширит горизонты видения социальной и исторической справедливости, горизонты свободы. Будет способствовать религиозной и этнической консолидации общества.
http://antenna.com.ua/stat.php?032017

Читайте також