Прот. Андрій КЛЮШЕВ, дияк. Андрій ГЛУЩЕНКО. Доповідь на конференції "Славянский мир: общность и многообразие" (Коломна, Московська обл.), 22-24 травня 2007 року (рос.)
Доклад на конференции "Славянский мир: общность и многообразие" (Коломна, Московская обл.), 22-24 мая 2007.
"Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, - не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его". (1Кор.9:20-24)
Более тысячи лет назад славяне познали и приняли христианскую веру. Трудами братьев Мефодия и Кирилла для славян стало доступным Слово Божье на их родном языке. Сотни лет Православие было той платформой, на которой базировались братские чувства славянских народов. Болгары, сербы, словаки, словенцы, русские, имея свои государства, свои политические интересы, свои культурные особенности, тем не менее, были близки друг-другу как одной верой, так и общими лингвистическими корнями.
Поскольку наша научно-практическая конференция касается вопросов общности и многообразия славянского мира, представляется уместным поднять на ней вопрос о языковой проблеме в современной Украине в целом и о использовании украинского языка в богослужениях в частности.
Общая численность украиноязычного населения, по оценкам, составляет около 39,4 млн. человек (1993).
На территории Украины в 1993 году было около 31 млн. говорящих по-украински, к 2001 году (согласно переписи населения) их число увеличилось до 32,7 млн. человек - 67,5 % населения Украины [1]. Сейчас эта цифра ещё выше.
Территориально наиболее распространён украинский язык в Тернопольской области (98,3 %), наименее - в Севастополе (6,8 %).
У граждан Украины украинский язык наиболее распространён среди этнических украинцев (85,2 %) и поляков (71,0 %), наименее - среди крымских татар (0,1 %) и венгров (3,4 %). Среди русских - 3,9 % [2].
Количество украиноязычных граждан растёт с каждым годом. Это обусловлено тем, что законы Украины (10 ст. Конституции, "Закон о государственном языке", 7 ст. "Закон об образовании") требуют использовать украинский язык как "обязательное средство общения при осуществлении полномочий органами власти, … в учебном процессе в дошкольных, общих, средних, профтех. и высших учебных заведениях…" [3]. Большинство СМИ подаёт информацию также на украинском языке. За полтора десятка лет произошла стремительная украинизация общества. Политики, журналисты, педагоги стали заново учиться общаться по-украински.
Какова же языковая ситуация в церковной жизни Украины? Если в РПЦ в вопросе богослужебного языка проходят дискуссии между традиционалистами и модернистами о применении в богослужениях русского языка наряду со славянским, то в Украине дела гораздо сложнее.
Как известно, в начале 90-х годов в Украине появилась т.н. Украинская Православная Церковь Киевского патриархата во главе с бывшим митр. Филаретом (Денисенко). К уже существующей УАПЦ (Украинской автокефальной православной церкви) прибавилась ещё одна раскольническая структура. Богослужения в этих "церквях" стали проводиться по-украински. Даже расколоучитель Филарет заговорил на "державній мові" (до учинения раскола он пренебрежительно отзывался об украинском языке называя его польско-жидовским гибридом).
Греко-Католическая Церковь изначально использует украинский, как язык богослужений. И хотя количество приходов канонической УПЦ превышает число приходов УПЦ КП, УАПЦ и УГКЦ вместе взятых, статистика приводит данные опросов, которые заставляют серьёзно задуматься о религиозно-патриотических тенденциях в Украине. Филарет, в интервью, любит приводить эти данные, согласно которым 34% православных украинцев (прим.10 млн.) на стороне Киевского Патриархата [4]. И хотя можно сделать скидку на то, что люди не разбираются в терминах наподобие "каноническая церковь", "апостольская преемственность", "раскол" стоит подумать, чем вызваны такие симпатии ? Думается, что вопрос языка богослужения стоит не на последнем месте.
В России церковные модернисты выступают за введение в богослужение русского языка, чтобы снять претензии в "непонятности" служб. А в Украине, служение на славянском языке, в западных регионах, воспринимается не просто, как что-то архаичное и неясное, а ещё и непатриотичное, "москальское". В таких условиях и речи быть не может о переходе раскольников в каноническую Церковь. Увы, это так и чтобы смягчить ситуацию Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всей Украины, предстоятель УПЦ, благословил проводить службы на украинском языке, если за это выступает 2/3 прихожан храма. А где брать тексты ? У раскольников или католиков восточного обряда ?
Призывы смягчить отношение к украинскому языку в богослужении стали появляться среди некоторых епископов и священников УПЦ. В частности, в докладе от 27 мая 2003 года на открытии на открытии I Всеукраинского Миссионерского съезда, глава Синодального отдела по религиозному образованию, катехизации и миссионерству УПЦ, епископ Полтавский и Кременчугский Филипп сказал: "…как мы можем свидетельствовать о Христе на украинском языке, не имея более или менее разработанной терминологии? Вспомните, что в проекте нашей Миссионерской концепции указан принцип использования национальных языков; это ведь относится не только к крымско-татарскому, или болгарскому - в местах проживания представителей тех и других национальностей, но и к украинскому - по всей территории Украины. Мы должны опережать потребности, и во многом формировать их" [5].
"Концепция миссионерского служения", принятая Священным Синодом РПЦ в конце марта 2007 года, несколько раз упоминает об использовании национальных языков в проповеди Православного христианства в современном секуляризованном обществе. Вот некоторые выдержки:
"…организация работы по созданию миссионерских переводов на национальные языки народов, проживающих на территории данного региона, Священного Писания и богослужебных текстов…
-совершение богослужений и издание православной литературы на местных языках…
- При необходимости Священное Писание может быть прочитано на национальном языке просвещаемого народа".
На официальном сайте УПЦ "Православие в Украине" тема использования украинского языка в богослужении отражена в статье "Пять слов умом или тысяча языком?" редактора сайта свящ. Андрея Дудченко:
"..Предстоятель нашей Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир уже давно на собраниях духовенства Киевской епархии говорил о том, что в нашей Церкви нет принципиального запрета на перевод богослужения на украинский язык. Если община какого-либо храма хочет служить по-украински, пусть служит. Право выдвигать инициативу в этом вопросе владыка предоставил самим общинам.
Однако, несмотря на ясную позицию Киевского Митрополита, в Киеве до сих пор нет ни одного храма канонической Украинской Православной Церкви, в котором службы велись бы на украинском языке. Причины понятны. В каждом храме уже сложился круг прихожан, большинство которых настроены в этом плане очень консервативно и не желают менять язык богослужения. Получается так, что свой язык мы менять не хотим, а предложить службу на современном языке тем, кто не понимает нашего, не можем. Для разрешения вопроса стоило бы открыть новый храм с богослужением на украинском языке, где и формировался бы свой круг прихожан..." [6].
Украинский язык используют в богослужении три деноминации: УПЦ КП (вторая по величине православная деноминация в Украине), УАПЦ и УГКЦ, но каждая имеет свои варианты переводов, нередко, впрочем, совпадающие или очень близкие друг другу. Детальный анализ как самих этих переводов, так и их взаимоотношения никем пока еще не производился. Однако ознакомление, например, с переводом, используемом в УПЦ КП, позволяет сделать вывод об очень низкой как лингвистической, так и богословской подготовке его авторов.
Из знакомства с богослужебными текстами УПЦ КП становится очевидным, что большинство из них переводились непосредственно с церковно-славянского (ЦС), без сверки с греческим оригиналом. Порядок слов в предложениях чаще всего слепо копирует ЦС (и посредством него - греческий). Из различных украинских вариантов выбираются преимущественно ориентированные на передачу соответствующих ЦС слов - в понимании их переводчиком, а не греческих, что нередко оборачивается неточностями или ошибками [7]. Иногда последнее приводит к тому, что отдельные строки украинского перевода понятны ничуть не более, чем ЦС текст, являясь всего лишь его буквальной передачей при отсутствии понимания смысла. В отдельных случаях очевидно незнакомство переводчика не только с оригинальными греческими текстами, но даже с грамматикой ЦС языка - например, когда нередко аористы и имперфекты безосновательно заменяются настоящим временем, прилагательные множественного числа среднего рода переводятся единственным женского (и даже подчиняются поэтому другому существительному) и т. д. Изредка встречаются также ситуации, когда украинское слово в переводе совершенно не совпадает по своему значению ни с оригинальным греческим, ни с ЦС (очевидно, вследствие того, что буквальный перевод последнего на украинский представился переводчику неуместным, а греческий текст был недоступен). Более того, можно отметить отдельные места, где ЦС слово вследствие, очевидно, непонимания его смысла переводчиком просто исключалось из текста.
Наконец, можно указать курьезный случай, когда совершенно ошибочный перевод в одном из известнейших песнопений литургии привел к тому, что православная богословская формулировка была заменена откровенно еретической. В песни "Единородный Сыне" обращенная ко Христу фраза "Един Сый Святыя Троицы" (т. е. "Тот, Кто есть Один из Святой Троицы"), подчеркивающая со всей ясностью, что Личность Иисуса Христа есть, собственно, Вторая Ипостась Святой Троицы - Личность Бога-Слова, в украинском переводе "Киевского Патриархата" выглядит следующим образом: "Ти єдиний у Святій Тройці". Подобный безграмотный перевод допускает лишь то толкование, что Сын Божий есть единственная Личность Святой Троицы. Таким образом, ортодоксальная формулировка VI-го века в данном украинском переводе превратилась в откровенное савеллианство.
Вышесказанное наводит на мысль, что если использовать в богослужении украинский язык во всей полноте, то лишь после проведения серьёзной работы над греко-украинским переводом литургических текстов. В УПЦ пока что не было предпринято таких попыток. Однако, не так давно мне стало известно, что есть идея осуществить перевод молитвослова на украинский язык. Мне думается, что это очень актуально в условиях раскола Православия на Украине. Сотни и тысячи людей находящихся в расколе и попавших туда из патриотических чувств, а также те, кто ещё только выбирает в какой православной ветви принять таинство крещения, могли бы оказаться в канонической и благодатной УПЦ без ущемления своей национальной гордости.
Издавна считалось, что изучение нового языка лучше продвигается если человек попадает в среду, в которой этот язык является основным. Справедливость и эффективность этого способа многие ощутили на себе. Семь лет назад автор этих строк знал лишь несколько украинских слов и выражений, а теперь свободно говорит на украинском языке, будучи при этом по национальности русским и к тому же выходцем из южных, русскоязычных, мест Украины. Причём украинизация прошла ненасильственно, а скорее, естественно. Повлияла среда. Личный опыт подсказывает, что не стоит бояться русскоговорящим священнослужителям, что они не освоят украинский разговорный и богослужебный язык. Время и среда сделают своё дело.
Итак, есть проблема и есть идеи как её решить. Многое зависит от позиции иерархии УПЦ, духовенства и мирян. Видится разумным предпринять греко-украинский перевод богослужебных текстов (библейские переводы уже есть) и богословской терминологии, в духовных учебных заведениях можно было бы иногда проводить богослужения по-украински (на богослужебной практике). Хотелось бы, чтобы здоровый консерватизм не был препятствием для православной миссии.
Источники:
Молитовник. К.: Видавничий відділ УПЦ КП, 2001.
Псалтир. К.: Видавничий відділ УПЦ КП, 2001.
Часослов. К.: Видавничий відділ УПЦ КП, 2000.