Молодые люди, скажем, в Украине, не прилагают старания в учебе, потому что не видят перспективы приложения своих знаний. Не нужно, однако, строить иллюзий, что на Западе ты окончил университет — и перед тобой зелёная дорожка. И там велик процент безработных, т. к. ценится сочетание теоретических знаний и практики.
Тезисы «круглого стола» «Образование и познание Бога». Харьков, 26 апреля. Участники: Анатолий Жаловага, проректор Гуманитарно-теологического института имени Михала Белини-Чеховского (Подкова Лесна, Польша), пасторы Михаил Микитюк, Степан Дрозд и Александр Розумный, преподаватели Инна Кампен и Максим Балаклицкий.
А. Жаловага: Европейская и украинская системы образования отличаются в ряде моментов. Наша имеет много хороших аспектов: скажем, большое внимание учащимся в школах и вузах. В то же время ее серьезные минусы — чрезмерная дистанция между преподавателями и студентами, слабая практическая база (хотя теоретические направления очень сильны). И главное различие — коррупция, подчас превращающаяся в вымогательство, непосильное для студента и его родителей.
В Европе взяточничество настолько унизительно для учёного человека, что мысль об этом приводит его в замешательство. И вузы там эффективно побуждают к честности: знаю случаи, когда преподаватели теряли работу из-за того, что в их публикациях обнаружили плагиат.
Образование в Европе обладает определённой гибкостью. Если специальность пользуется достаточным спросом, а её в программе нет, учебное заведение имеет право открыть новую специальность, просто оповестив министерство. Учёный совет — высшая инстанция вуза. Администрация института принимает решение, подведя под него учебные планы и запуская в программу. Министерство там — также контролирующая организация. Но она и помогает вузам поднять свой уровень аккредитации.
Расскажите о факультете религиозного туризма в Подкове Лесной.
А. Жаловага: Первым в Польше эту специальность под названием «туризм библейских стран» открыл наш адвентистский институт. Студентов было около четырёх тысяч. Сейчас их меньше, т. к. в Польше все католические университеты ввели эту специальность. Все наши выпускники проходят практику. Сейчас по просьбе студентов из исламского мира эту программу мы переименовали в «туристский менеджмент адриатических стран».
Если юноша не хочет учиться, как направить его?
А. Розумный: В советское время было понимание, что образование даёт определённый багаж, с которым идешь по жизни. Сегодня приобретает популярность и другая позиция: «всё сразу, и учиться для этого не хочу».
А. Жаловага: Молодые люди, скажем, в Украине, не прилагают старания в учебе, потому что не видят перспективы приложения своих знаний. Не нужно, однако, строить иллюзий, что на Западе ты окончил университет — и перед тобой зелёная дорожка. И там велик процент безработных, т. к. ценится сочетание теоретических знаний и практики.
Почему студенты-богословы нередко оставляют профессию пастора?
А. Жаловага: Если не путаю, в США работа именно пастора (не православного или католического священника) недавно вошла в десятку самых тяжёлых и ответственных видов деятельности.
В Заокской духовной академии (Россия) высок процент людей, которые закончили богословское отделение и не пошли по пасторской стезе. Когда я работал в Украинском гуманитарном институте (УГИ), в Украинской адвентистской семинарии был намного меньший отсев — процентов пять. Мы внедрили систему практик, когда студенты с первого курса стажировались в поместных церквах, что позволяло им сформировать реалистичный взгляд на эту профессию. Нередко пасторство представляют как проповедь с кафедры, а здесь масса рутины: выслушивать людей, помогать им, сопереживать. А это нелегко.
С. Дрозд: Служение пастора — работа всей его семьи. И если его избранница — не помощница в этом, не может брать на себя такую ответственность, молодой человек должен выбрать: или благополучие и взаимопонимание в семье, или пасторское служение.
Почему адвентистки так нерешительны в отношениях с парнями?
М. Микитюк: Хорошо, когда девушка не выдаёт себя сразу. А то лишь заговорил с ней, а она выдала всё о себе. Таковая перестаёт быть изюминкой, с которой хочется и далее общаться. Девушка должна быть загадкой, но главное — ее активность, любознательность, желание учиться, открытость к новому. Надо положить в сердце: «Это мне не по пути, а вот это моё». Знать свою шкалу ценностей.
А. Жаловага: Кроме того, у большой части молодых адвентистов из-за дисфункциональности их родительских семей не сформировано понимание, что мужчина — лидер в доме, добытчик и опора. Они не привыкли проявлять инициативу в чем-либо, и в свиданиях ждут, что девушка сама будет ухаживать за ними.
Сколько стоит обучение в Подкове Лесной?
А. Жаловага: Образование в Польше для поляков бесплатное (платит Евросоюз) и они получают в год до тысячи евро стипендии. Для украинцев в среднем обучение стоит 780-820 долларов плюс проживание и питание. В год нужно до 3200 долларов.
Есть ли заочное обучение в Польше?
А. Жаловага: Что касается Подковы Лесной: у нас большое количество украинцев учится заочно — по воскресеньям, а в зимний период еще и в субботу вечером после захода солнца. Находят работу и снимают квартиры за пределами студенческого городка.
Многие ли студенты создают семьи во время обучения в Вашем вузе?
А. Жаловага: За 15 лет существования УГИ создали 123 семьи, в Польше студенты и выпускники тоже образовывают семьи.
Есть ли возможность студентам УГИ участвовать в обмене студентами с адвентистским институтом в Польше?
А. Жаловага: Конечно, возможно.
Все вузы говорят, что готовы всех принять, обучить, обустроить на работу, а в итоге получается наоборот. После окончания у тебя диплом и всё — ни работы, ни реальной практики, ни будущего. Зачем врут рекламы вузов?
А. Жаловага: 80 % выпускников Подковы Лесной устраиваются на работу.
М. Микитюк: Если кто имел работу тут и поехал в Америку, то там он имеет работу и деньги. А если он тут не имел и поехал в Америку, то и там он работы не имеет. 80% устроены, потому что они к этому расположены, на это настроены, этого хотят, они целенаправленны. Всё зависит от человека. И нужно, выбирая институт, думать, сможешь ли найти работу.
М. Балаклицкий: Социальных гарантий будет всё меньше. Сейчас, во время всемирного кризиса, и выпускники лучших вузов мира нередко работают посудомойщиками в ресторанах. Надо настроиться на то, что моя работа над собой как специалиста с получением диплома по-настоящему только начинается.
А. Жаловага: Определённый процент студентов в постсоветских вузах вообще не должен быть там, потому что их отношение к высшей школе, их уровень не соответствует требованиям к высшей школе. В Европе, в частности в Германии, рейтинги успеваемости жёстко регламентируют твои получить высшее образование. Особенно жёстко работают медицина и юриспруденция, потому что там речь идёт о человеческих жизнях.
Почему адвентиская молодёжь в мире более активна, чем в церкви?
И. Кампен: Самая большая проблема — отсутствие мотива делать что-то. Возможные мотивы — призвание: каким образом через свою профессию могу прославить Бога. Насколько активно Бог может через меня работать. Насколько у меня хватает терпения развивать возможности и таланты.
А. Розумный: У Эллен Уайт есть книга, название которой перевели как «Воспитание», но правильно «Образование» (Education). В первой главе написано: «Цель истинного воспитания (образования) — научить детей радостному служению здесь и ещё более радостному служению в Вечности». Церковь ставит задачу перед молодым человеком — быть активным в служении. Но служение не всегда приносит видимое вознаграждение. Поэтому молодёжь думает: «Ну, буду служить, никто меня не увидит, спасибо не скажет. А в мире если служу, получаю либо деньги, либо почёт». Неправильная цель парализует инициативу.
С. Дрозд: Если внутри огонь горит, то ты найдёшь своё место, чтобы самому гореть и зажигать других. Другая цитата: «Первый признак обращённого сердца — это страстное желание поделиться Радостной вестью с другими людьми». Если нет этого огня, нет и жизненной энергии. Постоянно возрастайте духовно и не бойтесь, что не поймут, не оценят.
А. Жаловага: Секрет протестантизма — не противопоставлять в жизни так называемое мирское и так называемое религиозное. Не менее важное служение Богу — то, чем занимаешься шесть дней в неделю (твоя профессия), а не только участие в богослужении раз в неделю. Протестантские страны вырвались в мировые лидеры, потому что их граждане хорошо работают.
М. Балаклицкий: А где доказательства того, что наша молодёжь активна в мире? Где научные степени, открытия, спортивные рекорды, патенты, ноу-хау, заработанные деньги? Бывает, что у человека что-то не получилось в жизни, и церковь даёт ему шанс состояться. Но не менее важный путь — являть веру через профессиональный успех, как нейрохирург Бен Карсон. Какой я стандарт себе устанавливаю? Бог хочет, чтобы мы во всех отношениях были на высоте. Это нелегко, но если я упорно работаю над собой, успех придет.
Будут ли в Харькове и Днепропетровске открыты общеобразовательные школы?
М. Микитюк: Уже открываются. На базе экстерната мы открыли в Харькове 1-3 классы. Начинали год с 12 учениками, закончили с 17. На следующий год открываем также четвертый класс, а родители просят и седьмой.
И. Кампен: В Днепропетровске есть начальная школа с 26 учениками. В июне начнем реконструкцию здания: планируем открыть детский сад, а в планах и среднюю школу.
Любой ли желающий может стать пастором?
М. Микитюк: Могут те, кто имеет призвание. Как определить призвание? Молиться, получить характеристику местной общины с подписью пастора. Вас пригласят на собеседование, затем сдаете экзамены. В этом пути вы либо увидите провидение Божье, либо нет. Получая богословское образование, постоянно будете испытывать свою решимость идти этим путем. И главное: если любишь людей, стоит думать о пасторском служении.
С. Дрозд: Церковное руководство Адвентистской церкви и Рабочий курс Евро-Азиатского дивизиона определяют, что выпускник адвентистской семинарии первые два-три года служения называется пробным библейским работником. Его направляют в общину, и он под руководством опытного пастора на протяжении этого срока решает, его ли это работа.
Как верующему справиться с насмешками со стороны одногруппников (типа «сектант»)?
А. Розумный: Как себя поставите, о чём будете молиться, то и получите.
Стоит ли ходить на свидания во время учёбы или лучше после получения диплома?
М. Микитюк: В Америке практикуется, чтобы студенты дружили, но в далеко идущие отношения не вступали. А начиная с последнего курса идут к созданию семьи. Специалисты считают, что это правильный путь. Но всё решайте с Богом.
А. Жаловага: Все вопросы решаются на основе критериев, которые молодой человек избирает для себя и в вере, и в учёбе и работе. Ничто в этом мире не приходит само. Молодым людям нужно искать жизненные ценности, ориентироваться на них, как можно быстрее определяться и на их основе строить жизнь. Верующий должен быть успешным, на голову выше других, как можно больше производить и как можно меньше потреблять, чтобы не быть зависимым от денег, но мочь помогать другим и оказывать христианское влияние.
Подготовила Алла Шумило