Created with Sketch.

"Теология в гостях"

28.05.2010, 12:02

В мире, называющем себя постхристианским и даже постметафизическим, теология обречена на скитания. Не имея своего места, теология стучит в дверь чужих домов, часто стук остается безответным, но иногда ее пускают в гости.

В мире, называющем себя постхристианским и даже постметафизическим, теология обречена на скитания. Не имея своего места, теология стучит в дверь чужих домов, часто стук остается безответным, но иногда ее пускают в гости. Быть в гостях – далеко не худшая доля теологии, учитывая бездомность Бога в обезбоженном мире, да и самого человека – в дегуманизированном (расчеловеченом, обесчеловеченом) обществе.

Образ теологии как находящейся в гостях может многое прояснить в теологических сдвигах современности. «Быть в гостях»  означает временно находиться в чужом доме с согласия его владельца, пользоваться расположением и гостеприимством хозяина. Во-первых, это временное присутствие. Выходит, что хозяин живет своей жизнью большую часть времени, и лишь иногда, будучи в добром расположении духа, пускает к себе гостей. Теология не обладает фундаментальным статусом, прочным положением в обществе и должна довольствоваться временным интересом и преходящим настроением хозяев «своих» домов. Теология должна быть готова в любой момент и в любой ситуации предложить актуальный разговор, понятный и интересный для господской семьи; как минимум, дать объяснение своего пути – откуда и зачем. Странники всегда воспринимались подозрительно, теология не исключение. Нужно найти веские и искренние слова, что двери домов открылись.

Во-вторых, «быть в гостях» - присутствовать в чужом доме. Это предполагает не только определенный этикет поведения, но и соответствующий этикет мышления, стиль, образ мысли, направленный на хозяина и его дом, его мир.

Как всякий хороший гость теология может вести разговор на языке, принятом в доме принимающей стороны, довольно естественно чувствовать и вести себя в каждом данном отграниченном языковом пространстве, «доме бытия». Но помимо прекрасной языковой подготовки, обусловленной необходимость часто путешествовать и бывать в разных «домах», теология не забывает и свой собственный язык. Собственный язык уходит корнями в библейские тексты, насыщен их смыслами, их духом.

Слишком близкая дружба, нераздельная слитность теологии с наукой чревата потерей собственных оснований. Когда изменится представление о науке, научная картина мира, придется менять и теологическую парадигму. «Теология в гостях» с готовностью переопределяет свои принципы, выражает их по-новому, в каждой парадигме, но никогда не сливается, не слипается с данной картиной мира. Подобная автономия отстаивается и отдельными науками, поэтому понятие о «теологии в гостях» корреллирует с автономией наук. Сегодня вовсе не обязательно, чтобы все науки отвечали некоей единой научной парадигме. Конечно, наивно требовать от вчерашних служителей единственно верного истмата-диамата реализации принципов «методологического анархизма», но настолько же наивно не замечать очевидный факт методологического, мировоззренческого, парадигмального плюрализма, которому отвечает и автономия отдельных наук, и автономия внутри отдельных наук.

Теология гостит в домах различных наук, усваивает их аппарат, язык, опыт, методологические приемы, примеривая все это на свою основу. «Теология в гостях» не претендует на построение своего отдельного дома на улице «Всех наук». Она сознательно сохраняет свой особый статус, будучи своей для всех наук, всех обогащая и всеми обогащаясь.

Бездомность теологии не так опасна, как закрытость теологии. Лучше постоянно искать свое место и жить странником и пришельцем, чем сиднем сидеть на остывших камнях храма, из которого Бог удалился.

Читайте також