• Главная
  • «Церковь Латинского обряда в Украине является Церковью для всех»...

«Церковь Латинского обряда в Украине является Церковью для всех»

05.12.2008, 18:05
«Церковь Латинского обряда в Украине является Церковью для всех» - фото 1
Интервью c архиепископом Мечиславом МОКШИЦКИМ, митрополитом Львовским Латинского обряда, Председателем Конференции римо-католических епископов в Украине

mokshynskyi.jpgИнтервью c архиепископом Мечиславом МОКШИЦКИМ, митрополитом Львовским Латинского обряда, Председателем Конференции римо-католических епископов в Украине

Нынешняя осень для Римо-Католической Церкви в Украине ознаменовалась назначением нового главы Львовской архидиецезии, а вместе с тем Председателя Конференции римо-католических епископов в Украине – архиепископа Мечислава МОКШИЦКОГО. Очень интересным фактом биографии его Высокопреосвященства является то, что длительное время он был вторым секретарем Папы Иоанна Павла ІІ. Как же повлияет его опыт на развитие РКЦ в нашем государстве и на ее взаимоотношения с другими Церквями? На эти и другие вопросы в специальном интервью для РИСУ отвечает владыка Мечислав.

— Ваше Высокопреосвященство, девять лет Вы были личным секретарем Папы Иоанна Павла ІІ. Чему в первую очередь Вы научились от Его Святости?

— Личность Иоанна Павла ІІ очень богата. И, по-видимому, трудно выразить это в нескольких предложениях. О нем можно говорить с разных сторон. Но больше всего, что меня поражало в Святейшем Отце, это его «человечность». Он был просто человеком. Человеком, который был дисциплинированным. Он имел расписание дня, которого ежедневно придерживался. Он был человеком, который умел слушать, был впечатлительным к красоте, к добру, а также к другому человеку. Имел широкое видение. Его мысли не ограничивались лишь теологией и верой. Он чувствовал потребности человека, а также опасности мира. И видя это все, старался применять Боже Слово к актуальной современной ситуации. Второй чертой, которую хочу отметить, была его выносливость в молитве и большое доверие Господу Богу. Иоанн Павел ІІ, как мы всегда наблюдали, был человеком покоя. И этот покой передавался также и другим. Из чего вытекал его покой? Как я имел возможность видеть, он исходил из того, что Папа вверял себя и свою миссию у руки Бога и Пресвятой Богородицы – totus tuus (с лат. весь твой – РИСУ). Меня не раз спрашивали, как он реагировал на то или иное: на смерть, на войну или на взрыв башен в Соединенных Штатах? Иоанн Павел ІІ в покое получал эти сообщения. Если это была смерть кого-то из близких, то он говорил: «Вечный отдых дай им, Господи. Помолимся». Правда, не раз был возглас: «О, Боже!». Однако потом он все это отдавал Господу в молитве. Но там не было какой-то паники. То скорее был покой. Потом он просил послать телеграмму с уверением в солидарности и с памятью в молитве. То есть то, что он мог сделать со своей стороны, он делал, а остальное вверял в руки Бога в молитве. Именно из-за этого он имел такой покой. Он знал, что все в руках Господа Бога.

Молитва. Святейший Отец много времени проводил за молитвой в часовне. И я уже не раз рассказывал другим, что это были простые молитвы. Он часто молился Розарий (молитва на четках к Богородице – РИСУ). Произносил много молитв из молитвенника, который был у него еще с семинарских времен. И то, повторяю, были простые молитвы. Духовность и мистика Иоанна Павла ІІ не была какой-то чрезвычайной. Она происходила из простого способа молитвы: просьба о прощении, а также выражение благодарности и хвалы Богу.

— В чем заключается «новая евангелизация» Иоанна Павла ІІ? Как Вы планируете реализовать ее в своем служении в Украине?

— Здесь не нужно внедрять чего-то сверхъестественного. Это в первую очередь обращение к людям с Божьим Словом. То есть, в первую очередь, катехизация: обучение людей истинам веры. Я знаю, что здесь, в Украине, много лет не было такой возможности. Родители или бабушки передавали детям лишь главные истины веры, учили молиться, поощряли к участию в Службе Божьей. Но они не были приготовлены к тому, чтобы помогать детям углублять истины веры катехизацией. И современная молодежь не углубляется, не она ознакомлена, не проинформирована. Поэтому им нужно говорить о Церкви, о ее учении, о Евангелии. А после этой катехизации каждый может избрать способ, которым хочет переживать свою религию. Потому что одних знаний недостаточно. Ведь главное – переживать встречу с Господом. И потому в нашей Церкви есть много мирянских движений: «Свет жизни», Неокатехуменальная Дорога, Обновление в Святом Духе, Движение чистых сердец, Легионы Марии и много других. Здесь множество предложений, и каждый может выбрать, каким способом хочет переживать свою веру, свою любовь к Господу, какой способ молитвы ему ближе всего.

— РКЦ в Украине традиционно ассоциируется с Церковью церковных меньшинств. Как, по вашему мнению, соединить беспокойство Церкви о сохранении языков и культур меньшинств и открытости для всех, которая определяет вселенскость, то есть католичность Церкви?

— Церковь Латинского обряда в Украине является Церковью для всех. Это не польская Церковь, как часто ее называют (или для кого-то выгодно говорить, что РКЦ является Церковью польской). Это неправда. Мы являемся Католической Церковью в Украине, в которой все могут найти свое место. Ведь не говорится, что Греко-Католическая Церковь лишь для украинцев – там есть и другие. И эта Церковь есть не только в Украине, а также и в других странах. Так же и с Церковью Латинского обряда. Наша Церковь есть и в Германии, и в Польше, и в Италии, и в Испании, и во многих других странах. Похоже, как здесь – к ней принадлежат люди разных национальностей, которые выражают свою веру на разных языках.

Конечно, в Украине основным языком является украинский. Но, если будут большие польскоязычные общины, то будем отправлять Богослужение на польском. Если будут украиноязычные общины, то будем отправлять на украинском. И так же с другими языками: словацким, венгерским, русским и так далее То есть мы идем навстречу потребностям верующих. Случается также, что Литургию служат на нескольких языках: например, одно чтение читают на польском языке, Евангелие – на украинском, молитва верных осуществляется разными языками собравшихся. Потому что здесь главнее всего, чтобы это был язык коммуникативный.

В июне мы проводили встречу для министрантов (прислужники священника во время Литургии — РИСУ). Мы разделили ребят на две группы: украинскую и польскую. Украинская группа была намного большей. Это еще раз показало, что должны катехизировать на украинском языке. Но не раз встречаемся с критикой – нас критикуют за то, что мы украинизируем. Но Церковь Латинского обряда здесь является Церковью в Украине, а не является какой-то национальной Церковью. И потому в нашу Церковь могут прийти все, кто хочет.

— Столица Митрополии РКЦ в Украине находится во Львове. В Ваших планах есть перенесение ее в Киев, как это сделали со своим центром греко-католики?

—Римо-Католическая Церковь никогда не стремилась подчеркивать свою власть, потому что она является Церковью служебной. А Львовская митрополия когда-то была второй самой старшей митрополией в Польше. Следовательно она имеет длинный исторический корень. И так как большинство верных латинского обряда находятся в Западной Украине, то сейчас нет потребности переезжать в Киев. В будущем можно будет подумать о второй митрополии в Киеве, потому что пределы Церкви здесь очень широкие. Наличие нескольких митрополий есть и в других странах. Но это лишь для улучшения организационных и административных дел. Здесь не идет речь о престиже, а о лучшем исполнении душпастырства и административных дел.

— Поколение свидетелей веры, которые пронесли ее через время гонений атеистического режима, медленно отходит к Господу. В Церкви сейчас приходит новое поколение. Каким образом этому новому поколению передать веру, в какой форме, какими средствами?

— Здесь важно иметь контакт с молодежью. Это организация разных форм работы с молодым поколением. Потому что молодежь является будущим Церкви и будущим народа. Можно организовать встречи в малых группах при приходах. Также молодежь очень охотно принимает участие в паломничествах. Нужно организовывать религиозные фестивали: музыкальные или кинофестивали. Это мероприятия, на которые молодежь охотно придет. А после того можно провозглашать им Боже Слово, информировать и учить их.

— РКЦ известна своими многочисленными мирянскими движениями и сообществами. Что Вы будете делать для поднятия роли мирян в евангелизации и жизни Церкви в Украине?

— Как знаем, в Церкви есть священство сакраментальное и священство общее. И потому мы воспитываем верных так, чтобы они также чувствовали себя ответственными за миссию провозглашения Евангелия – не только примером жизни, а также и словом. Это могут быть светские катехиты и ответственные лица, которые могут организовать работу в разных группах. Такие лица могут быть привлечены, например, к душпастырству семей, студенчества и прочее. Миряне также организовывают разные специализированные конференции, тренинги и другие мероприятия.

— Иоанн Павел ІІ говорил о мире коммуникации как о самом „первом Ареопаге нашего времени”. РКЦ на Западе очень широко использует масс-медиа для евангелизации. Не думаете ли в Украине использовать этот опыт и как именно?

— Известно, что СМИ имеют большое влияние на формирование ментальности через передачу определенной информации. Следовательно это хорошие средства в зависимости от того, для чего используются и что ими передается. Это также очень дорогие средства. А наша Церковь в Украине еще до сих пор встречается с большими проблемами. И до этого времени большинство внимания было обращение на восстановление структур, на строительство и ремонт церквей. А потому этой сфере не было посвящено много времени. Но это хорошие средства – радио, ТВ. Их нужно использовать, потому что, например, есть много людей старших и больных, которые не могут прийти в церковь. Есть много таких, которые еще не знают Бога, но ищут. И они могут воспользоваться этими средствами, чтобы узнать больше о нашей христианской вере.

Важную роль имеет сегодня Интернет, потому стоит создавать Интернет-сайт, который будет информировать даже ту же молодежь. Также и другие средства – газеты и журналы – должны отвечать ментальности современных людей.

— Недавно, выступая на Ватиканском Радио, Вы заявили, что стремитесь нести свое служение «в духе братского и экуменического понимания». В чем будет проявляться экуменизм его Высокопреосвященства Мечислава Мокшицкого?

— Это не только мой экуменизм. Он должен и, думаю, будет проявляться в любви, во взаимопонимании, во встречах и в решении важных вопросов. И, насколько это будет возможно, мы будем стараться организовывать разные симпозиумы, Неделю молитв за единство христиан (всемирная молитвенная практика, происходят ежегодно 18-25 января – РИСУ). То есть быть вместе, познавать друг друга и таким образом строить связи во взаимной любви и понимании.

— Благодарю за разговор, Ваше Высокопреосвященство.

Справка РИСУ: Митрополит в Западном обряде – это координационная функция в пределах определенной территории (несколько диецезий). В одной стране может быть несколько митрополий. Поскольку Главой поместной Церкви Латинского обряда является Глава Конференции Епископата, который необязательно должен быть митрополитом.

Беседовала Светлана ЯРОШЕНКО.

Львов, 19 ноября 2008 года