• Главная
  • Церковь в поисках нового сотруднирчества с молодежью...

Церковь в поисках нового сотруднирчества с молодежью

28.02.2010, 15:58
В гостях веб-конференции РИСУ епископ Полтавский УПЦ КП ФЕДОР (Бубнюк)

В гостях веб-конференции РИСУ епископ Полтавский УПЦ КП ФЕДОР (Бубнюк)

Вопрос от S.Melnyk

Владыка, предлагает ли УПЦ КП что-нибудь новое относительно сотрудничества с молодежью?

Благодарю за вопрос. В УПЦ Киевского Патриархата, за годы работы с молодежью, начато несколько молодежных мероприятий, которые проходят регулярно. Это ежегодный всеукраинский съезд православной молодежи (в этом году состоялся уже восьмой); ежегодный форум руководителей молодежного православного движения; учебные семинары и всеукраинские детские и молодежные лагеря. Молодежные всеукраинские лагеря проводятся дважды в год. Зимой «Лествица», а летом «Пляшева». Эти мероприятия организовывает Синодальное управление по делам молодежи при участии молодых активистов из разных молодежных православных организаций нашей Церкви. Лагеря проходят каждый год в последнюю неделю января и последнюю неделю июля. Такая «традиционность» имеет свои преимущества, ведь молодежь может заранее планировать свое время, зная наперед, когда будут проходить молодежные мероприятия.

Почти все наши мероприятия имеют постоянную «форму» проведения, хотя стараемся вводить что-то новое. Например, в прошлом году вошли в практику т.н. «круглые столы». Это общение в режиме вопрос-ответ нескольких священников с группой молодежи или детей. Очень интересная форма беседы, как для священников, так и для молодежи. Организовывая молодежные мероприятия и принимая в них непосредственное участие, вижу, что Божья благодать делает каждое традиционное мероприятие абсолютно новым и уникальным. Кроме того, молодежное движение постоянно обновляется, поэтому старые мероприятия всегда новы. Однако, конечно, планируем делать что-то новое. В частности, есть замысел провести в кардинально новом формате девятый всеукраинский съезд православной молодежи. Также есть несколько замыслов относительно совсем новых молодежных проектов. Надеемся, что Бог благословит, и мы сможем их успешно реализовать.

Вопрос от Олеся Пустоцвит

Уважаемый владыка, в УПЦ КП очень много молодых епископов. Некоторые из них были хиротонизированы, когда им еще не было и 30 лет. Зачем ставятся такие молодые епископы? Разве у них есть достаточный опыт для епископского служения?

Уважаемый господин Олесь, разделяю Вашу обеспокоенность, ведь сам ощущаю нехватку опыта, нехватку необходимых управленческих знаний, нехватку монастырской жизни и духовного опыта. Ведь все это крайне необходимо в епископском служении. Но хочу сказать словами одного мудрого и глубоко уважаемого мной человека, что молодость это порок, который очень быстро проходит. Кроме указанного качества, молодость дает возможность любому человеку достаточно интенсивно работать на той ниве, на которую поставил Господь. По крайней мере, молодой человек имеет относительное здоровье и вдохновение в служении, а все остальное покрывает его вера и упование на Бога и дополняет Божья благодать. Также, хочу заметить, что Киевский Патриархат довольно быстро разрастается, несмотря на негативное влияние яростной пропаганды, которая проводилась до сих пор нашими братьями из УПЦ Московского Патриархата, а также вызовов современной секуляризированной жизни. В таких условиях возникает острая потребность в кадрах как священнических, так и епископских. Современную жизнь нашей Церкви в некоторой степени можно сравнить с событиями Великой Отечественной войны, когда восемнадцатилетние лейтенанты становились командирами боевых подразделений и часто довольно успешно командовали и удачно проводили боевые операции. Иногда недостаток опыта и слабость духа приводили к роковым ошибкам… но таковы были условия и нужды ситуации. Думаю, придет время, когда не будет необходимости ставить таких молодых епископов, но в любом случае, каждый монах, призванный Синодом на высокое епископское служение, должен руководствоваться не собственными соображениями, а послушанием Церкви и священноначалию и стремлением искренне и преданно служить делу благовествования Христова.

Вопрос от Игоря Скленара

Владыка Федор, у меня к Вам два вопроса: Какие формы работы с молодежью использует Полтавская епархия УПЦ КП? Сталкивается ли епархия с препятствиями со стороны других конфессий в имущественных вопросах?

Уважаемый господин Игорь, отвечаю на Ваши вопросы.

Полтавская епархия УПЦ Киевского Патриархата работает с детьми в летних лагерях. Епархиальные лагеря проводились несколько лет подряд. В прошлом году на территории Полтавщины состоялся всеукраинский православный детский лагерь. К участию в лагерях активно привлекается духовенство епархии. Молодежь и духовенство Полтавщины принимает участие во всеукраинских молодежных мероприятиях, которые организовывает Синодальное управление по делам молодежи. Вообще часть сотрудников управления по делам молодежи являются клириками и работниками Полтавской епархии и живут в Полтаве. Поэтому все общеукраинские молодежные и детские мероприятия тесно связаны с епархией. Также в епархии постепенно начинают действовать воскресные школы. Священники, имеющие педагогическое образование, преподают христианскую этику в школах. Пока что таких не много, но и это дело не стоит на месте.

У нас несколько «имущественных» конфликтов с Полтавской епархией УПЦ Московского Патриархата. Однако эти вопросы стараемся решить цивилизованно — через суды. Большинство (это несколько десятков) уцелевших старинных храмов переданы общинам УПЦ Московского Патриархата. В юрисдикции УПЦ Киевского Патриархата есть десять старинных храмов, некоторые из них нуждаются в капитальной реставрации. В подавляющем большинстве верующие Киевского Патриархата молятся в приспособленных помещениях, или же в новопостроенных храмах (таких более десяти). Еще около десяти храмов строится. Советская безбожная власть очень «поработала» на Полтавщине. Было разрушено более 1700 храмов. Поэтому потенциальных имущественных конфликтов не так уже и много. Надеемся, что с Божьей помощью мы их мирно решим.

Вопрос от свящ. Ефрема (Болховитова), г. Нежин

Уважаемый владыка, предполагается ли нашей Церковью издание учебников или методичек для преподавания основ православной духовности в средних и высших учебных заведениях?

Всечестный отец, при поддержке нашей Церкви были изданы учебники и хрестоматии по «Христианской этике» для учеников 5-го класса. Учебники были разработаны группой методистов при Национальном университете Острожская академия. Планируется издание учебника для 6-го класса.

Вопрос от Тур (Киев)

Уважаемый владыка Федор,

Как вы планируете развивать сотрудничество между Церковью и скаутской организацией Пласт?

Например, УПЦ МП очень активно взаимодействует с Православными скаутами.

Синодальное управление по делам молодежи уже давно сотрудничает с Пластом в разных регионах Украины. В основном сотрудничество заключается в присутствии духовенства на летных лагерях, которые проводятся Пластунами, а также в совместном проведении акции передачи Вифлеемского огня. Конечно, хотелось бы оживить это сотрудничество, но есть ряд причин, которые препятствуют более тесному взаимодействию.

Вопрос от Didus

Владыка, не считаете ли вы Ющенко стыдом и предателем современной истории Украины? Как вам, такому молодому годами, удается руководить священниками с 40-летним «стажем»?

Период президентства Виктора Андреевича Ющенко еще не отошел на соответствующее «историческое расстояние», поэтому не могу сейчас судить относительно значения его деятельности в новейшей истории Украины. Время и дальнейшие повороты нашей истории дадут возможность оценить деятельность и личную позицию Президента. А преждевременно судить и тем более «вешать ярлыки» — дело неблагодарное и не Божье.

Стараюсь выполнять свое послушание перед Церковью и, насколько могу, совершаю епископское служение с усердием. Не все получается надлежащим образом. Главным принципом считаю преданное служение Христовой Церкви и пользу для нее. Стараюсь с уважением относиться к старшим священникам, ценя их многолетний опыт и заслуги перед Церковью. Не всегда получается, но Господь помогает и вразумляет.

Вопрос от свящ. Андрея Кащука

Слава Иисусу Христу! Владыка, как мы, греко-католики, и вы сможем защитить наших детей и молодежь от дьявольского влияния телевидения на их психику и развитие? Недавно мне сказал юноша из прихода, что не читает Библию, потому что эту книгу написали грешники, а узнал он это из нашего безбожного телевидения. Какую альтернативу может создать Церковь, и Ваша и наша? Что мы сможем сделать вместе для защиты доктрины христианства сегодня? Пусть Господь вам помогает.

Всечестный отец Андрей! Действительно, воздействие телевидения и других средств массовой информации является очень вредным. Оно разрушает нравственные основы здорового развития и формирования человеческой личности, уничтожает традиционные культурные ценности, на которых веками воспитывался наш народ.

Считаю, что в значительной мере преодолеть вредное влияние телевидения можно только в сотрудничестве с государством. Потому что только на государственном уровне можно принять определенные законы, которые ограничат доступ всех негативных вещей к сознанию детей через телевидение. Проблема в том, что наше телевидение, на 90 % коммерческая структура, главным принципом которой является получения прибылей и манипулирование сознанием граждан. Как сказал апостол Павел, «сребролюбие есть корень всякого зла», и это зло насквозь пронизывает наше общество.

Я вижу два пути ограничения негативного воздействия телевидения на сознание наших детей. Первый — это обращение к правительству о создании комиссии по вопросам нравственности с соответствующими полномочиями, или хотя бы введение представителей Церкви в уже существующие структуры, занимающиеся вопросами нравственности на телевидении, в рекламе и других областях общественной жизни.

Второе — родители должны тщательно заботиться о духовном здоровье своих детей, ограничивать просмотр телепередач, но не просто запрещать смотреть, а максимально давать детям альтернативу. Например, заниматься вместе с детьми спортом, вместе читать классиков литературы, посещать музеи, наконец — просто общаться с детьми.

Вопрос от Александра

Ваше преосвященство, может ли молодой человек стремиться достичь высот в работе, карьере или в бизнесе, и при этом быть «православным». Не противоречит ли это православной морали, достижение «высот» в светском понимании? Благодарю!

Уважаемый, Александр! Бесспорно, у каждого молодого человека есть определенные стремления, желания относительно своей профессиональной деятельности. Руководить организацией или предприятием, фирмой, заниматься бизнесом — не противоречит православному вероучению и Евангелию. Единственное, православный христианин должен честно добывать «хлеб насущный», исполнять свои обязанности так, будто ты их исполняешь перед Богом. Руководящая должность не должна быть самоцелью. Помните, что это всегда тяжелый крест, нужно стараться просто честно выполнять свои обязанности, служить своему народу и своему государству. Только таким способом достигнете высот в карьере, а главное — не потеряете Царства Небесного.

Вопрос от свящ. Николая

Ваше Преосвященство!

Просматривая сайты УПЦ КП, ловишь себя на мысли, что Синодальное Управление по делам молодежи проводит только просветительскую и социальную работу. Это интересно. У молодежи это вызывает чувство самодовольства. А что Вы делаете с их душами? Как Вы их освящаете?

Конкретный вопрос: сколько у Синодального Управления по делам молодежи есть опытных духовных отцов-психологов? Сколько есть братских храмов с миссионерским наклоном?

Как за период Вашей работы в Синодальном Управлении по делам молодежи изменилась молодежь, с которой Вы работаете плечом к плечу? Сколько монахов или монахинь вышло из молодежи Синодального Управления по делам молодежи?

Всечестный отец Николай! Целью деятельности Синодального управления по делам молодежи как раз и является обучение и координирование развития молодежного православного движения. В Управлении работает ограниченное количество людей, которые организовывают и проводят мероприятия, направленные на христианское просвещение молодежи, воспитание руководителей православных молодежных организаций, обучение преподавателей воскресных школ и т.п. Социальной работой мы почти не занимаемся, потому что это не соответствует цели нашей деятельности. Хочу заметить, что почти все мероприятия, которые проводит Синодальное управление, направлены на воцерковление, а соответственно и освящение, православной молодежи. То есть, направлены на то, чтобы молодой человек жил сознательной церковной духовной жизнью, но это зависит от каждого человека, от направления его воли, от его веры и любви к Богу. Без воли человека и Господь не может спасти и освятить его. Наша задача сеять и учить, а взращивает и приносит плоды благодать Божья, которая взаимодействует с каждой человеческой личностью.

Большое влияние на освящение душ молодых людей оказывают православные молодежные и детские лагеря. Через наши лагеря прошли сотни молодых людей. Здесь молодежь научилась молиться, получила основы православного вероучения, получила духовные ориентиры. Многие впервые в жизни, именно на лагерях, приступил к таинству Исповеди и Причастия. С этими духовными достижениями они пошли во взрослую жизнь. Какова их дальнейшая судьба я не знаю, но надеюсь, что мы сделали все возможное для того, чтобы каждый молодой человек стал сознательным членом Церкви Христовой.

К проведению мероприятий Синодального управления по делам молодежи привлекается большое количество священников из разных епархий нашей Церкви. Все они в той или иной мере получают опыт работы с молодежью и им пользуются в дальнейшем своем пастырском служении.

Православные молодежные организации в основном действуют при приходах, соответственно при храмах. Среди их членов есть люди, которые приняли монашеский постриг. Ведением такой статистики мы не занимаемся, а просто стараемся добросовестно исполнять свои обязанности перед Богом, Церковью и нашей Родиной.

Вопрос от Вадима

Слава Иисусу Христу! Владыка! Сейчас молодежь тянется к Церкви, но жизнь, которой жили молодые люди до Церкви, часто бывает очень грешной. Молодые люди и тянутся к примирению с Богом, и раскаиваются искренне, но страсти, приобретенные в прошлом, и после 100-го покаяния тянут к себе. И вот молодой человек впадает в отчаяние, чувствует себя предателем, на века осужденным, потому что делал грех сознательно, имея познание, быв причастником Духа Святого. Поддаваясь страсти и ощущая стыд и страх и наслаждение от греха. Такое состояние очень тяжелое и много молодежи с этим сталкивается. Что делать? Чем утешать, как помочь, как этому человеку не терять надежду, как отыскать мир с Богом? Сердечно благодарю!!!

Если молодой человек имеет веру и любовь к Христу, но не может преодолеть в себе страсти — пусть он просто просит у Господа помощи чтобы победить грех. Просит от чистого сердца, даже в состоянии стыда и уныния, в состоянии духовного расслабления, осознавая свою немощь. Пусть просит с верой в то, что Христос сможет даты ему силы преодолеть грех. Если будете так делать, обращаясь также и к Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим, поверьте, что Господь вытянет из этой бездны только Ему известным способом и спасет грешника.

Просто каждый раз искренне просите об этом.

Вопрос от Виктора

Добрый день!

Уважаемый владыка! Собирается ли наша Церковь (УПЦ КП) создать свой собственный просветительский православный канал??? Ведь телевизор сейчас оказывает большое влияние на нашу молодежь, и они там кроме пошлятины ничего хорошего не видят. Православный канал УПЦ КП может стать источником духовности для молодежи.

Благодарю Вас за ответ! И желаю Вам и нашему Святейшему Патриарху Киевскому и всея Руси-Украины Филарету здравия и долгих лет жизни на служение Украинскому Православию и Украинскому народу!

С уважением, Виктор.

Уважаемый господин Виктор! Для того чтобы содержать свой просветительский православный канал необходимы огромные материальные и человеческие ресурсы. Сейчас таких возможностей у нашей Церкви нет. Если найдутся меценаты, которые профинансируют создание и дальнейшую работу такого канала — это будет большое дело, направленное на благо нашего народа.

Вопрос от Александра, Чернигов

Слава Богу, владыка. Какие, по Вашему мнению, надо делать реальные (практические) шаги, чтобы молодежь понимала Церковь, чтобы становилась членом Церкви?

Уважаемый Александр! В первую очередь, при каждом приходе должна быть внебогослужебная жизнь общины. Она может происходить в форме общения за чаем, в форме воскресной школы, паломнического путешествия и т.п. Только при наличии такого неформального общения священника с верующими возможно привлечь молодежь к сознательной церковной жизни. А вообще, нужно желать этого, молиться и пробовать действовать. Непременно будут положительные результаты.

Благословите, владыка. Скажите, а в каком состоянии работа с молодежью в УПЦ Киевского Патриархата? Какие планы на будущее? Чего достигли и чего хотите достичь?

И второй вопрос:

Где в Украине в нашей Церкви (а если знаете, то и в УПЦ МП) самое большое молодежное движение, которое служило бы примером для других?

Достижения небольшие, но они уже есть и о них сказано выше.

Надеемся, с Божьей помощью, провести все запланированные традиционные мероприятия, а некоторые из них кардинально реформировать и сделать более интересными и эффективными. В ближайшем будущем мечтаем открыть постоянно действующий центр воспитания православных молодежных лидеров.

Хотим, чтобы Церковь была единая, тогда легче будет работать с молодежью:).

И второй вопрос:

Где в Украине в нашей Церкви (а если знаете, то и в УПЦ МП) самое большое молодежное движение, которое бы служило примером для других?

При Свято-Михайловском кафедральном соборе г. Житомира самая большая в Украине воскресная школа и молодежный просветительский центр. Школу и молодежный центр посещают свыше 500 детей и молодежи. Главный инициатор и опекун школы — протоиерей Богдан Бойко. Что же касается УПЦ Московского Патриархата, то, по моему мнению, наиболее мощной молодежным центром является «молодежка» при Свято-Троицком Ионинском монастыре в г. Киеве.

Вопрос от Евгения

Слава Христу! Владыка, скажите, пожалуйста, какими вы видите пути преподавания Слова Божьего школьникам, учитывая то, что по Конституции в Украине школа отделена от церкви.

Удается ли Церкви наладить сотрудничество с местной властью и Минобразования в этом вопросе. И есть ли противодействие этому, обусловленное не столько влиянием другой конфессии на чиновника, сколько его принципиальностью относительно недопущения преподавания религии в школе. Благодарю.

Преподавание христианской этики в школе сегодня зависит от нескольких факторов:

1. Позиция директора школы.

2. Наличие специалиста (то есть священника с педагогическим образованием или же педагога, который является верующим и знает основы христианского вероучения).

3. Желание родителей.

При наличии всех трех факторов, в школе возможно внедрить преподавание христианской этики. Чрезвычайно важна позиция родительского комитета.

Среди директоров школ, особенно в центральных и восточных регионах Украины, очень много людей, стоящих на позиции недопущения христианства в школы. Это существенно влияет на торможение процесса внедрения христианской этики в школы. Очень часто такое отношение со стороны директоров встречается и на Полтавщине. Все это пережитки советского прошлого и их нужно преодолевать.

Вопрос от dmytro.halko

Уважаемый Владыка! Как вы считаете, как относится церковь к сети Интернет и информации, которая там содержится?

Церковь активно заполняет это пространство полезной информацией, но в Интернете содержится чрезвычайно большое и несоразмерное количество информации, которая несет в себе зло (порнография, оккультизм и другой «информационный яд»). Поэтому, сам по себе Интернет нейтрален, а в некоторых случаях и полезен, ведь с помощью него можно легко найти необходимую полезную информацию, через него можно благовествовать миру о Христе.

Однако, как и любая вещь в нашей жизни, Интернет удобное и абсолютно неконтролируемое средство распространения греха. Те люди, которые его используют для этого — тяжело согрешают, потому что вводят в соблазн миллионы других людей. Как сказал Господь, горе тому человеку, через которого приходит соблазн, лучше такому человеку жерновой камень на шею и бросить в море. Заметьте, что это будет лучше для такого человека!

Вопрос от Сергея, г. Житомир

Добрый день! Скажите, пожалуйста, спокойно ли Вам на душе, когда Вы остаетесь в одиночестве, вечером, ночью и т.д., зная, что Вы находитесь в раскольнической, безблагодатной и неспасенной церкви, ведь грех раскола не прощается даже мученической кровью за Христа (если кто-то пострадает и будет замучен в расколе, не спасется), так говорили святые отцы Церкви.

Задумайтесь о том что, на протяжении всей истории Православной Церкви монастыри были и остаются для нас центрами духовного просвещения, хранителями православной Веры, училищами благочестия, образцами благодетельности, милосердия и христианской жизни, и никто из них (Почаевская лавра, Киево-Печерская лавра, Покровский монастырь, Флоровский монастырь... и все другие монастыри в 1992 г. при Филарете) не перешел в раскол, и они являются для нас м а я к а м и в житейском море. Спаси Вас Бог!

Уважаемый господин Сергей! Благодарю Вас за вопрос, а особенно за пожелание спасения от Бога. Хочу Вас заверить, что касательно своей принадлежности к «безблагодатной и неспасенной» Церкви, как Вы выразились, чувствую себя спокойно. Больше беспокоят собственные грехи, которые совершаю ежедневно. Хочу сказать, что когда обратился из атеизма в Православие, то нашел Христа именно в этой, по Вашему мнению, безблагодатной Церкви. Тогда я и не знал, что это Церковь Киевского Патриархата, просто в ней произошло мое покаяние, первая исповедь и Причастие. Когда же в дальнейшем изучал историю Православной Церкви, церковное право, историю древней Церкви, богословие — то мой выбор стал сознательным. Кстати, церковное право изучал по учебнику известного и замечательного автора, священника Русской Православной Церкви прот. Владислава Цыпина; историю Православной Церкви по трудам митрополита Макария Булгакова, Игоря Смолича, проф. Ивана Власовского; историю древней Церкви по прекрасным монографиям проф. Василия Болотова, Антона Карташева. Являюсь глубоким почитателем таких выдающихся деятелей Русской Православной Церкви как святитель Филарет (Дроздов), священномученик Илларион (Троицкий) и многих других. Едва ли этим авторам можно предъявить обвинение в украинском национализме и необъективности относительно освещения церковно-исторических, канонических вопросов и православной экклезиологии (разве что проф. Ивану Власовскому).

Считаю, что нужно отвергнуть фанатизм и трезво ответить на вопрос: почему украинский народ, имея собственное государство, не может иметь Поместной Церкви? Почему Японская Православная Церковь может молиться на японском языке, а Украинская не может молиться на украинском? Правило какого Вселенского или Поместного собора определяет способ получения или получение автокефалии той или иной Церкви? Как оценить решение Поместного собора УПЦ 1-3 ноября 1991 года, проигнорировать или принять? Если мы найдем ответы на эти вопросы, то думаю, преодолеем проблему разделения Украинского Православия. А относительно монастырей, то хочу сказать, что в свое время в Константинополе был единственный православный храм «Анастасия» в частном доме. В нем служил святитель Григорий Богослов. Все же другие храмы и монастыри были арианскими. Также, скажите, когда Почаевская лавра и масса других украинских монастырей были под унией, то тоже были маяками в жизненном море? На все вещи нужно смотреть трезво. Но главное, чтобы мы могли общаться и обсуждать эти проблемы, а не закрывать уши и «шарахаться» от каждого «раскольника», как от чего-то скверного и нечистого. Если верующие Киевского Патриархата заблудшие овцы, то добрый пастырь ищет их, а не стыдит и пренебрегает ими. Еще раз благодарю за вопрос.

Вопрос от Александра

Ваше преосвященство, у меня два вопроса: 1)скажите, пожалуйста, почему многие священники на своих приходах мало работают с детьми и молодежью, что приводит к тому, что часть из них отходит в секты и другие организации; 2) почему издается так мало духовной литературы разного плана на украинском языке. Будут ли создаваться Интернет-магазины для реализации православной литературы?

Значительное количество священников не имеют навыков и необходимого опыта работы с молодежью и детьми. Мы отстаем в этом отношении как от классических протестантских конфессий, так и от сектантов. Стараемся с Божьей помощью наверстывать.

Относительно литературы, то нужно сказать, что потребность в духовной литературе на украинском языке существует. Надеюсь, постепенно этот пробел будет восполнен, ведь работа над переводами продолжается. Сам Святейший Патриарх Филарет переводит произведения святых отцов, и они постепенно выходят в свет. Много других людей занимается переводческой деятельностью, переиздают работы украинских церковных деятелей и ученых прошлого, появляются и оригинальные работы. Всему свое время. Будет литература, будут и православные Интернет-магазины.

Вопрос от Анатолия

Слава Иисусу Христу! Благословите, владыка!

Ваше преосвященство, скажите, пожалуйста, не считаете ли Вы, что консервативность канонов и правил в Православной Церкви очень часто становится преградой для молодого человека в начале его духовной практики в христианстве? И, не считаясь со словами апостола, что христианство — «твердая пища», понимаешь, что все правила в Церкви принимались монахами и больше подходят для подвижнической монастырской жизни, чем для жизни мирской, тем более современной молодежи.

Бог благословит, отец Анатолий! Не считаю, что каноны и правила Церкви являются преградой для молодежи на пути в Церковь, а через нее и к Христу. Это все равно, что считать правила дорожного движения преградой в деле овладения техникой вождения автомобилем для начинающих. Ведь от выполнения правил дорожного движения зависит жизнь, как водителя, так и окружающих. Так же и правила Церкви, по словам выдающегося канониста епископа Никодима (Милаша), являются Божественными постановлениями, только приспособленными к повседневной жизни. Мы должны искать новые подходы к невоцерковленной молодежи, разные формы общения и работы с ней. Однако, если мы откажемся от сути христианского вероучения и в частности от канонических правил, то такое христианство перестанет быть христианством. Если искренне, то православие совсем не подходит к современной мирской жизни. Потому что современная жизнь провозглашает своим богом — деньги, основным принципом — гордыню, главным средством удовлетворения всех стремлений — лукавство и обман. С христианством это не имеет ничего общего. Вообще, хочу сказать, что трезво мыслящая молодежь с большим интересом воспринимает аскетический опыт Православной Церкви. Потому что чувствует чистоту Божественной истины и тянется к ней, хотя преград на этом пути очень много.

Вопрос от Василия из Львова

Владыка, бесспорно, всегда следует искать новые пути в сотрудничестве с молодежью. И, думаю, новым, ОБНОВЛЕННЫМ должны быть не путь, а наше отношение, жертвенность, открытость и любовь к молодым душам!

Как же недостает подросткам доброго родительского примера, внимания, любви, совета...

Абсолютно с Вами соглашаюсь, уважаемый господин Василий. Воспитать и научить можно только искренностью, открытостью, любовью, жертвенностью и собственным примером. Другого пути нет.

Вопрос от Екатерины Волынской

Слава Иисусу Христу. Какие церковно-исторические труды (из прошлого УАПЦ) вы бы посоветовали почитать современной молодежи? Каково ваше отношение к знакомым вам историкам Владимиру Рожко и Владимиру Борщевичу, как бы вы оценили недавнюю острую полемику между ними? Кто из них, по вашему мнению, более точно и достоверно осветил прошлое УАПЦ в трудах?

Работы указанных вами историков советую прочитать современной молодежи. Также есть замечательные монографии и отдельные статьи известных ученых прошлых столетий и наших современников — митрополита Иллариона (Огиенко), проф. Ивана Власовского, проф. Александра Лотоцкого, Ирины Преловской, Арсения Зинченко, Сергея Белоконя и других.

С уважением отношусь как к Владимиру Евтуховичу Рожко, так и к Владимиру Трофимовичу Борщевичу. С Владимиром Евтуховичем поддерживаю связь, считаю его человеком, который очень много сделал для формирования моего мировоззрения и определенных жизненных принципов. Он является большим патриотом Украины, неутомимым исследователем родной Волыни, честным и жертвенным человеком. С большим удовольствием читаю его книги, они имеют не только научный характер, но и публицистический, легки в чтении, сопровождаются прекрасными описаниями научных путешествий автора. Относительно Владимира Трофимовича, то он был моим преподавателем в духовной семинарии, с которым я тоже довольно тесно общался. Считаю его прекрасным специалистом в церковно-исторической области. Не знаком с полемикой, поэтому не могу ничего сказать. Мне кажется, что судить о том, кто более точно освещает историю Украинской Церкви невозможно, ведь нужно быть специалистом в этой области.

Вопрос от Екатерины Волынской

Слава Иисусу Христу! По вашему мнению, что мешает возвращению в лоно УПЦ КП таких выдающихся в прошлом молодежных миссионеров УПЦ КП, знакомых вам, как Евгений Заплетнюк, Олег Ведмеденко и Владимир Петров? Какова нынешняя деятельность этих священников, по вашему мнению — конструктивная или деструктивная?

Действительно, двоих из названных вами священников знаю лично, третий мне не известен. Относительно отца Евгения Заплетнюка, то не знаю мотивов перехода его в УАПЦ. Относительно бывшего протодьякона Олега Ведмеденко, то он имел еретические взгляды, их исповедовал и проповедовал. Не захотел от них отказаться, считая всех других невеждами в вере и не знающими Святого Писания и духовного толкования Библии. Поэтому оказался вне Церкви.

Пастырское служение священника должно совершаться со смирением и послушанием. Священник должен все делать по благословению епископа, с осознанием того, что ты проповедуешь учение Христово, сохраненное и растолкованное Святой Церковью, от исповедования которого зависит спасение человеческих душ. Если священник имеет смирение и послушание, то он никогда не будет «выдающимся в прошлом», наоборот — «выдающимся в будущем». Это мое глубокое убеждение.

Слава Иисусу Христу. Как вы можете оценить деятельность новоназначенного Полтавского владыки УАПЦ Афанасия, будете ли вести с ним диалог?

Слава на веки Богу Святому! Этот вопрос не касается молодежной работы в Православной Церкви, поэтому отвечу коротко. Пока что не могу дать никакой оценки.

Вопрос от Олега Ивановича

ГДЕ Вы берете Св. миро?

КТО предоставил Вам (УПЦ КП) право варить Святое миро?

Святое миро беру у Святейшего Патриарха. Если Вы узнаете, кто дал право варить святое миро Патриархам Московскому, Сербскому, Болгарскому и предстоятелям других автокефальных Церквей — тогда найдете ответ на свой вопрос.

Вопрос от свящ. Ефрема (Болховитова), г.Нежин, E-mail:[email protected]

Ваше преосвященство, планируются ли в ближайшее время в нашей Церкви конференции на тему преподавания христианской этики и духовности? Имеют ли священнослужители вашей епархии достижения сфере преподавания этого предмета? Благодарю за ответ.

Всечестной отец Ефрем! Управление по делам молодежи планирует провести в мае текущего года учебный семинар по организации православных лагерей и в октябре — учебный семинар для преподавателей воскресных школ. Следите за анонсами.

Вопрос от Екатерины Волынской

Какая, по вашему мнению, истинная причина недавнего устранения с вашего родного Липненского прихода священника Тараса Стефуры? Как вы можете охарактеризовать этого священника?

Уважаемая госпожа Екатерина! Этот вопрос не касается молодежной работы и переходит на личности. Но отвечу на него. Отца Тараса Стефуру уважаю как своего наставника и человека, направившего мой путь на служение Богу и Украинской Церкви. Этот священник уже довольно давно перевелся на другой приход по собственному желанию, проделав огромную работу в деле развития приходской жизни и украшения старинного храма в моем родном селе. А также воспитал целый ряд молодых священников.

Вопрос от Максима

Слава Иисусу Христу!

Владыка, как Вы лично относитесь к активистам ровенского молодежного православного братства вот Виталию Поровчуку и Тарасу Рябчевскому?

Как Вы лично относитесь к тому, что коррумпированные клирики, отторгают из лона Церкви наиболее активных и преданных Христовому Евангелию молодых людей, таких как Тарас Рябчевский?

Отношение негативное, и это отношение я открыто им высказывал много раз, потому что вместо реального служения Церкви и молодежной работы — борются против Православия и разваливают свои достижения и достижения других в молодежной сфере.

Если этих людей беспокоит проблема симонии — то пусть приходят в Полтавскую епархию на сельские приходы. Здесь никакой симонии нет, я с радостью их приму, и у них будет огромное поле для пастырской и миссионерской деятельности. Такие же предложения я слышал от многих других архиереев, которые руководят епархиями Центральной и Восточной Украины и крайне нуждаются в «наиболее активных и преданных Христовому Евангелию молодых людях».

Вопрос от Екатерины Волынской

Как вы оцените антикоррупцонную инициативу, с которой выступил недавно знакомый вам мирянин Тарас Рябчевский и священник Велигурский?

На этот вопрос уже частично ответил. Хочу лишь добавить, что своей «антикоррупционной деятельностью» эти люди отняли несколько лет жизни у своего митрополита, ввели в соблазн сотни людей, а это большой грех и за это придется отвечать перед Богом.

Можете ли вы припомнить, как начиналось ваше священническое служение? Какое впечатление у вас сложилось об общине села Рокини Луцкого района, где вы служили поначалу?

Еще, слава Богу, припомнить могу. Впечатления наилучшие.

Вопрос от Александра, г. Черновцы.

Доброго здоровья! Почему Филарет не объединится с УАПЦ-Мефодием, УАПЦ-Игорем Исиченко, «Патриархом» Моисеем Куликом... то есть всеми раскольниками, ведь там московского, российского ничего нет? Благодарю.

Доброго здоровья и Вам! Это вопросы мне напоминает случай, когда корреспондент одной газеты, стараясь показать свою компетентность в церковных делах, задал Святейшему Патриарху вопрос: «Вы раньше были митрополитом, скажите, пожалуйста, а как Вы стали Филаретом?»

Киевский Патриархат не выступает против всего московского и российского, он отстаивает каноническую позицию получения украинским народом Поместной Православной Церкви. Наша Церковь не против объединения с УАПЦ, но УАПЦ в этом отношении занимает деструктивную позицию.

Владыка, современная молодежь очень много сидит в Интернете, в частности, в разных социальных сетях. Не планируете ли Вы сами завести блог или вести работу в социальных сетях? Почему так мало священников УПЦ КП имеют свои блоги?

Сегодня значительное количество священников пользуется Интернетом и общается в социальных сетях. Мое отношение к так называемым социальным сетям (типа «В контакте» или же «Одноклассники») неоднозначное. С одной стороны они дают возможность более тесно общаться людям, сплачиваться в клубы по интересам и тому подобное. Но с другой стороны эти сети формируют специфическую культуру общения или же просто субкультуру «невысшего сорта». Кроме того, неизвестно кто финансирует, создает и поддерживает функционирование этих веб-сервисов, и какую цель перед собой ставит.

Относительно священнослужителей хочу сказать, что вести свой блог в Интернете могут себе позволить не все. У некоторых священников вообще нет доступа к Интернету, а другие решают настолько большой спектр проблем, что на ведение собственного блога у них нет времени. Ведь священник очень часто должен быть юристом (оформляя документацию на землю и церковные здания), инженером-строителем (строя храм), работником сельского хозяйства (содержа семью), проповедником, общественным деятелем. Потому времени на общение в Интернете не остается.

Завести личный блог не планирую.

Вопрос от Галины Манив (Киев)

Уважаемый владыка Федор, планирует ли Синодальное управление по делам молодежи поддержать инициативу Киевского молодежного братства Свв. Бориса и Глеба в деле распространения книжки «Христианская читанка», где собраны уникальные материалы (стихи, сказки, легенды, рассказы) о христианских праздниках, адресованные детям?

Уважаемая Галина! «Христианская книга для чтения» является важным изданием в деле воспитания детей в семье, воскресной школе и т.п. Киевское молодежное братство свв. кнн. Бориса и Глеба не обращалось в Синодальное управление с просьбой помочь в деле распространения этого издания. Если такая просьба поступит — с радостью поможем.

Вопрос от Евгения Коген

Владыка, сейчас в Интернете происходит активная дискуссия относительно призыва журналиста Никонова - добивать детей-инвалидов, лишь бы они не страдали и не мучили своих родителей. В связи с этим у христиан возникает куча вопросов — и все они сводятся к одному: почему христианство не дает ответа на вопрос в чем смысл истории между первым и вторым пришествием Христа? Зачем люди продолжают рожать детей, если можно дождаться рая и там уже в лучших условиях этим заниматься? :) Ведь все мы — инвалиды на этой грешной земле.

Уважаемый Евгений!

Церковь однозначно и давно высказала свою позицию относительно таких призывов. Лишать человека жизни — тяжелый грех!

Чрезвычайно тяжелым грехом является детоубийство — аборты; грехом является так называемая эвтаназия. Эвтаназия — это форма убийства или самоубийства. К этому греху можно отнести и убийство детей-инвалидов под видом избавления их и их родителей от страданий.

Часто болезнь является попущением Божьим ради спасения души, связывая человеческую плоть, болезнь связывает греховные страсти человека. Кроме того, родители, у которых есть дети-инвалиды, спасаются сами через жертвенное служение своим детям. Это служение часто бывает тяжелым крестом, но его нужно нести, чтобы получить награду. Ну и последнее — родители любят своих детей, и эта любовь никогда не позволит родителям поддерживать такие призывы.

Относительно смысла истории. Бог создал человека для вечной блаженной жизни, возможной только в теснейшем единении с Творцом. Эта цель не менялась никогда, ведь то, что задумал Бог не может меняться. Однако человек своим падением исказил замысел Творца. Поэтому в мир пришел Спаситель, Сын Божий, Богочеловек — Иисус Христос. Господь стал, по выражению святых отцов, «новым Адамом», который в отличие от ветхого Адама, выполнил волю Отца. Сын Божий победил Собой зло и грех, победил смерть и дал благодатную силу войти в Царство Божье каждому христианину.

Бог хочет, чтобы в мире родилось наибольшее количество людей, потому что у них будет возможность войти в Царство Божье, постичь вечную блаженную жизнь. Но мир, который во «зле лежит», катится к своей гибели. О последних временах мира написал святой апостол Иоанн Богослов в книге «Откровение» или «Апокалипсис». После Страшного суда люди уже не будут рожать детей. Как говорил Сам Спаситель, после воскресения люди не будут жениться и выходить замуж, а будут как ангелы. Поэтому Бог терпит человеческие грехи и ждет, когда чаша беззаконий переполнится. Лишь тогда будет Страшный суд. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому наша земная жизнь — одна единственная, уникальная, и ее нужно использовать дл ятого, чтобы реализовать в себе замысел Божий.

Вопрос от Вячеслава

Владыка, пожалуйста, назовите и охарактеризуйте передовые современные учебно-научные заведения в мире/в Украине, которые исследуют вопросы богословия и философии. Какие вопросы там сейчас актуальны для исследований? Благодарю.

Одним из ведущих богословских учебно-научных учреждений в Европе является богословский факультет Оксфордского университета, в числе выдающихся научных сотрудников которого архиеп. Диоклийский Каллист Уэр. На высоком уровне сегодня находятся российские православные богословские вузы, такие как Свято-Тихоновский богословский институт, Московская и Петербургская духовные академии. Среди украинских могу назвать Киевскую Православную Богословскую Академию и богословское отделение при философско-теологическом факультете Черновицкого национального университета им. Юрия Федьковича.

Актуальные вопросы богословия — это богословское обоснование явлений современного секуляризированного общества, осмысление экологических проблем, проблем биоэтики, проблем семьи, глобализации, научно-технического прогресса. Думаю, что эти проблемы беспокоят и современную философию.

Уважаемый владыка, может ли ваша епархия закупить «Зимнюю книжку» и «Весеннюю книжку» из серии «Христианская читанка», чтобы поддержать издание следующей — «Летней книжки»? С уважением Галина Манив (Кириенко), составитель «Христианской читанки»

Сможем. Свяжитесь со мной после первой седмицы Великого поста по телефону Синодального управления по делам молодежи — (044) 592 40 86.