ДЭСС ответила на обвинение Синода ПЦУ в создании искусственных препятствий для переходов общин из УПЦ МП

ДЭСС ответила на обвинение Синода ПЦУ в создании искусственных препятствий для переходов общин из УПЦ МП - фото 1
Государственная служба Украины по этнополитике и свободе совести (ДЭСС) ответила, что как центральный орган исполнительной власти по вопросам религии и этнополитики работает с уважением к разнообразию религиозных и этнических общин Украины.

В заявлении Священного синода ПЦУ говорилось, что уже дважды Церковь делала публичные заявления по поводу многочисленных препятствий общинам добровольно выходить из подчинения УПЦ МП и присоединяться к ПЦУ. Часто такие препятствия, отмечалось в заявлении ПЦУ, создают на местах представители государственной власти. Синод ПЦУ призвал отвечающую за религию ДЭСС прекратить создавать системные препятствия общинам переходить в ПЦУ.

ДЭСС ответила:

«На сайте ДЭСС доступны разработанные нами рекомендации, которые призваны помочь верующим Украины оформить решение о выборе принадлежности к определенному сообществу так, чтобы оно было юридически защищено даже в случае обжалований. Наши рекомендации помогут тем верующим, которые стремятся свободно сделать свой выбор законным способом и желают его юридически оформить».

ДЭСС отмечает, что решительно осуждает случаи коллаборации или содействия враждебной пропаганде врага, которые не допустимы, но так же недопустимо обвинять в коллаборации всех членов большого сообщества, даже на уровне подозрений – это менее 1% его членов, а остальные молятся за Украину и ее защитников, собирают гуманитарную помощь и воюют на передовой, плачут и радуются вместе со всей страной. «Недопустимо унижать граждан Украины, провозглашать их врагами из-за их церковной идентичности, этнической идентичности или языка. Даже если их Церковь имеет непростую историю и непростое настоящее», – говорится в ответе.

Что касается регистрационных вопросов ПЦУ в ДЭСС, то ответ ДЭСС таков:

«Как в 2021, так и в 2022 годах половина всех зарегистрированных уставов в ДЭСС – уставы ПЦУ. Как в 2021, так и в 2022 годах четверть всех действий в ЕГР (государственная регистрация создания религиозной организации, изменений в учредительные документы, другие действия) – юридические лица ПЦУ. В то же время организации ПЦУ составляют примерно 1/7 религиозной сети Украины (с учетом тех организаций, документы которых оформлены как УПЦ Киевского Патриархата). ПЦУ неоднократно успешно пользовалась регистрационными услугами ДЭСС, как и рядом других. Ее юристы на связи с нами и мобильным телефоном, и по электронной почте.

Отмечаем, что органы государственной власти работают по реализации равных прав и возможностей всех граждан и ни в коем случае не должны работать в интересах определенного лица или организации. Уважение этого базового принципа – составляющая европейского и евроатлантического курса Украины, провозглашенного в Конституции.

Относительно Донецкой епархии ПЦУ. Мы подробно объяснили реальную ситуацию на сайте ДЭСС в материалах 11 октября (с обновлением 18 октября) и 4 октября – приглашаем к ознакомлению всех небезразличных. Кратко несколько фактов:

• 5 сентября от епархии подали устав в новой редакции, в котором ее многолетний юридический адрес в Донецке был изменен на адрес в Днепре; именно в Донецке, а не в Мариуполе, и именно многолетний – по меньшей мере, с 2008 года его не меняли, как можно увидеть в ЕГР;
• к сожалению, епархия не сообщила ДЭСС, что изменение многолетнего донецкого адреса является срочным – конечно, документы имели бы приоритетное рассмотрение, если бы нам сообщили, что это нужно для разблокирования или предупреждения блокирования счетов гуманитарной помощи;
• согласно действующему законодательству, весь устав в новой редакции должен быть проверен на соответствие законодательству, каким бы малым не было изменение в нем (хоть одно слово, хоть одно предложение) – ставя свой гриф, орган госвласти свидетельствует, что устав полностью соответствует законодательству, что и было сделано ДЭСС с соблюдением надлежащих процедур;
• рекомендации ДЭСС относительно необходимых уточнений в документах были предоставлены епархии 28 сентября;
• 5 октября утром ДЭСС получила документы, в которых должным образом учтены замечания и рекомендации ДЭСС, в тот же день зарегистрировали;
• таким образом, регистрация устава заняла время с 5 сентября по 5 октября;
• регистрация могла состояться гораздо быстрее, если бы епархия сообщила о наличии объективной потребности в приоритетном рассмотрении.

Относительно постановления парламента о передаче в собственность епархии ПЦУ помещения кафедрального храма в Симферополе.

Постановлением ВРУ принято решение о передаче помещения кафедрального храма в Симферополе в государственную собственность, а не собственность епархии ПЦУ: «Временно, на период действия Закона Украины "Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины", передать из собственности Автономной Республики Крым в государственную собственность часть имущественного комплекса общей площадью 1475,7 кв. метра, обозначенную в плане домовладения буквой "а", здания, расположенного по адресу: ул. Севастопольская, 17, г. Симферополь, 95015, а именно Кафедральный собор святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги».
• Во всех консультациях, начиная с 2020 года, ДЭСС поддерживала постановление о передаче этого храма в государственную собственность, поскольку, по нашему мнению, это усиливает субъектность представительства при защите в международных судах в интересах Украины.
• У ДЭСС нет никаких полномочий изменять статус собственности имущественных комплексов или их частей, на свободных или на временно оккупированных территориях Украины. В ДЭС соответственно никогда не поступало такого поручения.
• Следовательно, хотя ДЭСС и приветствует указанное постановление ВРУ, ДЭСС не является органом госвласти, который может изменить статус части комплекса помещений из собственности Автономной Республики Крым на государственную.
• Чтобы ДЭСС могла работать с изменением статуса недвижимости в пользовании религиозной организацией, необходимо было бы предоставить такие полномочия ДЭСС путем внесения ряда изменений в законы и подзаконные акты Украины. Иными словами, со стороны Верховной Рады и Кабинета Министров должно произойти изменение полномочий ДЭСС.

Относительно Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры ПЦУ. От ПЦУ поданы в ДЭСС документы для регистрации новообразованной религиозной организации – «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь) Украинской Православной Церкви (Православной Церкви Украины)». Хотя пакет документов прошел уже несколько итераций, мы не можем зарегистрировать эту организацию из-за отсутствия соответствующих законодательству документов о ее местонахождении.

• ДЭСС не принимает решения о расположении религиозных организаций по тому или иному адресу. У ДЭСС нет таких полномочий.
• В документах для регистрации устава новой религиозной организации ее местонахождение должно быть указано по адресу недвижимого имущества, право собственности или пользование которым подтверждено, согласно действующему законодательству.
• На начальном этапе рассмотрения документов в ДЭСС был представлен устав, содержащий адрес, идентичный адресу монастыря и Киевской митрополии УПЦ (Предстоятель – митрополит Онуфрий), без каких-либо документов, касающихся права собственности или права пользования для новой организации ПЦУ по этому адресу. Поэтому регистрация была невозможна.
• Позже в ДЭСС были представлены уставы с другими адресами, которые можно связать со Свято-Феодосиевским монастырем ПЦУ, но опять-таки не было документов, подтверждающих наличие права собственности или пользования. Поэтому регистрация была невозможна.
• Согласно действующему законодательству, несколько религиозных организаций могут быть зарегистрированы по одному адресу. Соответственно ПЦУ может зарегистрировать два монастыря по одному адресу. Но должны быть документы, подтверждающие наличие права собственности или использования по этому адресу для нового монастыря. Без этого законная регистрация невозможна.
• Пытаясь содействовать прояснению ситуации, ДЭСС обратилась в Киевскую городскую военную администрацию и Печерскую районную в городе Киеве государственную администрацию относительно предоставления информации об актуальном адресе нежилых домов, расположенных в городе Киеве, упомянутых в заявке ПЦУ.
• К сожалению, ответы на обращение не дали результатов, которые могут содействовать регистрации. Напротив, по результатам обращений возникло еще больше вопросов о правах на здания, ассоциированные со Свято-Феодосиевским монастырем ПЦУ.
• Религиозная община свободна выбрать любой адрес для регистрации своих новых организаций при условии, что документы соответствуют действующему законодательству, в частности должны соответствовать действующему законодательству документы о местонахождении.

В заключение – несколько слов о нашем опыте сложных регистрационных ситуаций. Правильно оформленные документы самого сложного регистрационного дела ДЭСС дали нам возможность защитить осуществленную нами регистрацию в ряде инстанций. Это не была православная организация, но ее ситуация была сверхсложной и оставалась нерешенной на протяжении многих лет.

Обжалование инициировали те, кто потерял контроль над юридическим лицом и его недвижимостью в результате регистрационных действий ДЭСС. Конфликтные ситуации с риском обжалований требуют особого внимания к документам. Сегодня, имея позади успешную защиту наших регистрационных действий в очень сложных обжалованиях, мы уверены в квалификации наших специалистов.

ДЭСС открыта для дискуссий на основе уважения достоинства всех участников. На сайте ДЭСС свободно доступна возможность написать нам, чтобы договориться об онлайновой встрече по тем или иным вопросам православной ситуации Украины https://dess.gov.ua/webinars, заполнив форму или написав по электронному адресу [email protected]».