Такую мысль католический теолог и библиограф Блаженного Папы Иоанна Павла ІІ Джордж Вайгель высказал во время международного симпозиума в Украинском католическом университете "Церковь в ХХІ веке: вызовы служения в глобализованном мире".
С Джорджем Вайгелем, человеком неоднозначных взглядов, но бесспорно интересным, осведомленным, не лишенным чувства юмора и имеющим собственную позицию как в религиозных, так и в светских вопросах, ZN.UA беседовало об американском лидерстве; о том, оправдано ли вмешательство церкви в политику; станет ли Америка католической страной, повлияет ли это на ее политику, а также о многом другом.
— Господин Вайгель, как вам удается совмещать, на мой взгляд, мало совместимые вещи: быть участником проекта "Новый американский век" (в том числе одним из подписантов "Заявления о принципах" 1997 г.), исповедовавшего идеологию американского превосходства и активно поддерживавшего агрессивную политику Буша, и в то же время библиографом Папы Иоанна Павла II, как известно, осуждавшего войны вообще и в Ираке в частности?
— "Новый американский век" не был проектом об американском превосходстве. Он призывал Америку быть лидером в вопросах прав человека, демократии и работающих в обществе законов. И если посмотреть на нынешнюю администрацию президента США, которая вообще не заинтересована в этих вопросах, то мы увидим, к чему приводит недостаток американского лидерства в мире. Все согласились с тем, что правительство Саддама Хусейна должно уйти — это была позиция администрации президента Клинтона и ООН. Союзниками Америки выступили 42 страны, которые пришли к выводу, что единственный способ сменить правительство Саддама Хусейна (относительно чего было достигнуто соглашение) — это военная интервенция.
Папа Иоанн Павел II имел иное мнение по поводу того, как подходить к ситуации в Ираке. Но мы были взрослыми людьми, которые могут не соглашаться друг с другом цивилизованным способом. И, думаю, в своей второй книге "Конец и начало" я прямо и честно описываю его позицию в этих вопросах.
— В 2011 г. папская комиссия "Справедливость и мир" обнародовала программу экономического передела карты мира, раскритиковав разделение на "богатые страны", присваивающие себе право решать судьбу мира, и "бедные", которые становятся заложниками такой политики. США заслуживает критики как никто другой. Вы по-прежнему остаетесь приверженцем американского "лидерства" или критика Ватикана заставила вас пересмотреть свою позицию?
— Нет. Это естественно, что, исходя из одних и тех же моральных принципов, принимая во внимание обстоятельства, разные люди могут прийти к разным точкам зрения.
— Вас причисляют к деятелям мирового закулисья, советникам так называемого мирового правительства. Что вы на это скажете?
— Я думаю, это смешно. У меня есть друзья и знакомые в правительствах разных стран. Когда они меня спрашивают о чем-то, я пытаюсь дать честный и искренний ответ. Но мысль о том, что я имею влияние на мировые события, — смешна.
— Каково ваше отношение к происходящему на Ближнем Востоке — в Сирии и Турции, и в Египте? Есть мнение, что религиозные войны выгодны США из чисто прагматических соображений.
— Страсти, связанные с религиозными взглядами, приводящие к страданиям, войнам и опустошению, никогда не могут быть в интересах цивилизованных людей, где бы они ни находились.
В Сирии и Египте мы видим плоды неадекватной поддержки демократических противовесов (против Асада — с одной стороны, и Мубарака — с другой). И, возможно, сейчас уже поздно принимать какие-то адекватные решения, дабы предотвратить катастрофу.
Что касается Турции, то, думаю, у нее есть выбор. Она может укрепить общую религиозную свободу в секулярном государстве или же стать исламистской страной и таким образом еще больше отдалиться от значительной части мира.
— Папа Иоанн Павел II поддерживал антикоммунистическое движение. В частности, у себя на родине в Польше — очень активно, в том числе материально. Оправдано ли, на ваш взгляд, подобное вмешательство церкви в политику? Оправдано ли в принципе сращение церкви и политики?
— Видением папы Павла Иоанна II была церковь, творящая культуру и содействующая созданию свободного, достойного и добродетельного общества, в котором демократы и свободный рынок хорошо работают. Церковь призвана реагировать в случаях фундаментального нарушения человеческих прав, когда публичная политика не коррелируется с моральным законом. Но вообще она делает это посредством творения культуры и формирования граждан, в той или иной мере принимающих решения.
Давайте посмотрим на девять самых важных дней понтификата. Июнь 1979-го — первый визит в Польшу. 51 доклад-проповедь. Никогда не говорил о политике, не вспоминал об экономике, но это изменило мир, запустив в движение революцию совести, укоренившуюся в католическом сознании поляков и Польши. Да, это политика, но в очень широком понимании этого слова, а не в том, что церковь поддерживает того или иного политика. Это плохая идея и методология. Церковь влияет на публичное сознание в том смысле, чтобы во внимание принимались моральные истины.
— Известно, что католическая церковь остается консервативной во многих вопросах, касающихся приватной жизни человека. Это снижает ее популярность, в том числе в США. Например, демократы, которых традиционно поддерживало католическое население страны, на последних выборах не проявили стремления запретить аборты, однополые браки и прочее, зная, что это не найдет поддержки у большинства населения. Значит ли это, что католическая церковь теряет влияние даже на те слои общества и тех политиков, которые еще недавно были ее союзниками, и что причина этого — именно консерватизм?
— Это не консерватизм — говорить, что аборт морально неприемлем, а Адам и Стефан не могут пожениться. Это — моральная реальность. Что касается верующих и партийной политики в Штатах на последних шести президентских выборах, то о том, как люди будут голосовать, лучше всего говорит частота посещения церкви, причем как протестантами, так и католиками. Большинство тех, кто посещает церковь раз в неделю или чаще, принадлежат к республиканскому диапазону, раз в год или меньше — в основном относятся к демократическому лагерю. Если ты бываешь в церкви раз в месяц, то не будешь уверенно голосовать за республиканцев, если раз в полгода — склонен голосовать за демократов. Так происходит потому, что с 1972 г. Демократическая партия ассоциировала себя с секулярным стилем жизни, сексуальной революцией и либеральными идеями, а такие ценности слишком тяжело воспринимаются людьми, имеющими библейскую веру, чтобы отождествлять себя с Демократической партией. Это большое изменение. И очень плохо, что наша политика теперь разделяется между секулярными и религиозными полюсами. Раньше такого не было.
— Ввиду демографической динамики, а именно, роста латиноамериканского и сокращения белого населения, США прочат будущее католической страны. Как вы считаете, может ли это случиться и как изменится тогда американская политика?
— Никто с уверенностью не может сказать, что произойдет. Иммиграция происходит не только из Латинской Америки, Мексики, но и из Южной Америки, с Карибских островов. Неизвестно, в какое течение вольются эти иммиграционные потоки. Не исключено, что они прибьются к другим формам христианской жизни. Это большой вопрос. Сегодня новым требованием для католической церкви становится поиск пастырей, знающих испанский язык, которые помогли бы этим людям интегрироваться в американское общество, чтобы они не остались запертыми в этническом или языковом гетто.
Так или иначе, в американском конгрессе и среди политиков вообще католиков больше, однако не все они голосуют одинаково. И когда вы говорите "католическая страна", то это может означать что угодно. Италия, например, католическая страна. Но тот, кто понимает ее политику, — очень способный человек.
— В статье "Две культурные войны" вы пишете об исчерпавшем себя потенциале западных постмодерных обществ…
— Постмодерная культура толерантности не способна оживить душу демократии. Она лишь декларирует, что у каждого своя правда, не признавая при этом какой-то общей, абсолютной истины. Человеческий разум начинает сомневаться в своей способности знать истину, что приводит к падению верховенства права. В таких условиях не может быть серьезного разговора. Все происходящее воспринимается как полярные связи. Это столкновение постмодерной культуры с классической западной.
— Как известно, католическая церковь — крупнейшее надгосударственное объединение, охватывающее весь мир. Есть ли у нее возможность и готовность менять мировую политику, прямо воздействуя на своих верующих?
— Католическая церковь призвана влиять на формирование сознательности и совести мужчин и женщин, чтобы закрепить фундаментальные моральные истины, которые должны были бы влиять на культуру, общество и политику. Да, церковь должна влиять. Я думаю, что она может поднять планку человеческих надежд, влияя на самососредоточенное волеизъявление человека. Фрэнк Синатра сказал: "Я делаю по-своему". Церковь может побуждать людей увидеть нечто большее, чем "я", "мое" и "моя субъективная перспектива".
— В статье "Нарождающийся кризис в Украине" в First things (2011) вы изложили факторы, от которых зависит будущее нашей страны. Это религиозная свобода на территории бывшего советского государства; успех или неудача Путина в создании Великой России, которая напугает Европу стратегически, а также своим контролем над поставками нефти и газа; христианский экуменизм между Востоком и Западом. За прошедшие два года ничего из перечисленного существенно не изменилось. Есть ли, на ваш взгляд, будущее у Украины или же ей уготована участь стать "донором земель, недорогой рабочей силы, питьевой воды, отдельных мозгов как для России, так и для Запада"?
— Надеюсь, что Украина станет страной со зрелой демократией, в которой работают одинаковые для всех законы. Надеюсь, что духовные богатства Украины, с которыми я имел возможность ознакомиться, будут содействовать возрождению духовной жизни Европы. И после страшных столетий страданий и преследований я желаю украинцам мирной и благополучной жизни — плодов той свободы, которую они обрели в 1991 г.
Справка ZN.UA
Джордж Вайґель (1951 г.р.) — американский теолог, библиограф Папы Иоанна Павла ІІ, журналист и католический общественный деятель. Старший сотрудник Центра этики и общественной политики в Вашингтоне (США). Почетный доктор одиннадцати разных университетов, в том числе Украинского католического университета, лауреат папского креста Pro Ecclesia et Pontifice и золотой медали Gloria Artis министерства культуры Польши. Автор около 20 книг, один из самых известных американских экспертов по проблемам связи религии с общественной жизнью.
Проект "Новый американский век" (PNAC) — политическая неправительственная организация США, работавшая с 1997-го по 2006 гг. Официальная цель — "продвижение американского глобального лидерства, которое одинаково хорошо как для Америки, так и для всего мира", и поддержка рейгановской политики военной силы и моральной чистоты. PNAC оказала влияние на разработку военной и внешней политик администрации Буша, особенно связанных с национальной безопасностью и войной в Ираке.
"Заявление о принципах" — первый публичный акт PNAC от 3 июня 1997 г.