Created with Sketch.

Экспедиция к святыням Закарпатья прошла экстремально

25.02.2010, 09:54

«О православной культуре Закарпатья ходят легенды, и в этой экспедиции мы искали уникальное своеобразие церковных служб, обустройства храмов и жизни православных прихожан»

Марина БОГДАНОВА. — "Православіє в Україні", 19 февраля 2010 года

Закарпатье - пограничная территория с миром католической и протестантской Европы. Православие здесь сохранилось вопреки многовековым гонениям и насильственному введению унии. В Западной Украине Закарпатье стало островом Православия в католическом и греко-католическом окружении. В самой маленькой области Украины действуют 35 православных монастырей.

«Ездить в снегопад запрещено»

«О православной культуре Закарпатья ходят легенды, и в этой экспедиции мы искали уникальное своеобразие церковных служб, обустройства храмов и жизни православных прихожан», - рассказывает духовный куратор клуба православного туризма «Одигитрия»  протоиерей Константин Иванченко. - Экспедиция сочетала паломничество в древние монастыри и традиционный зимний отдых в горах.

Поселились в горном селе, не потерявшем свою самобытность в современных стандартах курортного бизнеса. При этом выбрали базу, обустроенную для комфортного отдыха. Как же здорово жить зимой в теплом доме из бревен, но со всеми цивилизованными удобствами! Рядом - настоящие, обветренные временем закарпатские дома, горные склоны, покрытые лесом и снегом.

Впрочем, большой снег в Закарпатье пришел вместе с нами. За ночь укрыл сугробами все и вся, сделал горный мир еще более загадочным и удивительно тихим. Но странно ездить в снегопад и гололед по крутым дорогам, вдоль которых -  борды с надписями «Ездить в снегопад и гололед запрещено».

Соль с маком

К монастырям в Лыпче и Изе добрались сравнительно легко. Эти обители, основанные в начале прошлого века, имеют вполне традиционную православную архитектуру и славятся своими целебными источниками.

В Свято-Николаевском мужском монастыре паломники приложились к нетленным мощам Алексея Карпаторусского Исповедника, помолились у его могилы и могил других сподвижников за восстановление Православия в Закарпатье в конце XIX и в начале ХХ века. Здесь паломникам предложили взять с собой освященные соль с маком. Как объяснили в монастыре, соль с маком должны быть в доме, как и святая вода.

В этот день «Одигитрию» ждали в селе Угля - в Свято-Успенском монастыре, основанном 1100 лет назад. Но доехать до Угли оказалось непросто - одну дорогу через перевал к обеду занесло, по второй не советовали  ехать еще утром. Намотав километры, в монастырь приехали поздним вечером. Тем не менее, группу покормили, а 85-летняя игуменья Екатерина (Стан) благословила паломников.

Обитель дважды захватывалась униатами - в конце XVIII века и в 1959 году. Здесь находится могила последнего православного епископа Досифея (1735) и колодец с удивительно сладкой водой. Как рассказала игуменья, этот колодец существовал и тысячу лет назад, его нашли после восстановления монастыря в 1990 году. 

Принадлежность к церкви определяет многое

Угля, Иза и Лыпча были центрами борьбы за возрождение Православия в Закарпатье, и ныне являются оплотами Православной веры. Как рассказали в монастырях, все население в этих селах православное - нет ни униатских храмов, ни сектантов.

В большинстве же других сел Закарпатья православные и греко-католики живут рядом. Религиозный раскол нагляден и чувствуется во всем: рядом стоят храмы, и часто на наших церквях можно увидеть униатские кресты. А некоторые православные храмы выглядят как католические.

Складывается впечатление, что в Закарпатье все верующие. Наверное, потому, что за веру здесь все время боролись: унию насаждали насильно, Православие восстанавливали, а время советского безбожия началось значительно позже. Поэтому принадлежность к церкви в закарпатских селах определяет очень многое в жизни - круг общения, отношение к людям.

«Мы все время носили значки нашего православного клуба, и за пределами монастырей остро чувствовалось, с униатами общаешься или с православными», - говорит участница экспедиции «Одигитрии» Елена Сокирук. - Православные нам радовались, а греко-католики  вежливо терпели.

Все подлинное, очень старое...   

Целью второго дня паломничества были монастыри Мукачевской епархии. По пути к святым обителям группа поднялась к водопаду Шипот, где удивительную красоту природы эксплуатирует туристический бизнес. Катание в санях неожиданно оказалось  экстримом - лошадь Лыска проявила нервозность и норовила сигануть в речку. 

Зато в пяти минутах езды от водопада заметили деревянную часовенку с покосившимся крестом. Постройке почти 200 лет, и в ней сохранилась характерная для Закарпатья церковная утварь. Здесь, наконец-то, православные туристы увидели настоящую аутентичность. Все подлинное, очень старое и несколько непривычное. Такое можно увидеть разве что в историческом фильме. Часовня стоит у кладбища, и ей по очереди пользуются православные и греко-католики. 

К чудотворным иконам «Скоропослушница» и «Акафистная» Афонского письма, приложились паломники в Свято-Успенском монастыре села Домбоки. «Скоропослушница» обильно мироточит накануне стихийных бедствий, по молитвам к Божией Матери произошли многие чудесные исцеления.

Монастырь основан 1932 году и имеет своеобразную архитектуру. А дома и землю в Домбоках сейчас выкупают цыгане, примкнувшие к секте свидетелей Иегова. Цыганские дети бегают у святой обители и требуют денег.

Монастырь на Чернечей горе

На Всенощную группа «Одигитрии» приехала в Мукачевский Свято-Николаевский женский монастырь, основанный в начале XV века на Чернечей горе. Святой обители принадлежит выдающаяся роль в истории Православной Церкви Карпатской Руси, здесь столетиями подготавливались кандидаты в епископы и священники. В монастыре находится десница преподобного Моисея Угрина, у которого просят молитвенной помощи в исцелении от блудной страсти.

Со второй половины XVII века и до 1947 года монастырь был под униатами. Греко-католики до сих пор пытаются выдвигать права на святую обитель. На стенах и сводах Свято-Никольской церкви - старая потускневшая роспись, которая контрастирует с дорогим убранством храма.

На взгляд паломников, уклад одного из главных монастырей Закарпатья ничем не отличается от жизни любой православной обители. Много жителей Мукачево приходят сюда на богослужения, монахини хорошо говорят на русском и украинском языке.

Здесь намного меньше речи с характерным закарпатским диалектом - в других монастырях с трудом удавалось разобрать многие слова.

Даже «Отче наш звучит» слегка непривычно

Больше всего впечатлила своим своеобразием обычная церковь в горном селе Верхний Студеный, где группа «Одигитрии» проживала во время экспедиции. В Свято-Николаевский храм паломники пошли на Литургию. Храму, характерной бойковской постройки, 200 лет, и патриархальность царит во всем укладе церковной жизни.

Женщины в этой церкви во время службы молятся только в притворе. В храме стоят лавки - под стенами, как и у нас, но параллельно алтарю. Центр церкви остается свободным.

На лавках, в которые вставлены хоругви, сидят деды - они  здесь составляют костяк церковного прихода.

А поют во время службы в храме все - получается не совсем стройно, но очень по-настоящему. Местный диалект придает церковно-славянскому языку специфическое звучание: даже «Отче наш» звучит слегка непривычно. В запричастной паузе паломники услышали совершенно аутентическую псалму с ярко выраженным национальным своеобразием народного религиозного чувства. 

На Евангелие, Херувимскую песню и Великий вход выносят и зажигают тройные расписные свечи, которые так и называются - трийцы. Трийцы, красивые и яркие, являются неотъемлемым атрибутом сельских церковных служб. Староста церкви подарил «Одигитрии» целую гору трийц, старинные хоругви и крест.

Вписались органично

«Церковные православные службы в горных селах Закарпатья заметно отличаются от существующего православного стандарта», - говорит духовный куратор клуба православного туризма «Одигитрия»  протоиерей Константин Иванченко. - Эти этнографические особенности органично вписались в синодальный порядок - не являются языческими наслоениями, а представляют собой красивое церковное своеобразие Закарпатья.

Прихожан же этой закарпатской церкви удивило, что винницкие паломники пошли ко причастию. У них принято причащаться лишь в определенные дни церковного года - например, в начале и конце поста.

Из-за обильного снега и гололеда мы не смогли посетить некоторые монастыри. Зато покатались на лыжах и сноубордах, насладились чистым горным воздухом и прекрасными видами. Эта экспедиция дала яркие впечатления, сильные чувства и открыла для нас удивительный мир Закарпатья Православного.

Читайте также