Побывав перед Рождеством вместе с Апостольским Нунцием в Донецке и Луганске, хочу поделиться некоторыми наблюдениями, как живут, точнее, выживают, на оккупированной территории наши братья и сестры, греко- и римо-католики.
Побывав перед Рождеством вместе с Апостольским Нунцием в Донецке и Луганске, хочу поделиться некоторыми наблюдениями, как живут, точнее, выживают, на оккупированной территории наши братья и сестры, греко- и римо-католики.
Каждый, кто за последнее время побывал в Донецке или Луганске, видел людей, которые там живут, и знает, как они живут. Лично я могу говорить только о католиках двух обрядов, так как мы посещали их с душпастырским визитом вместе с Апостольским нунцием Архиепископом Клаудио Гуджеротти. Поэтому не с чужих слов знаю и говорю о том, насколько сложно им сегодня выживать.
Те, о ком мы говорим, ‒ люди, не попавшие под какую-либо программу помощи извне, что могла бы им гарантировать переезд в более спокойное место. Не у всех есть родственники в подконтрольных украинской власти регионах или за границей, которые могли бы их приютить в своих домах. Не у всех были сбережения, чтобы убежать оттуда и приобрести свой угол в другом месте. Те, кто мог, это сделали. Остались люди, которые еле сводят концы с концами, и просто оказались в неблагополучном месте в это сложное время. Сейчас они и не видят никаких перспектив и вариантов переезда, чтобы начать строить свою жизнь сначала. И, тем не менее, находясь в крайне сложных условиях, наши братья и сестры сохраняют упование на Бога и любовь к Украине.
Когда кто-то на своей кухне или в фейсбуках скажет, что «там только сепаратисты и нельзя к ним ездить», то можно пожать плечами и не отвечать на такие слова. Всем не объяснишь, всех не убедишь, тем более, когда у каждого могут быть свои мотивы так говорить, и не всегда эти мотивы прозрачные и тем более христианские. Но когда высказывает свое мнение человек, который подписывается как профессор или эксперт, то здесь все становится немного сложнее. И некоторые вещи необходимо поправлять, уточнять, ведь в этом наша ответственность не только перед людьми, но и перед Богом! Потому, уверен, что мы должны защитить от клеветы тех людей, которые точно не заслужили упреков в том, что они «враги Украины». Первым это сделал Архиепископ Клаудио Гуджеротти.
Многие жители Луганска и Донецка считают себя украинцами, молятся за свой город, свою страну и верят, что их пребывание на том месте будет увенчано возвратом оккупированных территорий в состав Украины. И они заслуживают большого уважения и помощи с нашей стороны. Возможно, именно благодаря тому, что они там остались, в будущем эти территории вернутся в Украину. Представим только на мгновение, что все, кто считает себя украинцами, патриотами, выехали из оккупированных территорий – тогда все действия Президента и украинской армии были бы бессмысленными?! Что важнее для нас сегодня: бороться за землю или души людей?
Поэтому в Луганск и Донецк должны ездить дипломаты, государственные чиновники, чтобы собственными глазами увидеть и крайнюю нищету, и одновременно глаза людей, которые ожидают мира и молятся о том, чтобы проснуться снова в Украине. И ни в коем случае не списывать их со счетов.
Прихожане греко- и римо-католики, прибывшие на встречу с Апостольским нунцием во время нашего визита в Донецк и Луганск, плакали от счастья. Сложно передать словами их благодарность, что кто-то еще о них помнит, что кто-то им принес благословение и надежду. Так было на Пасху весной 2016 года, так было и в декабре 2016 года, накануне Рождества.
Поэтому Апостольский нунций, прежде всего как пастырь душ и представитель Святого Отца Франциска, несмотря на комментарии разных «экспертов», едет туда и, надеюсь, будет ездить и в будущем, чтобы самым бедным среди бедных подарить искру любви и надежды.
Перед глазами имею историю Давида, который радуется при возвращении Ковчега Завета и реакцию его глупой жены Мелхолы, которая, будучи далекой сердцем от Бога, не понимала того, что Господь творит в сердце человека, уповающего на Божью любовь.
Апостольский нунций оставил людям, Церкви самый главный подарок на праздники: благословение каждому, кто присутствовал на Святой Литургии. Не так легко было добраться до этих мест, и для посла Ватикана эти дни были очень тяжелыми. Но видя глаза людей, я словил себя на том, что этот визит важнее, чем целый гуманитарный конвой. Потому что в мешках продуктов можно не найти даже одного грамма надежды и сострадания. А вот визит Апостольского нунция был большим конвоем Божьей любви, которая снизошла на эти два областных центра Украины, испытывающие многочисленные проблемы.
Те, кто это увидел, никогда не смогут разделить мнение так называемых экспертов, которые, сидя в теплых кабинетах, порой философствуют на темы, не сильно глубоко разбираясь в них. Но ведь всегда можно задать вопросы, прежде чем делать поверхностные выводы, а особенно оценивая мотивы и действия других людей.
Я знаю лично многих прихожан из Донецкого и Луганского приходов, так как это наша епархия. Знаю их судьбы и крайне сложное нынешнее положение, вижу, насколько они нуждаются в нашей солидарности. Некоторые из них выехали из оккупированных территорий в начале войны, многие приезжали в Запорожье, мы встречались с ними здесь и пробовали помочь на первое время. Но, потратив все средства, они вынуждены были вернуться в свои дома, так как была угроза потери квартир и имущества, ведь там процветает мародерство в пустующих домах. И это чрезвычайно сложное решение: здесь, ничего не имея, они и там могли бы потерять свою собственность.
А как быть с теми, кто ухаживает за прикованными к постели инвалидами, пенсионерами, которых никак невозможно вывезти? А что говорить о волонтерах, которые опекают одиноких стариков, развозя им хлеб и лекарства? Бросить умирать тех, с кем ты прожил 20–30 лет на одной улице и знаешь, что они больше никому в этом мире не нужны и никто даже не сможет их похоронить по-христиански? Кто осмелится судить таких людей, не предложив им помощи и альтернативы?
Мы действительно мало знаем о жизни мирных людей за линией разграничения. Мало поступает правдивой информации, и это нужно всегда учитывать перед тем, как делать любые выводы или читать СМИ. Продукты, которые там дороже, чем на подконтрольных власти территориях, сложность в поисках работы и много других неудобств, с чем приходится сталкиваться ежедневно. Но главное, что они все-таки верят, что нужны Украине. И они молятся каждый день, чтобы все встало на свои места.
Могло так произойти, и только Бог сохранил нас, что Харьков, Запорожье, Одесса и даже Киев могли оказаться в оккупации. И тогда, наверное, совсем другой была бы риторика тех, кто сегодня критикует Апостольского нунция за опеку над католиками всей Украины, если бы они тоже оказались в числе жертв войны.
И сейчас, пользуясь случаем, хочу попросить всех католиков Украины, и восточного и латинского обрядов, быть солидарными с братьями и сестрами, которые остались на оккупированной территории. Они не являются ни гражданами, ни христианами второго сорта. Им труднее, чем нам, быть в храме на Литургии, из-за комендантского часа им нельзя организовывать вечерние и ночные молебны. Потому наша молитвенная и любая солидарность с ними может быть для них огромной поддержкой.
Эта солидарность всех католиков должна быть силой, которая будет восстанавливать Церковь, объединять ее. И сейчас я уже вижу, как священники, римо-католические и греко-католические, поддерживают и помогают друг другу, общая беда нас еще больше сближает, цементирует, и в этом есть позитивный аспект войны.
Когда я вижу этих людей, их молитвы и слезы, как сложно им добираться на Святую Литургию, но все равно они в храме, так как Церковь – их единственная семья и место утешения, я надеюсь, что Господь взглянет, прежде всего, на их сердца и наградит их надежду большим праздником свободы, которой они так жаждут.
А сколько есть семей, выехавших из оккупированных территорий, и они никому не нужны, никто не может им помочь, у них нет дома, работы, защиты, понимания своего будущего. И хотя они живут в свободной части Украины, государство не может им ничего предложить. И это тоже задание – как для власти, так и для каждого из нас – проявить заботу о них. Ведь когда мы в конце 2016 года посмотрели на е-декларации, стало очевидно, что денег в Украине, оказывается, много, и если бы было больше солидарности и понимания, то сами бы украинцы могли обеспечить всех тех, кто так сильно сегодня нуждается в помощи.
Папа Франциск показал нам пример, обратив внимание всего мира на войну на востоке Украины. Но это задание, прежде всего, для всех нас – самим позаботиться о благополучии нашей Украины, не ждать гуманитарной помощи Папы, но самим посмотреть, чем я могу поделиться с людьми, которые оказались в трудном положении.
Это должна быть помощь как в семье: когда случается беда, мы не ждем, пока кто-то подскажет, что нужно делать, чтобы помочь в несчастье, и не устраиваем дискуссий, нужно помогать или нет. Когда речь о родных людях, мы начинаем действовать и искать решение инстинктивно! Даже если среди ночи случается что-то плохое, не ждем утра, а сразу же пытаемся что-то сделать. Потому, будучи благодарными Святейшему Отцу за его помощь, нужно понимать, что и мы можем быть более чуткими друг к другу, открытыми к братьям, нуждающимся в нашей помощи, солидарности и горячей молитве.
Потому прошу вас: давайте молиться за наших братьев, которые остались в Донецке и Луганске или выехали и оказались растерянными из-за неустроенности нынешней и неизвестности будущей жизни. За священников, которые служат им, но и сами нуждаются в словах поддержки. Мы можем выражать поддержку всем пострадавшим от войны через душпастырей, передавать через них помощь, в том числе материальную.
Всячески поддерживать волонтеров, задействованных в гуманитарной Акции «Папа для Украины» или любой другой волонтерской работе, чтобы они всегда знали, что через служение обездоленным они служат Христу, и именно в Нем находили силу для своей нелегкой и, временами, неблагодарной работы.
Также призываю каждого христианина смело поднимать свой голос в защиту правды, в защиту достоинства тех, кто страдает, хотя не виновен в этом. Возвысьте голос в защиту единства Церкви Христовой и покажите, что для нее нет границ, нет блокпостов, никаких линий разграничения, как это показали католики всей Европы, проявив солидарность с нами, украинцами, страдающими от войны. И истина сделает нас свободными!