Created with Sketch.

Голоса монастырских стен

20.10.2008, 14:11

О тайнах Свято-Преображенского монастыря Новгорода-Северского на Черниговщине рассказывает Елена ТЕРЕЩЕНКО

Поздней грозовой ночью в ворота Новгород-Северского Спасо-Преображенского монастыря постучал уставший путник. Он назвался Григорием и попросил пристанища у жителей обители. Настоятель приказал впустить незнакомца и оставил ночевать в одной из келий. Когда Григорий оставил обитель, в его келье монахи нашли записку к настоятелю: „Коли сяду на престол, ласки твоей не забуду”. Тогда монастырская братия, по-видимому, решила, что эти странные слова были лишь бредом. Но уже через несколько лет они поняли, кому предоставили пристанище в своих стенах. Это был Григорий Отрепьев, который вошел в историю под именем Лжедмитрия I, – одного из самых известных самозванцев на московском престоле.

Свидетель давней славы


Это не единственная легенда, которую хранят древние стены Новгород-Северского Спасо-Преображенского мужского монастыря. Они помнят и царских воевод, и гордых северских князей, которые отправлялись отсюда на битвы. Обитель учредили еще в первой половине ХІ столетия по приказу черниговского князя Мстислава. А через сто пятьдесят лет, как рассказывают легенды, именно отсюда отправился в поход „на землю половецкую за землю Русскую” князь Игорь Святославович, герой знаменитого „Слова о полку Игореве”. На берегу Десны, под монастырскими стенами сейчас возвышается бронзовая фигура Ярославны. Она будто и до сих пор, всматриваясь в даль, ожидает из похода северских воинов.

Именно во время князя Игоря на территории монастыря построили Спасский собор. Вскоре после монголо-татарского нашествия монастырь возобновили, однако ненадолго. На Украине наступили трудные времена междоусобиц, и монастырские стены не защитили жителей обители от нападающих. Сначала татар, а затем поляков. Упоминания о Спасо-Преображенском монастыре опять появляются в летописях лишь в XVI столетии. Тогда монастырь владел значительными земельными угодьями. Но настоящий расцвет обители пришелся на вторую половину ХVІІ столетия, когда здешнюю епископскую кафедру занял известный украинский просветитель Лазарь Баранович.

От взлета к упадку: расстрелянные ангелы

За годы правления Лазаря Барановича монастырь превратился в настоящую культурную ячейку. Здесь открылась первая на Левобережной Украине типография и славяно-греко-латинская школа, которая впоследствии стала основой для создания Черниговского Коллегиума. При монастыре действовал и кружок художников, которые оформляли церковные книги изысканными миниатюрами. Также в историю монастыря вошли и двое простых монахов – Макарий и Сильвестр. В начале ХVІІІ столетия они осуществили пешее паломничество в Иерусалим, которое детально описали в своих дорожных записках.

Делами Спасо-Преображенского монастыря чрезвычайно интересовалась и российская императрица Екатерина ІІ. Но ее наследники не были такими внимательными и даже упразднили вновь созданную Новгород-Северскую епархию. В ХІХ веке на территории монастыря действовало духовное училище. А вот при советской власти для обители наступили не лучшие времена.

Монастырь закрыли сразу же после революции, и он на протяжении десяти лет постепенно разрушался, пока при содействии местной интеллигенции здесь не создали один из первых в Украине историко-архитектурных заповедников. Впрочем, даже это относительно спокойное существование не было долгим. Во времена Великой отечественной войны в обители разместили концлагерь. В здешнем музее и сейчас хранится пробитая пулями фигура ангела.

Возрождение

Несколько лет назад обитель опять возродилась к жизни. Монастырские здания отреставрировали, обновили экспозицию музея „Слова о полку Игореве”, который содержится в прежних покоях настоятеля. На территории монастыря археологи обнаружили фундаменты княжеского терема. Сейчас они законсервированы под стеклом, а для посетителей обустроена обзорная площадка.

Вообще, современный Новгород-Северский монастырь как-то странно и гармонически совмещает воспоминания о давней военной славе и тихом покое монашеской жизни. В этом сочетание – его неповторимая атмосфера и обворожительность.

Еще много тайн хранит Спасо-Преображенская обитель. Например, рядом со зданием музея – вход в подземный ход. Его взорвали фашисты, чтобы лишить пленных возможности убежать. Сейчас он откопан лишь на пятьдесят метров. Крутые ступени ведут в глубину, а под потолком прячутся летучие мыши... Исследователи допускают, что где-то в монастырских тайниках еще и до сих пор могут сохраняться неизвестные науке документы.

Читайте также
Религиозное краеведение Божья гора — святыня в тени Почаева
11.01.2010, 15:27
Религиозное краеведение Жемчужина Слободской Украины
20.07.2009, 18:22
Религиозное краеведение Последний форпост христианства на Подолье
09.06.2009, 18:43
Религиозное краеведение Дружба народов, Церквей и людей на улицах Старого Киева
14.07.2008, 19:17