Каменец-Подольский захватывает своим замком, многочисленными храмами разных конфессий, природным ландшафтом и неординарной историей. Наш местный собкор Юлия ЗАВАДСКАЯ предлагает читателям РИСУ серию материалов, посвященных Каменцу-Подольскому
В Каменце-Подольском все знают историю о том, как в далеком 1621 году турецкий султан Осман, подойдя к стенам, спросил местных:
– Кто этот город укрепил?
– Бог, – ответили ему.
– Тогда пусть Бог его и завоевывает, – сказал Осман и отступил от прекрасного и неприступного города.
УНИКАЛЬНЫЙ ГОРОД
Отправляясь в странствие по уникальным местам, невозможно обойти Каменец-Подольский в Хмельницкой области. После Киева и Львова – это третий город в Украине по количеству исторических памятников (всего их здесь 177) и одно из семи чудес Украины. Каменец заслуживает стать туристической Меккой. Для тех, кто интересуется религией, архитектурой и историей – здесь настоящий клондайк.
Наиболее известная легенда об учреждении Каменца-Подольского – о том, что олени, cпасаясь от литовских охотников – князей Кориатовичей, выбегли на остров и тем самым показали братьям чрезвычайно хорошее место для возведения города. Братья здесь остановились, а статуи оленей с того времени оберегают дороги к Каменцу.
Ученые до сих пор однозначно не определили дату учреждения Каменца-Подольского. Большинство считает, что городу свыше тысячи лет, но есть и такие, которые утверждают, что Каменец существовал уже во времена античного Рима.
ЦВЕТОК НА КАМНЕ
Так Каменец-Подольский назвала известная украинская поэтесса Леся Украинка. Ведь самая старая историческая часть – Старый город – стоит на полуострове, образованном омега-подобной петлей реки Смотрич с высотой скалистых берегов до 40 метров. Неотъемлемой частью города, его символом и жемчужиной является Старая крепость. История возведения твердыни начинается в XІІ столетии. Одиннадцать башен замка возносятся над каньоном, словно продолжение скалистых стен, каждая имеет свое название и свою историю. Например, наивысшая башня названа Папской, потому что была построена на средства Папы Римского Юлия ІІ.
Легенда рассказывает, что когда турки разбили Каменец, решили восстановить разрушенную крепость. Работать заставили местных людей, но люди строили твердыню "не для силы турецкой, а для славы христианской". Под камни клали кресты, которые сняли з шеи, а когда уже нательных крестов не было, делали кресты из травинок и замуровывали их в стены. И до сих пор считается, что не удержались турки в Каменце, потому что крепость "на крестах построена".
За долгую историю города люди разных культур и религий населяли Каменец-Подольский, что сделало его в самом деле уникальным. Уже в раннем средневековье в Каменце сложилось три общины: украинская, польская и армянская. В Каменце-Подольском до сих пор есть районы, которые называются Русские и Польские фольварки. Есть в городе и остатки армянского квартала с площадью, колокольней и развалинами церкви. Сегодня в Каменце-Подольском проживает 100 тысяч людей. Много молодежи, студентов. Каменец - город поликонфессийный и многонациональный . Его считают своим поляки, литовцы , армяне, украинцы, евреи, цыгане и россияне. Недаром в городе установлен памятник Семи культур и отмечался одноименный фестиваль.
ИСТОРИЯ КАМЕНЕЦКОГО ЭКУМЕНИЗМА
Наслоение разных религий и культур заметно в Каменецкой архитектуре и религиозной толерантности каменчан. Местные жители независимо от вероисповедания считают своими и Хрестовоздвиженскую церковь на Карвасарах (сейчас храм принадлежит УПЦ), и Cвято-Троицкую церковь, которую ныне восстанавливают монахи-василиане (УГКЦ), и развалины Армянской церкви, где обычно заканчиваются екуменические молебны. А римо-католический кафедральный собор святых ап. Петра и Павла с пристроенным минаретом и Мадонной стал основной визиткой Каменца-Подольского после Крепости.
В средневековье была у города и своя Покровительница, которая объединяла христиан разных конфессий – Матерь Божья Армянская. В Каменец икону Матери Божьей в 1380 году с Херсонеса привезли армяне. Говорят, что Армянская Богородица неоднократно спасала город от захватчиков, показываясь чудесно в пламени на оградах. Свыше 300 лет каменчане почитали Матерь Божью Армянскую. Каждую субботу по всему Каменцу закрывались церкви и костелы и весь город шел на богослужение к Армянскому храму святого Николая, в котором тогда находилась чудотворная икона. Матерь Божья Армянская объединяла верующих разных конфессий.
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ – МИНАРЕТ С МАДОННОЙ
Благодаря удобному расположению Каменец постоянно оказывался в водовороте событий и интересов больших культур и цивилизаций. За историю своего существования город находился на рубеже между Европейской Сарматией и провинциями античного Рима, был пограничьем Галицкого княжества и кочевой степи. В средневековье Каменец стал духовным центром и последним форпостом христианства, ведь находился между христианским Западом и мусульманским Востоком. А после того, как турки окончательно покинули город, он ставал, то оплотом католицизма с большим количеством костелов, монастырей, духовной семинарией и даже иезуитским коллегиумом, то превращался в центр самой большой по количеству приходов и верующих в России православной епархии.
Трудной , временами трагической была многовековая история города. В середине ХІІІ века он пострадал от монголо-татарских завоевателей. В ХІV ст. Подолье вместе с Каменцом захватили литовские князья. В ХV ст. его отвоевали поляки. В 1463 г. Каменец стал королевским городом и центром Подольского воеводства. Каждое господство оставляло свои следы в культуре, архитектуре и менталитете населения. А в 1672 г. Подолье захватили турки. Их 27-летнее правление в Каменце наложило на город большой отпечаток. В те года ислам стал господствующей религией.
24 августа 1672 года турецкий султан Магомет ІV в торжественной процессии через Русские ворота въехал в Каменец. Одетый в зеленое, султан подъехал к кафедральному костелу и с флагом, на котором была написана дата взятия Каменца, вошел в храм. В костеле, преобразованному на мечеть, отправили пятничное богослужение, а в воздухе вместо, обычных для подольского уха колоколов, впервые прозвучал голос муэдзина. К костелу пристроили минарет. Турки превратили в мечети в основном католические храмы, которые находились в центре города, а некоторые православные церкви отдали католикам. Это вызвало негодование украинского населения. Армянам было разрешено молиться в своих церквях с единым условием: снять колокола, потому что перезвон пугает и разгоняет души умерших мусульман, которые летают в воздухе над своими братьями.
Когда турки ушли из города, Каменец снова стал христианским, а костелы, преобразованные в мечети, возвратили в первоначальный вид. Лишь пристроенный к Кафедральному собору минарет не стали сносить, а поставили на нем позолоченную статую Богородицы. Это должно было символизировать победу христианства над исламом. И до сих пор возвышается в Каменце минарет, а на нем – Мадонна. Это единственное в мире объединение разных религий видно со всех уголков города. Необыкновенный ансамбль уже несколько столетий является туристической изюминкой города.
Кроме этого, в Каменце существует множество примеров взаимопроникновения культур и религий. Ведь, в зависимости от того, кто в городе руководил, церкви перестраивались в костелы и наоборот. Например, когда Правобережная Украина вошла в состав Российской империи, помещение бывшего францисканского монастыря было приспособлено в архииереский дом и консистории. Костел превратили в православную церковь Успения Пресвятой Богородицы. На колокольне , сведенной Яном де Витте, надстроили крышу барочного абриса с главкой, а над сверху соорудили большой сферический купол на деревянном барабане. На втором ярусе восточного корпуса, над бывшей армянской часовенкой устроили маленькую церковь Рождества Христова.
Но более всего культовые сооружения всех конфессий пострадали во времена коммунистического режима. Под конец XІX ст. в Каменце их начислялось около пятидесяти, а сегодня сохранилась лишь небольшая часть. Ныне в городе в развалинах стоит францисканский монастырь, в полуразваленом состоянии функционирует, пристроенная к нему, православная церковь. Нет ни армянской часовенки, ни церкви Рождества Христова. Большевики развалили Собор Казанской иконы Богоматери, который был первым на Подолье, где святая Литургия правилась на украинском языке. В лютеранской кирхе сейчас находится спортивная школа, а в синагоге работает ресторан…
Однако много памяток восстанавливается и возвращается к жизни, и в городе в самом деле есть на что посмотреть!
Фото из архива РИСУ и Юрия САВИНА