В Украине достаточно много монастырей — больших и маленьких, известных на весь православный мир, и Свято-Успенская Святогорская Лавра с недавних пор занимает все более весомое и влиятельное место. Именно о последней рассказывает Вячеслав НЕСТЕРОВ.
В действительности, история создания пещер в Святых Горах восходит еще к Каменному Веку и объясняется удобным «нависанием» меловой скалы над извилистым течением Северского Донца, что давало возможность контролировать все речные передвижения, а также «великий перевоз» — переправу через реку. Поэтому в истории Святых Гор было достаточно и «печеных злых людей», и хазар, которые удерживали здесь один из форпостов своей империи, и более поздних «разбойных людишек», как почти ласково называли бандитские шайки головорезов разного пошиба русские «приказные грамоты». За «разбойным людом», а кое-где и вместе с ним, склоняя тех к «царской службе», шли монахи, которые словом Божьим и неутомимым трудом среди «козакующих» бандитов превращали тех в защитников православной веры и православного народа. Так было везде, и в Украине, и в России. Не исключением стали и Святые Горы, превратившись из разбойничьего гнезда в выдвинутый далеко к югу от последних православных поселений в Дикой Степи форпост православия и Слободской Украины.
Еще в 1526 году немецкий посол Сигизмунд Герберштейн в книге «Записки о Московитских делах» писал со слов московских служащих о статуях и каменных изображениях около Святых Гор, что можно понимать как некий языческий обрядовый комплекс, или признаки господства здесь разбойничьей ватаги. А уже в 1624 году здесь существует монастырь, которому сам царь Михаил Федорович дарует часть дохода с кабацких промыслов и пошлины. В Синодике 1710 года читаем: «И по свидетельству оными Царскими Грамотами сия Святогорская Успенская пустынная обитель благоволением Божием начася прежде или сначала царствования Царя и Великого князя Михаила Федоровича от сего прежде сто лет быти». Понятно, что образ исконного монастыря более привлекателен, чем образ воюющего монаха, но подвиг безымянных черноризцев, которые превратили военную крепость в подобие Афонских гор, не менее впечатляющий.
Став монастырем, Святые Горы не перестали быть форпостом, который был расположен на территории Дикого Поля в двухстах километрах от ближайшего населенного пункта Белогородской засечной линии города Валуйки. Поэтому монахи были одновременно и пастырями душ для местного гарнизона стрелков, и пушкарями четырех монастырских пушек, которые стояли здесь же в пещерных часовнях, и наблюдателями за перемещениями татар по Степи. Сохранилось письмо этих монахов к московскому царю: «Царю-государю и великому Князю Михаилу Федоровичу всея Руси и великому государю, святейшему патриарху Филарету Никитичу Московскому и всея Руси, бьют челом Святых Гор из Пустыни Пречистые Богородицы нищие ваши государевы богомольцы – черный поп Семионище с братией: в прошлом, государь, в 1628 г. Приходили к Святым Горам татары и ваше государево богомолье разорили, церковное и монастырское строение поимали все без остатку, и нас, богомольцев ваших, поимали в полон. И Божиим изволением, Пречистые Богородицы милостью, а вашим государским жалованьем господу Богу освободи нас из неволи, и прибрели в Святые Горы. Скитаемся наги и боси, и голодни, а братии, государь, у вашего государева богомолья во Святых Горах множится. В нынешнее число семнадцать братьев, а прокормиться нам, нищим, нечем…» Приходилось защищаться обители как от татар ногайских и крымских, так и от «черкасов польских», то есть украинских казаков. В 1645 году будущий славный полковник Иван Богун с Семеном Забуским напали и ограбили Святогорский монастырь. За это Богуна объявили в Московском царстве вором, которого ожидает виселица. Может потому — через страх погибнуть позорной смертью — Богун и не присягал царю в Переяславе.
Освободительная война под началом Богдана Хмельницкого принесла с собой волну переселений в еще до недавнего времени почти незаселенные степи Слободской Украины. Граница незаселенной православными Степи передвигалась все дальше на юг. Правда, был еще раз разорен монастырь людьми Ивана Брюховецкого в 1668 году. «В прошлом во 1668 году в измену Ивашки Брюховецкого того монастыря в церкви церковные ризы и книги от воровских людей пограблены» — жаловались монахи. Хотя здесь можно предполагать набег кого-либо из атаманов той неуправляемой толпы казаков, которые сначала на Черной Раде избрали себе гетманом Брюховецкого, а затем его же «подняли на копья».
Ход ведет к квадратной часовне, а затем к главному храму пещерного комплекса – храму Ивана Предтечи.
Площадь храма составляет 46 кв. м, высота 3,5 м. В центре храма расположен меловой столб, с запада в стене прорублены два окна, которые выходят на реку. Алтаря как такого в храме не существует, но с «престольной» стороны в настоящий момент есть ниши с иконами. Из восточной части храма есть также проход к кельям монахов, а с запада к церкви примыкает помещение площадью почти 14 кв. м, где располагаются паломники во время богослужений и по настоящее время. Писатель А.М. Муравьев писал об этом храме в середине ХІХ в..: «Сперва взошли мы в малую церковь Святителя Николая, всю ископанную в скале, которой своды опирались на одинокий меловой столб, подсеченный не временем, а людьми; на этом столбе явилась по преданию чудотворная икона Святителя и усердие народное изгрызало столб ради исцелений так, что принуждены были обложить его камнем».
Икона святого Николая хранилась в Успенском соборе монастыря, стала наиболее известной его святыней, но была утеряна после закрытия монастыря уже в ХХ веке. Рядом с храмом Ивана Предтечи расположены три келии монахов с окошками и остатками меловых лож. Площадь келий от 7 до 10 кв. м. Отапливались все три келии одной печью. Неподалеку от храма, на расстоянии 14 м, вырублена трапезная площадью 25 кв. м. К ней ведут несколько ходов, в том числе и ходы с других этажей комплекса, которых уже теперь не существуют. Ниже келий расположена похоронная камера-усыпальница – костница длиной 25 м, с 13 похоронными нишами, вырубленными в скале. Над этим комплексом пещер существовали еще три этажа, центральным элементом которых была пещерная церковь, созданная монахами в 1634 г. в честь Успения Пресвятой Богородицы. От нее к нам дошла лишь алтарная часть, вырубленная в скале, теперь является алтарем современной Николаевской церкви. На последнем – пятом ярусе существовала меловая колокольня, вырубленная 13-ю метрами выше Успенского храма. А на четвертом размещался сторож и были келии для путешествующих мирян – своеобразная гостиница.
Несмотря на значительные потери на протяжении четырех веков, комплекс пещерных сооружений Святогорья до сих пор поражает размахом и объемами проведенной монахами подземной работы.
XVIII век знаменовал для Святогорья переход от пещерной жизни на скале к построению каменных храмов на берегу реки Северский Донец. Прежде всего построен был центральный храм – Успенский собор. Храм был построен в стиле украинского барокко, но, в отличие от Петропавловского и Николаевского храмов, собор был с одной большой баней, одним заломом, а сама купольная часть держалась на восьмигранном барабане. Ктитором строительства выступает изюмский полковник Федор Шидловский. Возродитель церковной жизни в Святогорье архимандрит Арсений писал: «Полковник Изюмского полка, Шидловский, основал сию церковь в 1698 году, когда начали здесь селиться слободі Украинские и безопасность позволила монашествующим сойти со скалы, чтобы основаться у ее подножия для большего удобства». Была также отстроена деревянная церковь Петра и Павла, которую освятили в 1763 году. Судьба этого Петропавловского храма, как и первого, достаточно драматичная. По рассказу святогорского старца о. Мафусаила, перед закрытием монастыря в 1787 г. случился «земляной удар», то есть землетрясение. С большим треском части мелового бескида отвалились от скалы. Иноки попадали на пол, ожидая своей кончины. Но храм тогда не был разрушен. После закрытия монастыря Петропавловская церковь была продана в Бахмутский уезд. Позже, в ХІХ ст., Петропавловская церковь уже не восстанавливалась.
Именно он восстановил церковь Петра и Павла, а также положил начало пустынничеству в «Святом месте» неподалеку от монастыря. Начиная с 1765 г. возглавляет монастырь Леонтий Кордет, приятель и покровитель светоча Восточной Украины Григория Сковороды, который тоже бывал в Святых Горах. Префектами Харьковского коллегиума были также настоятели монастыря в 70-80-х гг. XVIII ст. Феофан Феодоровский и Филарет Финевский. Последний был отстранен от управления монастырем за отпуск на волю нескольких крепостных крестьян. В это время монастырь приобретает статус училищного монастыря, где овладевали науками деть мирян и казаков. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Венедикт.
Есть разные предположения относительно причин закрытия обители, которое было объявлено Манифестом императрицы Екатерины ІІ 1787 года о секуляризацию церковных и монастырских владений, ведь этот манифест коснулся не всех монастырей. Определенный интерес к земельным владениям монастыря имел светлейший князь Григорий Потемкин-Таврийский. В 1790 г. он все же получил эту «рощицу Святогорскую» от Екатерины ІІ в подарок. Но, вероятнее всего, монастырь стал слишком влиятельным во всем крае, пользовался почетом Запорожской Сечи и Дона, становился в один ряд с Киевским, Черниговским, Переяславским и Харьковским центрами учебы и культуры. Поэтому и было решено его уничтожить. Имущество монастыря – 27,9 тыс. десятин земли и 2120 душ податных крестьян было передано в казну, а затем присоединено к и без того огромному имуществу светлейшего князя. Церкви стали парафиальными, монахи были переведены в другие монастыри, и монашеские подвиги прекратились в Святых Горах на 57 лет.
Еще в 30-х гг. ХІХ ст. попытку возобновить деятельность Святогорского монастыря осуществили два запорожских монаха — иеродиакон Исайя и Мефодий, которые вернулись в Украину из-за Дуная во времена Турецкой войны. Но эта попытка натолкнулась на несогласие владельца имения Святые Горы В.В. Энгельгардта. Уже сама по себе такая попытка является очень красноречивой: все еще была живая память о славном Святогорском монастыре среди задунайского Запорожского казачества; все еще надеялись остатки Сечи на восстановление своей обители.
Официальное празднование по поводу возрождения Святогорского монастыря состоялось в августе в 1844 г. в престольный праздник обители – Успение Пресвятой Богородицы, после чего начались работы по строительству нового архитектурного комплекса монастыря. Здания XVII ст., эпохи казацкого барокко, были разобраны, вместо этого новые здания выполнялись уже в официальном византийско-русском синодальном стиле, автором которого считается Константин Тон, императорский архитектор и проектировщик Кремлевского дворца и храма Христа Спасителя.
В разработке проекта застройки Святогорского монастыря принимал участие младший брат Константина Тона – Андрей Тон, архитектор Харьковского университета. По его же проекту была построена и новая церковь с колокольней – Покровская. Строительство храма началось в 1847 году и было завершено в 1850 году. Колокольня к ней достроена в 1851 г.
Северный и южный фасады храма заканчиваются фронтонами, увенчанными крестами и монограммой Богородицы.
Сооружать собор подрядился крестьянин Владимирской губернии Яков Сергеевич Еремин. Владелица Святогорского имению Т.Б. Потемкина взяла на себя снабжение строительства строительными материалами, а кирпич для собора изготовлялся на кирпичном заводе в самой обители. Во время строительства был обнаружен подземный ручей перед самим храмом, что стало причиной построения двух фонтанов в форме крестов. Народное воображение и доныне считает воду из тех фонтанов целебной.
Летом в 1868 г. сооружение храма было в целом завершено, и 4 сентября архиепископ Харьковский Макарий (Булгаков) освятил главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы. Собор имеет крещатые бани, три нефа, и венчается пятью восьмигранными банями с палаточными верхами. Восточный фасад храма имеет три полукруглых апсиды. Центральная апсида шире от боковых. Справа от центрального алтаря устроен престол в честь святых великомученицы Варвары и мученицы Татианы, который был освящен 13 сентября в 1868 г. Слева, в боковой апсиде находится третий престол во имя святителей Димитрия, Митрофана и Тихона. Освятили его 9 сентября в 1868 г. Здание храма расположено на высоком камянном стилобате с лестницей, которая ведет к северному порталу собора. Таким образом для того, чтобы зайти в собор с запада, его нужно обойти. Общая высота храма – 53 м, длина с востока на запад – 42 м, ширина – 32 м.
Несмотря на некоторую массивность, храм поражает своими пропорциями и соотношением частей, которое образует законченный гармоничный ансамбль. Пять восьмигранных бань образуют композиционный верх памятника. Центральная баня имеет световые прорези-окна, через которые дневной свет проникает в подкупольную часть храма. В отличие от центральной бани, четыре боковые бани не имеют световых прорезов и закрытые со стороны интерьера. По церковной традиции кокошники символизируют иерархию небесной церкви: 9 чинов ангелов и 9 чинов праведников. Не случайно в интерьере храма в центральном барабане на каждой грани написаны образа святых Праотцов, Пророков, Святителей, Преподобных. Интерьер Успенского собора был отделан под мрамор, а места росписи очерчивались обрамлением, то есть написанными рамами. Это придавало собору очень величественный вид. В настоящий момент стены собора побелены. Возвращение к отделке искусственным мрамором – дело будущего. Солея длиной пять ступенек и пол храма были выполнены из дубового паркета. В куполе центральной бани изображена композиция «Святая Троица». Ниже, на восьми гранях главной бани, созданы композиции «Архангелы», «Праотцы», «Цари», «Мученики», «Преподобные», «Святители», «Апостолы», «Пророки». На парусах бани изображены четыре Евангелиста, а между парусами расположены четыре металлических медальона с образами Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, Ивана Предтечи, и нерукотворного образа Спасителя. На западной стене сохранились изображения Арсения и Пахомия. Вся другая живопись храма утрачена в ХХ ст. По описаниям современников, другая отделка выглядела так: «На стенах среднего отделения, в два яруса расположены изображения в рост человека всех 12 апостолов… В южном отделении лики мучеников и мучениц, изображенные на его стенах, согласуют посвящение южного предела Св. мученицам. В северном – святитель Вселенские и российские, ликами украшают стены, напоминая в свою очередь посвящение северного придела трем новоявленным великим святителям и чудотворцам земли Русской. Западная стена храма занята изображениями Преподобных».. Иконостас был резным с позолотой и имел четыре яруса икон. В центральной части его высота равнялась 14 м. Ширина иконостаса — 26 м.
Перед церковью было обустроено кладбище, где хоронили архимандритив монастыря, а также представителей родов, близких владельцам имения Святой Горы Голициных. Таким образом к началу ХХ ст. перед пещерной церковью Антония и Феодосия образовалось семейное кладбище, где покоились представители родов Голициных, Иловайских, Арсеньевых, Опочининых, Смирновых а также представитель славного казацкого рода Платовых – Матвей Иванович Платов, наказной атаман Войска Донского. А народная фантазия объединила подземную церковь Антония и Феодосия подземным ходом с Киевскими пещерами, где покоятся эти святые, и хлынул поток паломников, которые теперь могли, не доходя до Печерской Лавры в Киеве, здесь получить частицу благословения от этих осеняемых светом Божьим святых. Судьба кладбища — трагическая. Он был стерт с лица земли новой властью. Теперь оно по крупицам восстанавливается.
Еще дальше к востоку от монастыря в 40-х гг. ХІХ ст. восстанавливается так называемое «Святое место» или скит Великого Арсения — отшельнический скит с несколькими пещерами, каменной церковью в честь Великого Арсения, часовней, деревянными зданиями келий, трапезной, ограждением со святыми воротами. Общая длина лабиринта пещер «Святого места» составляет более чем 123 м. Количество монахов здесь не превышало 15-20 человек. Обычно скит был закрыт для посещения паломников и открывался лишь четыре раза в год. Сегодня пещеры — в заброшенном состоянии, а зданий скита не осталось.
Для паломников, которые все в большем количестве приходили в монастырь, в 40-50 гг. ХІХ в. были построены также Андреевская часовня, которая граничит с Николаевской церковью на меловой горе, Кирило-Мефодиивская лестница, павильон паломников – Пещерник и гостиница.
Сама лестница имеет вид крытой галереи. Галерея была частично уничтожена в период Великой Отечественной войны, но теперь уже отремонтирована на средства монастыря. Восточная часть монастыря представляет гостиничный комплекс для паломников из шести трех- и двухэтажных сооружений. В гостинице было двести номеров, а также большой внутренний двор, на котором тоже проживали простые паломники во время посещений монастыря. Кроме этого, в комплекс входила женская больница, аптека, трапезная, чайная, пивная. По описаниям таких выдающихся людей, как А.П. Чехов, И.А. Бунин, В.И. Немирович-Данченко, которые посещали Свягогорье, всем 10-15 тысячам паломников, которые находились на протяжении 1-2 недель в монастыре во время религиозных праздников, монастырь предоставлял бесплатную еду два раза в день из двух блюд и бесплатный чай во все время пребывания здесь.
Кроме религиозных сооружений монастырь имел несколько корпусов двух- и трехэтажных келий для братии, хозяйственный корпус с хозяйственным двором, кузницу, которые и теперь действуют в монастыре, а за пределами монастыря обитель имела кирпичный и свечной заводы, пасеку на 600 ульев, четыре сада, двор в Славянске, мельницы на реках и собственные земельные имения в других местах.
Молился постоянно, каждый день отбивал 700 земных поклонов, 100 поясных, 5000 молитв Иисусовых, 1000 Богородичных, носил железные вериги и власяницу, спал в гробу, который стоял в его келии, размерами немногим больше гроба – 7 кв. м. Первые пять лет келия не отапливалась зимой пока Иван не пристроил печь, что еще больше уменьшило размеры келии. Еще при жизни слава о Святогорского затворника разошлась по всей Российской империи. Тысячи паломников после его смерти получали исцеление над его гробом и в келии, где он проживал. 24 августа 1995 года преподобный Иоанн Затворник Святогорский наконец был причислен к сонму угодников Божиих. Каждый год в этот день в монастыре происходит крестный ход с его мощами на Монастырскую площадь.
Более 500 монахов и послушников, десятки тысяч паломников, огромный духовный авторитет, большое хозяйство, известность во всей империи, гостины царских лиц в обители и… Революция.
Монастырский летописец пишет: «2/15 января 1919 г. бандиты явились в храм, набросились на священнослужителей и начали тащить их в ризах вон из церкви, но затем, по просьбе дали им разоблачится и выгнали на тротуар, куда согнали всех монашествующих (с настоятелем архимандритом Трифоном, казначеем игуменом Герасимом, духовником иеромонахом Каллистом), поставили в ряды и начали обучать воинским приемам; причем, над многими чинились разные пытки: били, толкали, разули на снегу настоятеля и надели на него опорки, стригли волосы, заставляли курить, пить чернила, уксус. Так продолжалось до двух часов дня. После этого погнали всех в трапезную церковь, где вновь подвергались издевательствам, какие только могли тогда бандиты изобресть, особенно на настоятеля извергалась разная хула и ругательства».
Были разграблены ценности монастыря, келии и гостиница преобразованы в жилые дома, Покровска церковь — в лечебный корпус. Из Успенского собора, сбив кресты, сделали кинотеатр и перекрыли церковь вторым этажом, разбили и уничтожили всю церковную утварь, обезобразили и уничтожили росписи, а те здания, которые не понадобились курорту, были крайне захламлены и заброшены, уничтожены все монастырские кладбища. А чтобы увековечить свою победу над монастырем, коммунистическая власть в 1927 г. на соседнем из меловой скалой холме с символическим названием Лысая гора поставила постамент известного в Донбассе революционера Артема (на фото). Несмотря на абсолютную инородность этой скульптуры здесь, на Святых Горах, следует все же сказать что это единственная из уцелевших скульптур времени господства в советском искусстве стиля кубизм.
В 70-80-х годах ХХ ст. на территории прежнего монастыря возникает музей, начинаются работы по восстановленю утраченных культурных ценностей Святых Гор. В 1992 году монахи опять вернулись в Святые Горы. Большая заслуга в этом первого епископа Донецкой епархии владыки Алипия (Василия Семеновича Погребняка). В этом же 1992 году 4 октября в обитель вернулась икона Святогорской Божьей Матери. Оригинал иконы в советское время был утрачен, но литографический образ иконы сохранился в г. Славянске. Там икона была воссоздана заново, и крестным ходом, который продолжался 9 часов, была перенесена в обитель. Празднование Святогорской иконы Божьей Матери происходит теперь каждый год 30 июля при огромном наплыве паломников. Возрожденная Святогорская Свято-Успенская Лавра была торжественно освящена 25 сентября 2004 года.
7 июля 2009 года братия монастыря получила мощи восстановителя монастыря и его первого настоятеля архимандрита Арсения (Митрофанова) и мощи прозорливца преподобного Исаакия (Головина). В настоящий момент монастырь готовится к приезду Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Использованная литература: