Created with Sketch.

Храм нашей судьбы. Десятинная церковь Крестителя и Просветителя Руси Владимира Святого: проблемы возрождения

03.07.2011, 11:30

В конце Х в. Владимиром Святославичем было завершено строительство на Старокиевской горе своеобразного раннефеодального городка, позже получившего название «города Владимира», где были заложены традиции монументального каменного зодчества при создании ансамбля церковно-дворцовой застройки великокняжеского центра. А композиционной доминантой стала величественная церковь Богородицы Десятинная

Благородство всякой истинной культуры определяется тем, что культура есть культ предков, почитание могил и памятников, связь сынов с отцами. Культура основана на священном предании. И чем древнее культура, тем она значительнее и прекраснее. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность... Культура, в которой есть религиозная глубина, всегда направлена к воскресению.

Николай Бердяев

Уже первые киевские князья понимали, что храм — это не только дом Божий, не только памятник им самим и их временам, но одновременно наивысшая возможность украсить и прославить свой стольный град, свою землю и свой народ... Храм для украинца — это как послание из далеких веков. Тень вечности, светлые сумерки, которые никогда не становятся ночью.

Павел Загребельный

Времена великокняжения Владимира Святославича (980 — 1015) являют собой одну из самых ярких страниц истории и культуры Древнерусского государства и ее стольного Киев-града. В конце Х в. завершалось объединение славянских племен, и именно в те времена в 988 г. Владимиром Святославичем было введено христианство на Руси. Эти судьбоносные события способствовали утверждению Киевской Руси как могучего государственного образования в восточной части Европейского континента. Русь стремительно входила в круг передовых стран Востока и Запада. И именно во времена правления великого киевского князя Владимира Святославича происходило значительное изменение общественно-политических, экономических отношений и наступал период феодального строя и перехода от язычества к христианству. Структура феодальных отношений предопределяла активизацию международных связей, развитие торговли, ремесел, перестройку раннефеодальных городов и укрепленных крепостями территорий. Все это определяло новое общественно-политическое, экономическое, культурное и архитектурно-художественное лицо страны.

В конце Х в. Владимиром Святославичем было завершено строительство на Старокиевской горе своеобразного раннефеодального городка, позже получившего название «города Владимира», где были заложены традиции монументального каменного зодчества при создании ансамбля церковно-дворцовой застройки великокняжеского центра. А композиционной доминантой стала величественная церковь Богородицы Десятинная. Вокруг нее раскинулись изысканные княжеские двухэтажные дворцы и Большой княжий двор. За Десятинной церковью размещался Бабий Торжок — обширная городская торговая площадь, украшенная вывезенными князем Владимиром из Корсуня (Херсонеса) двумя античными статуями и квадригой медных коней. Это напоминало о результатах успешного похода Владимира Святославича на Корсунь в Крым, принятии им христианской веры, бракосочетании его с византийской царевной Анной и возвращении победителем стольного Киев-града.

Историки отмечают, что бывший великокняжеский церковно-дворцовый центр на Старокиевской горе Верхнего Киев-града — «Капитолий», «Русский форум», «Киевский акрополь», «Кремль» — является политическим и административно-духовным центром начального периода становления христианства и утверждения государственности в Киевской Руси. Известно, что именно этот период занял значительное место во всем последующем развитии древнерусского градостроения, зодчества, искусства и культуры в целом. Исследователь древнего Киева М. Каргер утверждал, что в Х в. каменные монументальные сооружения известны были только в Киеве во времена княжения Владимира Святославича.

Именно в те времена «в Киеве закладывались основы того развития, которое на много веков определило дальнейшую судьбу художественной культуры Давней Руси», — отмечал известный российский искусствовед М. Алпатов. В течение почти двух с половиной веков изысканный ансамбль великокняжеского церковно-дворцового центра на Старокиевской горе был достойным украшением «города Владимира» и важным приобретением зодческой культуры столицы Киевской Руси. И, безусловно, неопровержимой доминантной этого ансамбля была величественная Десятинная церковь. В те времена она была самой выдающимся средоточием и символом утверждения и распространения христианства на всей Руси. Своим торжественно-праздничным видом церковь производила на современников, вчерашних язычников, неизгладимое впечатление. Ее архитектура являла собой образ-символ нового христианского Мира, в котором теперь надлежало жить крещенному Киеворусскому государству. Именно отсюда — как «матери церквей русских» — начиналась родословная древнерусского каменного монументального храмостроительства. Отметим, что построение Десятинной церкви было осуществлено на благоверной основе — в знак чествования крови первых христиан-мучеников варягов Федора и Иоанна — жертв языческих времен, которые впоследствии тоже стали святыми на Руси.

В те далекие времена Десятинная церковь пользовалась непререкаемым авторитетом, поскольку под ее сводами в алтарной части находились христианские святыни — мощи святого священномученика Римской церкви Климента и его ученика Фифа, которые были привезены в Киев Владимиром Святославичем, вместе с другими трофеями, после его крещения в Корсуне (Херсонесе). В дальнейшем Десятинная церковь стала местом захоронения великих князей Киевской Руси. Так, в течение ХІ в. были осуществленные захоронения: княгини Ольги (1007), жены Владимира греческой царевны Анны (1011) и самого Владимира (1015), а также Олега и Ярополка Святославичей (1044), Изяслава Ярославича (1078) и внука Изяслава — Ростислава Мстиславича (1093). Над ними перед захоронением было осуществлено крещение. Именно в центральной части древнейшего храма сохранялись в мраморных саркофагах захоронения княгини Ольги и крестителя Руси великого киевского князя Владимира Святославича, которые в начале ХІІІ в. были канонизированы и провозглашены святыми.

К сожалению, в 1240 г., во времена нашествия монголо-татар, стольный Киев-град был подвержен опустошительному разгрому. Сокрушительное разрушение испытал «город Владимира» в целом. От Десятинной церкви и княжеского дворцового ансамбля остались лишь ужасные развалины, которые постепенно разрушались и в дальнейшем местным населением разбирались на хозяйственные потребности.

Предпринимались неоднократные попытки возродить Десятинную церковь, в частности митрополитом Петром Могилой в XVII в. и позже митрополитом Евгением (Болховитиновым) в середине ХІХ века. А в 1826 — 1830 годах А. Анненковым была построена новая Десятинная церковь по проекту арх. В. Стасова и освящена в 1842 г. Она занимала около 2/3 площади плана древнейшего храма и, как известно, впоследствии была разобрана — из-за того, что не имела художественной ценности (в советское время в 1936 г.).

На протяжении более чем 180-летних исследований киевского детинца собранно множество разносторонних историко-культурных ценностей, связанных с археологическими остатками великокняжеского церковно-дворцового ансамбля и его доминантой — церковью пресвятой Богородицы Десятинной. На сегодня взяты на Государственный учет как выдающиеся памятники археологии: культурный слой городка Кия (V — VІІІ вв., ул. Владимирская, 2), культурный слой «города Владимира» (ІХ — первая половина ХІІІ вв.) с остатками фундаментов языческого капища, фундаментами княжеских дворцов, въездных башен и в целом территория детинца древнего Киева VІІІ — Х вв. с фундаментом Десятинной церкви Х в. как памятники национального значения, а также фундаменты ротонды и другие археологические памятники Верхнего города древнего Киева. Археологические памятники и природно-ландшафтная окружающая среда детинца являются составными частями Государственного заповедника «Древний Киев» и имеют высокую ценность как памятники национального культурного и природного наследия.

Состояние сохранности историко-культурной среды и природно-ландшафтной окружающей среды самих памятников архитектурной археологии древнего Киева и, особенно, древнего церковно-дворцового центра «города Владимира» вызывают тревогу и беспокойство*. Там еще в конце ХІХ в. на фундаментах прежних княжеских дворцов (Владимира и Ярополка), в настоящее время — памятниках археологии, были построены жилые дома (ул. Владимирская, 8 и Десятинный переулок, 5). Значительный вред был нанесен остаткам фундамента княжеского Северного дворца Святослава еще при прокладке проезжей части по ул. Владимирской на ее соединении с Андреевским спуском, который также является важным археологическим памятником.

КАРТА КИЕВА Х — ХІ в., НА КОТОРОЙ УКАЗАНЫ ЕГО ВАЖНЕЙШИЕ ЗЕМЛИ И КУЛЬТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ. СОСТАВЛЕНА П. ТОЛОЧКО

В то же время в последние годы наблюдается активная урбанизация заповедной территории «города Владимира». Так, на остатках фундаментов великокняжеского Западного (Владимирского) дворца — памятника археологии, в настоящее время запроектировано строительство нового жилого дома по Десятинному переулку, № 3 — 5 (проект уже разработан и утвержден). Были намерения построить многоэтажный жилищный дом-комплекс на Пейзажной аллее в зоне примыкания ее к Десятинному переулку. ЮНЕСКО в «Рекомендациях о сохранении культурных ценностей, которым угрожает опасность в результате проведения общественных или частных работ» (1968) в статье 24/б утверждает, что: «Сохранение памятников должно быть безусловным требованием, которое выставляется к любому хорошо разработанному плану... строительства, и это особенно касается исторических городов и его районов. Аналогичные правила должны приниматься для всего района и территории, которая окружает зарегистрированный памятник или местность, с целью сохранения их исторических связей и естественной окружающей среды».

В связи с этим необходимо принятие срочных мероприятий по надежному сохранению и надлежащей государственной охране этой уникальной историко-культурной среды и естественной окружающей среды, в том числе это касается еще незастроенной центральной части «города Владимира», учитывая его выдающееся научное, историческое и культурно-духовное значение в поступательном историческом развитии Руси-Украины.

Отметим, что в целом историко-культурное наследие Верхнего города древнего Киева, его славные ансамбли Софии Киевской, Михайловского Золотоверхого собора и Андреевской церкви, имея высокий памятнико-охранный ценностный статус, играют акцентирующую и доминирующую роль в панорамном раскрытии исторической застройки древнего Киева со стороны Днепра и Левобережья, в целостном пространственно-визуальном восприятии силуэта древнего Киева: Подол, Верхний город, Печерск с Киево-Печерской лаврой, Выдубичи. А с Пейзажной аллеи «города Владимира» открываются незабываемые многоплановые пейзажи летописных гор — Замковой, Щекавицы, Детинки и урочища Гончары-Кожемяки, Андреевского спуска с Андреевской церковью и маревом дальних планов современной застройки Оболони, живописным видом Заднепровья и горизонтами Вышгородских холмов. В то же время отметим, что нынешнее состояние зеленых насаждений на склонах Старокиевской горы не помогает панорамно и целостно все это созерцать.

Впервые проблему сохранения уникальной историко-культурной среды и природно-ландшафтного окружения Старокиевской горы и музеефикации археологических памятников детинца древнего Киева планировалось решить еще во время разработки проекта (1967 — 1968 гг.) создания на древнейших землях столицы Киевской Руси историко-археологического и архитектурного комплекса — парка-музея «Древний Киев» творческим коллективом под руководством архитектора А. Милецкого (научную консультацию дал П. Толочко и другие специалисты Института археологии АН УССР). Разработанный проект охватывал историко-археологический ландшафт «города Владимира» и «города Ярослава», а позже — и Подола. Поэтому целесообразно вернуться к этой проблеме для более углубленного рассмотрения вопроса надлежащего сохранения этих ярких достопримечательностей нашей истории и культуры — унаследованной уникальной историко-культурной и природно-ландшафтной среды и самих памятников археологии — бывшего церковно-дворцового ансамбля «города Владимира» и его доминанты — первого монументального каменного храма Киевской Руси — церкви Богородицы Десятинной.

Институтом археологии НАН Украины при участии сектора архитектурной археологии Государственного Эрмитажа (СПб) России в 2005 — 2010 гг. проведены новейшие углубленные археологические исследования аутентичных остатков Десятинной церкви и уже опубликованы предварительные результаты основных работ, что дает возможность подойти к вопросу надежного консервирования и надлежащей музеефикации остатков ее фундаментов как памятника национального значения. При этом возникает и более сложная проблема: как сохранить и наилучшим образом реанимировать историко-культурную среду киевского детинца в целом и определить целесообразные подходы к возможному проведению умеренных реабилитационных работ в этой уникальной заповедной территории для более широкого представления музейных экспонатов выдающихся археологических памятников многочисленным экскурсантам — отечественным и зарубежным туристам? При этом необходимо также рассмотреть вопрос: как быть с более поздними агрессивными включениями застройки в этой уникальной заповедной зоне современного Киева? Это, в первую очередь, хаотическая застройка в зоне примыкания к Десятинному переулку и Пейзажной аллее. Назрела острая необходимость обоснования значимости исторического, научного, архитектурно-археологического и культурно-художественного наследия киевского детинца и остатков великокняжеского церковно-дворцового ансамбля «города Владимира» древнего Киева. Также есть потребность в разработке комплексных рекомендаций относительно их надежного сохранения и музеефикации и выполнении памятникоохранных мероприятий по благоустройству этой заповедной территории, создании соответствующих условий для организации там современного мемориального музейно-экскурсионного комплекса европейского уровня. Ведь это одно из самых выдающихся памятных мест нашей древнейшей истории и культуры, первосредоточие нового христианского цивилизационного продвижения Руси-Украины, становления и утверждения государственности в начальный период ее развития. И уже сегодня это выдающееся место как своеобразная летопись седой давности древнего Киева должно достойно возродиться при возможном создании там современного привлекательного мемориального музейно-экскурсионного комплекса европейского уровня. Такие мероприятия могли бы способствовать охране и надлежащему сохранению и более активному введению в культурно- экскурсионное и туристическое обращение этого значимого места современной Украины. Все эти вопросы мы более детально рассмотрим в приведенных концептуальных положениях-предложениях, которые содержат альтернативные подходы к решению этой проблемы.

Концепция градостроительной, архитектурной и художественной ревалоризации (т.е. комплекса определенных действий, имеющих целью вернуть объекту наследия его ценность) памятников археологии национального значения «Детинец древнего Киева VIII — X вв.» с консервированием и современной музеефикацией аутентичных остатков церкви Богородицы Десятинной, созданием архитектурного ансамбля с возможностью экскурсионного посещения, отправления религиозных потребностей граждан и проведения протокольных мероприятий.

По результатам новых археологических исследований были осуществлены консервационные мероприятия по надежному сохранению памятников. Поэтому необходимо определиться с соответствующими подходами современной музеефикации и экскурсионного показа археологических остатков древнейшей Десятинной церкви в контексте археологических остатков древнего великокняжеского церковно-дворцового ансамбля «города Владимира».

Новейшие археологические раскопки показывают, что на сегодня аутентичные остатки фундаментов Десятинной церкви сохранились лишь частично в юго-западном углу церкви. При современных раскопках были уточнены планировочные размеры аутентичных остатков фундаментов и их следов по Десятинной церкви с учетом исследований предшественников. Но такие же работы необходимо провести также по остаткам фундаментов и их следов и в великокняжеских дворцах и в целом осуществить расширенные археологические исследования культурного слоя этого выдающегося творения нашей истории, а также рассмотреть вопрос создания там современного привлекательного музейно-экскурсионного комплекса.

Для истории и культуры Украины церковь Богородицы Десятинная и территория детинца древнего Киева имеет исключительное историко-мемориальное, научное, культурологическое и символическое значение как первосредоточие христианского продвижения и утверждения государственности в Киевской Руси. Поэтому определимся с целесообразным подходом к музеефикации аутентичных остатков славной церкви Пресвятой Богородицы как древнейшей духовной святыни — Храма Божьего и необходимостью достойного увековечения исторической памяти об этом уникальном летописном храме Киевской Руси.

Продолжение следует


* В этом плане уместно обратить внимание на мировой опыт — многовековое надлежащее сохранение и государственную охрану выдающихся мест далекого прошлого со знаменитыми памятниками культуры, которые определяют исторические корни — истоки зарождения, формирования и развития столичных городов с древнейших времен. Так было в Греции (Афины с его Верхним городом — Акрополем и знаменитым храмом Парфеноном и другими достопримечательностями античного периода), в Италии («Вечный город» Рим с его исторической сердцевиной — Палатином и многочисленными форумами — выдающимися памятниками архитектурной археологии), в России (Московский Кремль с его дворцами и храмами, построенными в разное время).

Виктор СОЧЕНКО,

доктор архитектуры, профессор, заслуженный деятель науки и техники Украины

"День", №112-113, 1 июля 2011

Читайте также